Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:20, реферат
К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
Введение
Методы:
формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
исследования произвольного и непроизвольного внимания;
исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
исследования речи, чтения, письма;
исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
исследования системы счета;
исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Заключение
Список литературы
Оцениваются качественные и
количественные характеристики выполнения
теста.
Количественными характеристиками являются:
3) Тест «Запоминание
и узнавание двух групп из трех геометрически
невербализуемых фигур»
Больного просят запомнить три трудноописываемые
словами геометрические фигуры, демонстрируемые
ему в течение 10 секунд, затем предлагают
найти их среди целого ряда подобных изображений
и отмечают число правильных ответов.
После этого больному для запоминания
предъявляют три другие геометрические
фигуры и через 10 секунд предлагают также
найти их среди подобных изображений,
регистрируя число правильных ответов.
Далее в той же самой общей группе изображений
пациента просят отыскать первые три предъявлявшиеся
ему фигуры и сразу вслед за ними- вторые
три фигуры. Отмечают число изображений,
правильно воспроизведенных после гомогенной
интерференции.
При отсутствии правильного воспроизведения
обеих групп по три фигуры после первого
цикла теста всю вышеописанную последовательность
действий повторяют
Отмечают характер допускаемых пациентом
ошибок и число повторений задания, необходимое
для полного запоминания обеих групп фигур.
Возможные нарушения
Исследования системы счета
1) Тест на серийный
счет «Вычитание из 100 по 7» (Лурия А.Р.,
1973; Хомская Е.Д., 2005)
Больного просят последовательно вычитать
из 100 по 7. Для примера первое вычитание
делает сам врач.
Время выполнения задания составляет
35-40 минут. Число ошибок, превышающее 50%,
свидетельствует о значительном нарушении
концентрации внимания.
Следует помнить, однако о том, что на результаты
этого теста существенным образом влияет
способность концентрировать внимание
и объем кратковременной слухо-речевой
памяти.
Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999)
2) Тесты на
«перекодировку» числовой
Эти тесты включают продукцию числа другим
способом, чем тот, с помощью которого
оно было предъявлено самому пациенту
Примеры заданий на «перекодировку» числовой
информации:
Анализируют правильность ответов и характер допускаемых больным ошибок. Подобное тестирование имеет значение не только для верификации имеющихся у пациента расстройств, но и для объективизации функций, которые остались сохранными и могут компенсировать ограничения повседневной активности.
Исследования интеллектуальных процессов
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ
ОБОБЩЕНИЯ, СРАВНЕНИЯ, АБСТРАГИРОВАНИЯ
1) Проба «пятый
лишний» или тест “Исключение понятий”
Больному зачитывают и показывают ряд
из пяти слов (например, лист, почка, кора,
дерево, сук) и просят исключить из него
одно слово, которое не может быть объединено
с другими по общему для них признаку.
Примерами групп слов могут служить следующие (Менделевич В.Д.,
1997):
Василий, Федор, Семен, Иванов,
Порфирий
Дряхлый,Старый, Изношенный, Маленький,
Ветхий
Скоро, Быстро, Поспешно, Постепенно, Торопливо
Темный, Светлый, Голубой, Яркий, Тусклый
Лист, Почка, Кора, Дерево, Сук
Смелый, Храбрый, Отважный, Злой, Решительный
Молоко, Сливки, Сыр, Сало, Сметана
Глубокий, Высокий, Светлый, Низкий, Мелкий
Дом, Сарай, Изба, Хижина, Здание
Минута, Секунда, Час, Вечер, Сутки
Успех, Победа, Удача, Спокойствие, Выигрыш
Оценивают скорость выполнения задания, наличие ошибок, возможность больного исправлять их самостоятельно или по подсказке исследователя
2) Проба на обнаружение
сходства Подобное задание используется,
в частности, в шкалах измерения интеллекта,
разработанных Д.Векслером. Испытуемому
предлагают найти сходство между двумя
составляющими пару объектами или понятиями.
