Туберкулез: профилактика, факторы риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Туберкулез вызывает микобактерия туберкулеза (облигатный аэроб), открытая Кохом в 1882 г. Различают 4 типа микобактерий. Для человека патогенны 2 из них:
Mycobacterium tuberculosis – воздушно капельный путь передачи;
Mycobacterium bovis – алиментарный путь передачи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 2

Глава 1 Профилактика…………………………………………………………….. 5
1.1 Виды профилактики…………………………………………………………….6
1.2 Направления………………………………………………………………….8-11

Глава 2 Факторы риска……………………………………………………………12
2.1 Симптомы………………………………………………………………………12
2.2 Осмотры……………………………………………………………………….13-14

Глава 3 Ревакцинация детей……………………………………………………..15-16
Заключение…………………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

туберкулез 2.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………… 2

 

Глава 1 Профилактика…………………………………………………………….. 5

1.1 Виды профилактики…………………………………………………………….6

1.2 Направления………………………………………………………………….8-11

 

Глава 2 Факторы риска……………………………………………………………12

2.1 Симптомы………………………………………………………………………12

2.2 Осмотры……………………………………………………………………….13-14

 

Глава 3 Ревакцинация детей……………………………………………………..15-16

Заключение…………………………………………………………………………17

Список используемой литературы………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Туберкулёз – социально значимое заболевание. В настоящее время туберкулез представляет собой одну из серьезнейших угроз здравоохранению в мировом масштабе, является глобальной проблемой чрезвычайного характера.

Туберкулез вызывает микобактерия туберкулеза (облигатный аэроб), открытая Кохом в 1882 г. Различают 4 типа микобактерий. Для человека патогенны 2 из них:

Mycobacterium tuberculosis – воздушно капельный  путь передачи;

Mycobacterium bovis – алиментарный путь  передачи.

Mycobacterium avium и Mycobacterium intracellulare – непатогенны для нормального организма человека, но могут вызвать туберкулёз у больных с иммунодефицитами.

От туберкулеза ежегодно умирают 3 млн человек. Это больше, чем от СПИДа, малярии, диареи и всех тропических болезней вместе взятых. «По расчетам ВОЗ, ежегодная смертность от туберкулеза может вырасти к 2004 г. до 4 млн, если не предпринять срочных мер, в первую очередь - реализовать уже разработанные стратегии по контролю заболеваемости и эффективному лечению» . Необходимы исследования для разработки ускоренных диагностических тестов, более эффективных вакцин и лекарств. Новые подходы к контролю заболеваемости немногое изменят при ограниченном применении (т.е. в благополучных странах), поскольку 98% смертности от туберкулеза приходится на беднейшие развивающиеся страны.

   В 1993 г. ВОЗ объявила туберкулез  глобальной проблемой, что было  связано с ростом эпидемии  ВИЧ, т.к. на ВИЧ-инфицированных приходится 8 - 10% (в Африке - 20%) всех больных  туберкулезом, и лекарственной резистентности к противотуберкулезным препаратам. Резистентность к одному препарату зарегистрирована у 10% больных, полирезистентность - у 4,4% (разумеется, цифры занижены).

Для ее решения необходимо объединить усилия здравоохранения, государства, общества, направить колоссальные средства на борьбу с туберкулезом, уделив особое внимание профилактической работе. Медицинская сестра должна иметь знания в области эпидемиологии и профилактики, клиники и лечения туберкулеза, организации своевременного выявления, вакцинации и амбулаторной химиотерапии.

Медицинская сестра должна уметь вести документацию, владеть техникой подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций, уметь проводить туберкулиновые пробы, оказывать доврачебную помощь, например при легочном кровотечении.

Весьма ценную помощь медицинская сестра оказывает врачу в организации приема больных: до начала приема она отбирает соответствующие истории болезни, подбирает к ним рентгенограммы, подклеивает результаты анализов после просмотра их врачом. Она регулирует прием, вызывая к врачу в первую очередь больных с повышенной температурой, жалобами на боли, кровохарканье, одышку или плохое самочувствие, с больничным листом на руках, слабых и пожилых, приехавших на консультацию издалека. По указанию врача она заполняет направления и справки, рецепты, учетные статистические формы и другую документацию. В процедурном кабинете она проверяет регулярность посещения назначенных больных, выявляет оторвавшихся и выявляет причины отрыва и в случае надобности вызывает этих больных к врачу; работает с контрольной картотекой, отмечает даты прихода и вновь назначает явки больного, вписывает диагнозы, группу учета, данные о стационарном, санаторном и амбулаторном лечении, изменения в трудовой деятельности больных, их месте жительства, выявляет лиц, не явившихся в контрольные сроки в диспансер; работает с картой участковой медицинской сестры (учетная форма 93), вписывает дату посещения очага, отмечает его санитарное состояние, поведение больного, выполнение плана оздоровления очага, содержание проведенной беседы. Участковая сестра работает совместно с медицинской сестрой детского отделения по выявлению детей, контактирующих с больными туберкулезом. Она помогает медицинскому статистику в собирании материала для составления годового отчета.

