Изменение государственной системы в условиях переходного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 10:28, реферат

Описание работы

В 1923г. СТО РСФСР преобразуется в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР. В феврале 1921г. была создана Государственная общеплановая комиссия при СТО - Госплан. Основная масса предприятий, ранее подчиненных непосредственно ВСНХ, была передана территориальным (губернским) совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ. В 1923г. все отраслевые главки ликвидируются. Главное экономическое управление ВСНХ осуществляло регулирование промышленности в целом, Центральное управление государственной промышленности осуществляло руководство отраслевыми трестами. Первые тресты стали возникать еще летом 1921г. Введение хозрасчета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Внутри самих трестовых объединений существовал "внутренний хозрасчет" предприятий.

Файлы: 1 файл

Законодательство о трестах.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К  СОЦИАЛИЗМУ 
 
Изменение государственной системы в условиях переходного периода. 
 
В 1923г. СТО РСФСР преобразуется в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР. В феврале 1921г. была создана Государственная общеплановая комиссия при СТО - Госплан. Основная масса предприятий, ранее подчиненных непосредственно ВСНХ, была передана территориальным (губернским) совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ. В 1923г. все отраслевые главки ликвидируются. Главное экономическое управление ВСНХ осуществляло регулирование промышленности в целом, Центральное управление государственной промышленности осуществляло руководство отраслевыми трестами. Первые тресты стали возникать еще летом 1921г. Введение хозрасчета на основе самоокупаемости сделало тресты самостоятельными субъектами оборота. Внутри самих трестовых объединений существовал "внутренний хозрасчет" предприятий. 
В марте 1921 г. Десятый съезд РКП(б) принял резолюцию "О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом". После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них "излишки" на нужные им товары. Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах "местного хозяйственного оборота". В июле 1921г. ВСНХ принял постановление, разрешающее  
 
промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы "местного оборота" и переходить к купле-продаже. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для частнохозяйственной деятельности мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный (явочный) порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда (с десяти рабочих 1920г. до двадцати на одно предприятие по июльскому декрету 1921г.) Установка Девятого съезда советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер. В майском постановлении ВЦИК 1922 г. "Об основных частных имущественных правах" был провозглашен принцип: "все, что не запрещено - дозволено". Наказ СНК (август 1921 г.) "О новой экономической политике" заложил основания для перевода госпредприятий на начало хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на вольном рынке. 
Активизировалась деятельность товарных бирж - организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции. Законодатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер. В циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО в марте 1924 г. определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления. 
Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из: государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товаропотребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов, подчиненных действию двух правовых режимов: автономного (частно-правового), поскольку предприятие участвует в товарном обороте и находится под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правового), поскольку оно входит в систему планового хозяйства. 
Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность (срок его существования не оговаривался) и единообразие этого института (юридического лица) при различном его содержании. Оно могло возникнуть как объединение физических или юридических лиц. В последнем случае имело место появление сложного юридического лица акционерное общество - входящие в него юридические лица достаточно автономны;трест - связь эта достаточно жесткая; синдикатские и кооперативные объединения (промежуточный тип). Трест был одновременно хозяйствующем субъектом и хозяйственным органом. Первое Положение о трестах было утверждено декретом ВЦИК и СНК в начале 1923г. Подчеркивалось, что трест есть выделенное из общего состава государственного достояния имущество, которое находится в управлении "особых доверенных органов", действующих на правах юридических лиц. Внешняя (рыночная) сторона треста мыслилась как "заимствованные из частного хозяйства техника и прием работы", а внутренняя сторона - как "публично - хозяйственное содержание". В связи с этим процессы трестирования сопровождались двумя тенденциями: централизаторской идецентрализаторской. Первая вела к созданию системы концернов, т.е. расширению сферы деятельности треста за счет присоединения к нему предприятий, производящих сырье и готовые изделия. По декрету о трестах 1923 г. имущество треста распадалось на основной и оборотный капитал, формально весь основной капитал был изъят из гражданского оборота и имущественная ответственность по долгам на него не распространялась. Однако на практике наметилась тенденция к выделению из состава основного капитала некоторого имущества, вовлекаемого в оборот. Декрет о трестах 1923г. предусматривал передачу трестам не совокупности имущественных прав, а совокупность вещей. В проекте нового закона о трестах наиболее важное нововведение - ликвидация ранее существовавшего деления уставного капитала треста на основной и оборотный. Вместо этого предусматривалось деление имущества на изъятое и не изъятое из оборота. Вместе с тем торговая сфера треста ограничивалась реализацией предметов только собственного производства. 
Вначале акционирование в значительной мере было рассчитано на привлечение частного капитала. В связи с этим в условиях многоукладности экономики возникла необходимость упростить порядок открытия акционерных обществ. Закон различал два типа товарищеских объединений: "товарищество лиц" - простое, полное товарищество - и "товарищество капиталов" - акционерное общество. В середине 1926г. комиссия законодательных предложений при правительстве обсуждала проект "Положения об акционерных обществах", в котором много места отводилось статусу смешанных акционерных обществ с участием государственного и частного капиталов. В 1927 г. было принято специальное "Положение об акционерных обществах", в котором определялись цели акционерных обществ: не формирование капитала, а хозяйственная деятельность, для которой наиболее подходила проверенная временем форма паевого товарищества. Принцип безличности акций в таких объединениях был заменен определенно личностными отношениями, их акции не могли котироваться на бирже. Автономные принципы акционирования уже не устраивали ни законодателя, ни практику. В Положении 1927г. все акционерные общества стали делиться на государственные, смешанные и частные. В целом же акционерная форма вскоре была признана неприемлемой для госпредприятий. Быстро усиливавшийся товарный оборот стал решающим фактором, который способствовал утверждению синдикатской формы: были организованы синдикаты с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный и пр.);синдикаты с преобладанием регулятивной функции; принудительные синдикатские образования с преобладающей производственно-регулятивной функцией (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.). С одной стороны синдикаты были соглашениями трестов, направленными на облегчение их коммерческой и производственной деятельности, с другой - монопольными организациями в данной отрасли промышленности. В первые годы нэпа частные предприниматели, не имевшие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Весной 1926г. было произведено широкое обследование ОВК, вскрывшее много финансовых злоупотреблений. С начала 1927г. Наркомфин запрещает ОВК проводить товарно-комиссионные операции, а акционерным банкам - их кредитование. С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью, часто забывая об общехозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообразования часто формировались стихийно. До 1922г. регулирование цен трестами и синдикатами чаще всего сопровождалось их повышением. Положительную роль сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924г.). С постановлением СТО (октябрь 1922г.) комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924г. начался процесс снижения цен на промтовары. 
На первом этапе нэпа система налогообложения характеризовалась множественностью различных сборов. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов. В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге. В феврале 1922 г. принимается новое Положение, в котором законодатель увеличивал число разрядов облагаемых предприятий и их предельный размер (по числу занятых на них рабочих). Перевод госпредприятий на хозрасчет стал основанием для их включения в число облагаемых объектов. В марте 1922 г. были введены новые правила взимания промыслового налога, предусматривавшие многократное обложение (поочередно облагались разные стадии производства, трест, затем синдикат, в который входил трест). Этот порядок устранялся в третьем Положении о промысловом налоге (январь 1923 г.) только в отношении госпредприятий, частные и кооперативные предприятия продолжали облагаться по старым правилам. Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г. В отличии от промыслового он учитывал не величину оборота предприятия, а его доходность. Подоходное обложение имело четкую социальную направленность. Сами налоговые органы устанавливали норматив обложения, и доля дохода, превышавшая "норму", считалась сверхприбылью. Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В декабре 1921 г. и в конце 1922г. закон дал перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установил предельные ставки обложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т.п. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья кооперации. В отношении же частнокапиталистических предприятий налог постепенно превращался в пресс, вытесняющей их из экономики. В октябре 1922г. СТО обязал частные предприятия делать публичные отчеты (в газете "Экономическая жизнь") о своей деятельности: о балансах, основном капитале, о типе товарищества, составе участников, юридическом адресе и т.п. Частник подвергался взысканиям за нарушение правил ведения торговли, налоговой отчетности, охраны труда, соблюдения и публикации цен и т.п. 


Информация о работе Изменение государственной системы в условиях переходного периода