Правильным считают ответ, который содержит
категориальное обобщение, то есть родовой
по отношению двум приводимым объектам
или их общий существенный признак. Например,
правильным ответом на вопрос «Что общего
между апельсином и бананом?» считается
ответ: «Это фрукты». Всего предъявляют
несколько заданий. Для количественной
оценки данной пробы удобно использовать
четыре задания (четыре пары слов) разной
степени трудности, например:
Апельсин-Банан
Собака-Лев
Велосипед- Автомобиль
Стихотворение-Статуя
или (для повторного тестирования)
Платье-Брюки
Ухо - Глаз
Газета-Радио
Воздух-Вода
Тест на понимание
смысла сюжетной картинки
Больному демонстрируют сюжетную картинку,
просят ее рассмотреть и объяснить, что
на ней изображено и какую мысль хотел
передать автор.
Оценивают временные характеристики выполнения
задания, правильность передачи смысла
сюжета картинки, при ошибочном толковании
- возможность коррекции ошибок при организации
внимания больного высказываниями такого
рода, как «Будьте бдительны», «Рассмотрите
внимательно всю картинку», «Подумайте»
или при предъявлении развернутых наводящих
вопросов-подсказок
Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999)
4) Тест на
толкование переносного смысла пословиц
и поговорок
Больного просят объяснить смысл поговорки,
пословицы или крылатого выражения, например:
«Один в поле не воин»
«Куй железо, пока горячо»
«Мал золотник, да дорог»
«Шила в мешке не утаишь»
«Золотое сердце», «Золотые руки»
Отмечают правильность передачи
больным смысла услышанного им выражения,
самостоятельная коррекция допущенных
ошибок, возможность правильной передачи
смысла пословицы или поговорки после
наводящих вопросов исследователя.
Возможные нарушения
ОЦЕНКА
ВОЗМОЖНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ, РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1) Решение арифметических задач (Лурия
А.Р., 1973)
Больному предлагают последовательно
решить четыре арифметические задачи
постепенно возрастающей степени трудности.
Задачи предъявляются в устной и письменной
форме. Первая из них самая простая и решается
в одно действие, вторая задача требует
для своего решения уже два действия, а
алгоритмы решения третьей и четвертой
задач имеют еще более сложный характер
и включают целый ряд промежуточных операций.
Примеры задач:
1) У Оли было 4 яблока, у Кати – 3 яблока;
сколько яблок было у обеих девочек?
2) У Оли было 4 яблока, у Кати - на 2 яблока
больше; сколько было у обеих?
3)В двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну:
в одном - в три раза больше, чем в другом.
Сколько сахара в каждом ящике?
4) Сыну 5 лет; через 15 лет отец будет в три
раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
Или (для повторного тестирования).
Тест «Лабиринт»
Больному дается инструкция: «Найдите
как можно быстрее выход из обозначенного
звездочкой центра лабиринта
Отмечается время выхода из лабиринта,
используемые больным стратегии поиска
выхода, успешность решения задачи.
Заключение
Предлагаемые
методы адресуются преимущественно
к произвольному, осознанному, то есть
опосредованному речью уровню осуществления
психических функций, и в меньшей
степени к непроизвольным автоматизированным
или неосознанным психическим функциям.
Для расширения спектра использования
измерительных процедур могут дополнительно
создаваться специальные
Проблема
состава и направленности комплекса
приемов, адекватных для достижения
той или иной нейропсихологической
диагностической цели, решается в
каждом конкретном случае, исходя из индивидуального
подхода, системности в динамической
организации функций и
Список литературы:
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
Методы нейропсихологической диагностики
(хрестоматия) / Под ред. Е.Ю. Балашовой и М.С.
Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологич
Нейропсихологическая
Нейропсихология детского возраста (альбом) / Под ред. А.В. Семенович. М.: МПГУ, 1998.
Программы дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 — «Клиническая психология» / Под ред. А.Ш. Тхостова, Е.Ю. Балашовой. М.: Акрополь, 2006.
Рубинштейн С.Я. Эксперименталь
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Руководство для педагогов-психологов. М.: Речь, 2005.
Схема нейропсихологического
Схема нейропсихологического
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд
Цветкова Л.С. Восстановительно
Цветкова Л.С. Нейропсихологиче
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: РПА, 1998.