 

 

                                     (Лёгкие человека, болеющим туберкулезом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1

2. Профилактика

    Профилактика этого социально значимого заболевания является очень важным и ответственным разделом работы сестринского персонала.

Основной задачей противотуберкулезного учреждения является профилактика, лечение и реабилитация пациентов с туберкулезом. Однако приоритетным направлением является снижение уровня заболеваемости. В связи с этим профилактика туберкулеза, направленная на раннее выявление людей, инфицированных туберкулезной палочкой, и адекватное их лечение, а также на предупреждение заболевания, уменьшение риска передачи инфекции от больного человека здоровому, приобретает огромное значение. Профилактика - это борьба с болезнью и предупреждение заражения туберкулезом.

Организация проведения профилактики туберкулеза является одним из основных разделов противотуберкулезной работы.

 

1.1

 

3. Виды профилактики

1. социальная

2. специфическая

3. санитарная

3.1 Социальная профилактика

- Совокупность улучшения состояния здоровья населения:

- Трудовое законодательство

- Охрана материнства и детства

- Жилищное строительство и благоустройство  населенных мест

- Улучшение материальных условий  жизни

- Повышение общей культуры и  внедрение санитарных знаний

- Широкое развитие физической культуры и спорта

Это все может снизить заболеваемость туберкулезом

 

 

3.2 Специфическая профилактика

- Уход в диспансере за больным  и его обучение

- Группы наблюдения в диспансере

- Группы риска

 

 

 

 

3.3 Санитарная профилактика

Направлена на предупреждение инфицирования туберкулезом здоровых людей, организацию противотуберкулезных мероприятий. Основная задача санитарной профилактики -- ограничить и по возможности сделать безопасным контакт больного туберкулезом, в первую очередь бактериовыделителя, с окружающими его здоровыми людьми в быту, на работе, в общественных местах.

Профилактические меры включают в себя:

-соблюдение санитарно-гигиенических  норм;

-повышение иммунитета;

-ведение здорового образа жизни.

Важными разделами профилактической работы являются:

-раннее выявление заболевания; респираторная изоляция;

-полноценное излечение больных  туберкулезом, особенно с формой  БК+ (открытая форма, при которой  возбудитель туберкулеза выделяется  во внешнюю среду при кашле, чихании, разговоре).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

4. Профилактическая работа включает несколько направлений

Первое направление - работа главной и старших медицинских сестер по обучению сестринского персонала. Руководители сестринской службы учат определять приоритеты в профилактической работе, проводить занятия с пациентами, выбирать темы, формы подобных занятий (лекции, беседы); знакомят медсестер с новой информацией, которую нужно донести до пациента (новые методы лечения, статистические данные по итогам лечения, эпидемиологическая ситуация в городе, области, стране, мире).

Важным разделом такой работы является борьба с предрассудками и предубеждениями среди медперсонала среднего звена. Нельзя допустить, чтобы медсестры воспринимали всех больных туберкулезом как социально дезадаптированных людей, которые используют услуги здравоохранения как предлог для уклонения от работы.

Совершенствование знаний и навыков специалистов среднего звена повышает результативность усилий, направленных на борьбу с туберкулезом.

Второе направление - работа с больными туберкулезом.

На первый взгляд кажется нелогичным проводить профилактическую работу с человеком, который уже заболел. Однако деятельность эта очень важна, и чем грамотнее и ответственно подходить к этой работе, тем заметнее будут результаты.

