Влияние тяжести на здоровье школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Задачи: 1. Проанализировать школьные факторы риска, изучить литературу.
2. Описать, как тяжелый ранец влияет на осанку школьника.
3. Провести эксперимент и опрос учащихся
4. Показать, как правильно уложить в ранец школьные принадлежности.
5. Предложить свои способы решения проблемы.

Содержание работы

Введение …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 3
2. Глава I. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
1.1. Школьные факторы риска, и их влияние на здоровье школьников. . . . . . . . . . . . . 4
1.2.Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3. Осанка. Нарушения осанки у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Глава II. Исследование веса портфеля современного школьника.
2.1.Выбор правильного портфеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Результат исследования по выявлению «правильной тяжести» . . . . . . . . . . . . . . ..14
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . .. . . . .. . . . .. . . . . 18
5. Литература ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

АЛИНА_И_настя.docx

— 67.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное учреждение «Управление образования»

МО Кобяйский улус РС(Я)

МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Влияние тяжести  на здоровье школьника

 

 

 

 

Авторы: Павлова Настя, Петрова Алина – ученицы 8 класса Мастахской общеобразовательной школы Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия)

Руководитель: Кононова Дария Николаевна – учитель математики

 

 

 

 

 

с. Мастах 2013 год

Оглавление

  1. Введение …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 3

2.   Глава I. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.        

1.1. Школьные факторы риска,  и их влияние на здоровье школьников. . . . . . . . . . . . .  4

1.2.Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.3. Осанка. Нарушения осанки у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3.  Глава II. Исследование веса портфеля современного школьника.

2.1.Выбор правильного портфеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.2. Результат исследования  по выявлению «правильной тяжести»  . . . . . . . . . . . . . . ..14

4.  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . .. . . . .. . . . .. . . . .  18

5.  Литература  ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема   сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в        современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло  значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Именно на воспитание культуры здоровья подрастающего  поколения должны быть в направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.  Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья являются информированность в вопросах здоровья  и здорового образа жизни

Одним из факторов риска - вес школьного рюкзака, что влияет на здоровье и успеваемость ребенка. Постоянное ношение тяжелых школьных рюкзаков способно вызывать у детей долгосрочные нарушения в работе нервной и мышечной систем.

Актуальность темы: При осмотре здоровья учащихся нашей школы, обнаружили нарушение осанки в младших классах, что заставило нас исследовать это нарушение.

Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют многие факторы. Одним из важных факторов является то, что осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно портфели.

  Цель: Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

 Задачи: 1. Проанализировать школьные факторы риска, изучить литературу.

2. Описать, как тяжелый  ранец влияет на осанку школьника.

3. Провести эксперимент  и опрос учащихся

4. Показать, как правильно  уложить в ранец школьные принадлежности.

5. Предложить свои способы  решения проблемы.

Объект исследования: осанка ученика

  Предмет исследования: школьный портфель

Участники исследования: учащиеся школы и 8 класса..

 Гипотеза исследования:  предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

В  работе  использованы  методы исследования:

 1) подбор и изучение материала по теме;

2) исследование здоровья  учащихся по осмотру ФАП;

3) практическая работа: взвешивание портфелей.

   

 

Глава I. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.        

Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства , является индикатором устойчивого развития нации. Состояние здоровья подрастающего поколения –важнейший показатель благополучия общества и государства. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в современных условиях, рассматриваются состояние здоровья школьников, уровень сформированности культуры здорового образа жизни.

1.1..Школьные факторы риска,  и их влияние на здоровье школьников

Проблема   сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в        современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло  значительное качественное ухудшение здоровья школьников.

      Научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, задача общеобразовательных учреждений. Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым.

1). Здоровье сберегающая технология не является альтернативной всем другим системам и подходам.        Содержание и организация обучения всегда должна  соответствовать возрастным особенностям учащихся. Подбор объёма учебной нагрузки и уровня сложности  изучаемого материала   в соответствии с индивидуальными возможностями ученика- одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе очень трудно. В современном обществе школа представляет собой социальный институт обязательный для каждого ребенка по достижению возраста 6-7 лет. В следствии изменения учебных программ увеличивается  количество  учебных часов (уроков, внеурочных занятий, и факультативов.) Фактическая учебная школьная  нагрузка в среднем составляет  7-8 часов, а вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет от 9до15 часов. Существенное увеличение  учебной нагрузки в школе не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно- психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунным и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость  и другие нарушения. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных , психсоматических и других заболеваний.