С болезнью легче бороться, если пациент владеет полной информацией о ней. В лечении туберкулеза очень важна позиция больного, его мотивация к излечению, т. к. для многих пациентов диагноз "туберкулез" ассоциируется с неизлечимым заболеванием. Развить и усилить мотивацию к выздоровлению - одна из задач профилактической работы с пациентом. Хорошо информированный, обученный пациент становится союзником медицинских работников, выполняя все требования и рекомендации. Пациенты с низкой степенью доверия плохо поддаются убеждению. С ними приходится проводить беседы, иногда многократно, пытаясь найти подход, используя различные методы убеждения Профилактическая работа проводится как в диспансере, в который впервые обращается больной туберкулезом, так и в отделении, куда его госпитализируют для лечения.  При первом посещении диспансера участковые медицинские сестры поликлинического отделения знакомят пациента с мерами предосторожности в семье (наличие отдельной посуды, индивидуального постельного белья, полотенца, емкости для сплевывания и обеззараживания мокроты, обязательного проведения дезинфекции и проветривания) и в общественных местах (прикрытие рта при кашле и чихании и др.).

Такая работа проводится в форме бесед с каждым пациентом и его родственниками, с которыми он находится в контакте. Дополнительную информацию участковая медицинская сестра дает при посещении очага заболевания (места, где проживает больной туберкулезом).

В стационарных отделениях такую работу проводят палатные медицинские сестры. Обычно по мере поступления пациентов в стационар формируются группы по 3-4 чел., с которыми проводятся занятия в форме лекций и бесед. Среди обязательных тем - информация о заболевании; поведение больных туберкулезом в стационаре; медицинские препараты для лечения туберкулеза, побочные эффекты; информация при выписке.

Очень важно, чтобы пациент осознал возможность выздоровления, полноценного возвращения в семью, на работу, в общество. Медицинские сестры иллюстрируют свои лекции примерами и статистическими данными о полном излечении пациентов от туберкулеза.

Пациентам также объясняют, что лечение должно быть длительным (6-9 мес.), непрерывным, с обязательным одномоментным приемом 4-5 препаратов.

Задача медицинского персонала - убедить больных в необходимости ограничений в общении, при этом важно подчеркнуть временный характер этих ограничений, поскольку при соблюдении всех требований возможен благополучный исход лечения.

Учитывая, что туберкулез передается преимущественно воздушно-капельным путем, необходимо обучить пациента мерам предосторожности для снижения риска заражения людей, находящихся в контакте с ним. Медсестры диспансера мотивируют каждого обученного пациента делиться полученной информацией с другими больными.

Третье направление - работа сестринского персонала с родственниками или лицами, находящимися в близком контакте с больными туберкулезом. Этот этап разделен на внутридиспансерную и внедиспансерную работу. При посещении очага заболевания медсестры объясняют родственникам необходимость проведения дезинфекционных мероприятий, дают рекомендации по вопросам организации быта, личной гигиены, рассказывают о факторах риска.

Такая работа требует хорошей психологической подготовки медперсонала. Медсестра должна донести до родственников, как важно поддержать больного, вселить надежду на излечение. Ведь при любой болезни поддержка близких людей придает силы и уверенности в благополучном исходе.

                                                    

Четвертое направление профилактической работы - обучение медицинских сестер учреждений общей лечебной сети (ОЛС) путем проведения семинарских занятий. Таким образом реализуется каскадный метод обучения.

Обучение медицинских сестер учреждений ОЛС, направленное на решение задачи по раннему выявлению туберкулеза, включает следующие разделы:

-информация о туберкулезе: этиология, патогенез, клинические проявления;

-грамотное планирование флюорографических  осмотров всего населения, подлежащего  осмотрам, уделяя особое внимание  лицам, не проходившим флюорографическое  обследование в течение 2 лет и  более;

-качественное проведение флюорографических  осмотров: контроль за выполнением  плана флюорографического осмотра, приглашение на обследование  лиц, не прошедших обследование;

-мотивация населения для прохождения  флюорографии: проведение бесед, распространение  памяток о том, что своевременное  прохождение флюорографического  обследования способствует выявлению  туберкулеза на ранней стадии, а значит, увеличивает возможность  излечения заболевания;

-исследование мокроты у пациентов  с хронической обструктивной  болезнью легких (ХОБЛ), более тщательное  планирование обследований этого  контингента, являющегося группой  с высоким риском заболеваемости  туберкулезом;

-проведение туберкулино - диагностики - основного метода диагностики туберкулеза у детей, разъяснительная работа с родителями;

-проведение санитарно-просветительной  работы с населением: доведение  до широких масс населения  информации о туберкулезе, его  профилактике.

Информация о работе Туберкулез: профилактика, факторы риска