2) Отмечается тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей. Особенно часто хронизация утомления происходит у одаренных детей. Ведь ранняя одаренность- это увлеченность, а люди, особенно дети, плохо контролируют свои увлечения. Конечно, утомление не объясняется каким либо фактором – оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможности данного организма, статистическое положение  тела во время работы, «монотония». Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

3) Фактор, который в общественном мнении традиционно связывает с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся - «экзаменационный  стресс». Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов к доске, контрольная работа, тестирование- уже маленький экзаменационный стресс.  Но это не повод отменять процедуру экзамена. Лишь необходима  такая процедура проверки знаний, при которой  соблюдаются необходимые психолого – педагогические  и этические нормы требования ,  обеспечены  атмосфера справедливости и доброжелательности, и принять во внимание индивидуальные особенности отвечающего.

4) И еще об одном факторе здоровье сбережения – это воспитание в благоприятной и целостной психолого – педагогической среде дома. Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношении между родителями, понимании ребенка, характеру знаний с ребенком, социально бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества.

В школе был проведен опрос о факторах неблагоприятно влияющих на здоровье школьников. Учащиеся ответили на вопросы: и к факторам в большей степени влияющих отрицательно на их здоровье они указали: большой объём домашних  заданий,  количество уроков;  раннее начало уроков в 1 смене, и поздний конец уроков во 2 смене;   сложность изучаемого материала; питание в школьной столовой; в начальных классах тяжесть школьных  портфелей;  в старших классах предстоящие экзамены;  шестидневное обучение  и нервные учителя.

Именно на воспитание культуры здоровья подрастающего  поколения должны быть в направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.  Неотъемлемой частью культуры здоровья являются информированность в вопросах здоровья  и здорового образа жизни . Как добиться успеха в жизни , как не стать жертвой алкоголя  или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья , за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к  нам  учителям .

1.2.   Сколько  должен весить ранец школьника  или какова тяжесть современного  образования

 На основе результатов  исследовании, проведенного в нескольких  школах Израиля, профессора пришли к выводу, что вес школьного рюкзака, превышающий 4 кг, примерно на 60% увеличивает вероятность образования микроповреждений нервных волокон и на 85 % - повреждений мышечной ткани. По мнению исследователей, такие процессы могут стать причиной снижения функциональных способностей у школьников. Так, нервные окончания теряли значительную долю чувствительности, из-за чего движение нервного импульса от головного мозга к пальцам рук занимало большее время, чем в норме. В результате этого ухудшалась общая физическая форма ребенка, происходило истощение мышечного каркаса, и снижалась степень ловкости.

Исследование показало, что хуже всего дело обстояло с пальцами рук – дети, постоянно носившие тяжелые рюкзаки, испытывали трудности с письмом и рисованием и почти всегда обладали плохим почерком. Интересно, что данное открытие ученых справедливо не только в отношении детей. Согласно результатам исследования, проведенного израильским Министерством обороны, солдаты, постоянно носившие тяжелую ношу, также жаловались на сильную боль в мышцах плечевого пояса и онемение пальцев.

Согласно общему правилу, ребенок не должен носить на спине рюкзак, вес которого превышает 10 процентов от их собственного веса. В идеале – еще меньше. Несмотря на это, многими  образовательными учреждениями такие рекомендации попросту игнорируются и более половины школьников в настоящее время вынуждены носить тяжести, опасные для их здоровья.

Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования?

Ответе по данному вопросу нам поможет СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

Но это сам ранец, а сколько он может весить вместе с содержимым. Для ответа на данный вопрос, часто обращались к документам по Охране труда подростков, где в приведены в таблице нормы переноски тяжестей указано, что для подростков 14-15-лет возможно носить до 2 кг, для 16-17-лет -  до 3 кг.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15 % от веса школьника. Т.е. если школьник весит 30 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не может превышать 4,5 килограмм. В 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5-6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.

В действительности дети носят тяжестей вдвое больше.  Возьмем обычный шестой класс, где комплект учебников состоит из 12 книг. Получается, что в среднем портфель пятиклассника весит шесть-семь килограмм, что составляет более 20% от веса среднестатистического школьника.

Из всего того, чем набит портфель школьника, хуже всего обстоят дела с увесистыми учебниками. Средний вес учебника 600 грамм, но такие учебники как «Литература» не дотягивают до килограмм всего 200 грамм. Теперь понятно, почему уже за первые три года школьной жизни осанка нарушается у половины детей.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования" вес учебника не должен быть более:

300 г для 1 - 4 классов; 400 г для 5 - 6 классов; 500 г для 7 - 9 классов; 600 г для 10 - 11 классов. Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

Как облегчить жизнь вашему ребенку. Ведь содержимое школьного ранца влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. По статистике за 5 лет учебы зрение падает у трети всех школьников. Родители не раз поднимали вопрос о том, сколько должен весить школьный портфель, и пытались  заставить администрацию школ следовать нормам, но образовательные стандарты тоже никто не отменял, и они в этом споре становятся в приоритет. Многие школы, конечно, идут навстречу:  составляют расписание, чтобы «тяжелые» предметы разнести по дням недели, находят место в школе для хранения вещей школьника,  и т.п. Но много зависит и от самих родителей.

Информация о работе Влияние тяжести на здоровье школьника