Нейропсихологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

Содержание работы

Введение
Методы:
формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
исследования произвольного и непроизвольного внимания;
исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
исследования речи, чтения, письма;
исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
исследования системы счета;
исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методы нейропсихологического исследования.docx

— 274.59 Кб (Скачать файл)

3) Проба на узнавание объема объектов (набор из 6 шариков равной массы диаметром от 25 до 50 мм). Контрольный шарик зажимается в ладони испытуемого, ограничивая по возможности движения его руки. Инструкция: «Ваша задача — опознать объем этого шарика среди последующих». Далее испытуемому предлагают все шары для визуального опознания с последующим тактильным контролем.

4) Проба на узнавание знакомых бытовых объектов (катушка, ключ, расческа и т. д.) и геометрических объемных фигур (куб. шар, конус, цилиндр)

5) Проба на запоминание локализации прикосновения. Последовательно наносятся первое, второе и третье прикосновение. Предлагается как можно точнее указать место прикосновения. Дается интерферирующая деятельность (проба Ферстера). после чего предлагается вновь вспомнить все три точки прикосновения. Для надежности эта проба проводится дважды с различным набором точек.

6)Перенос позы с одной  руки на другую с закрытыми  глазами.

7)Называние пальцев рук.

8)Определение правой и  левой стороны у себя и сидящего  напротив человека.

Стереогнозис (узнавание предметов на ощупь при закрытых глазах):

Тактильная агнозия (астереогнозис) — Нарушение способности узнавать предъявляемые предметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности (поверхностной и глубокой).

Тактильная предметная агнозия — Нарушение узнавания на ощупь с закрытыми глазами величины и формы предмета, определения его функционального назначения.

Тактильная агнозия  текстуры объекта — Неспособность определить путем ощупывания качество материала, характер поверхности предмета, его плотность.

 

 

 

 

 

 

Исследования слухового гнозиса

В анамнезе и самооценке испытуемого следует выяснить особенности  его слуха: нет ли тугоухости, одинаково  ли слышит обоими ушами; каким ухом предпочитает слушать, когда говорит  по телефону; важен учет профессиональной деятельности: есть, в частности, данные о несколько иных проявлениях  асимметрии слуха у музыкантов по сравнению с немузыканта ми. При  прослушивании по телефону большинство  подносят трубку к левому уху. объясняя это необходимостью освободить правую руку для письма или для набора номера телефона, другие — к правому  уху, объясняя, что быстрее и лучше  слышат и понимают этим ухом.

  1. Звуковысотные отношения

Тест «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается.

Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз и слышит ли разными ушами громкость тиканья одинаковой. Можно отметить, какое ухо испытуемый выдвигает вперед, прислушиваясь к чему-либо

 

  1. Мелодия (узнавание, повторение)
  2. Локализация звука в пространстве

Ударяя молоточком справа и слева  от средней линии, испытуемого просят сказать, справа или слева он слышит звук. (глаза закрыты)

  1. Оценка и воспроизведение ритмов

–выполнение ритмов по образцу

-выполнение ритмов после речевой инструкции

Амузия. — утрата способности понимать или исполнять музыку.

Аритмия- затруднении восприятия и воспроизведения ритмических звукосочетаний 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования движений и действий

    1. Выполнение простых инструкций (правой, левой рукой)

-сжимание руки

-перебор пальцев

            2) Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)

               -в горизонтальной плоскости

               -в вертикальной плоскости

               -перенос позы с одной руки  на другую

           3) Пространственный праксис

               Одноручная проба с  воспроизведением положения руки сидящего напротив исследователя 
Врач попеременно прикасается к одноименному или противоположному глазу, уху или щеке. Больной должен повторить жест, мысленно изменяя положение руки, преодолевая тенденцию к зеркальному воспроизведению позы. 
При проведении исследования отмечают скорость воспроизведения позы; наличие пространственных ошибок; возможность или невозможность самостоятельной коррекции ошибок больным или  исправления их после наводящих вопросов исследователя.

          4) Рисунок стола и куба (Лурия А.Р., 1973). 
Больному предлагается выполнить рисунок объемных объектов (стол, куб). Оценивается, может ли больной выполнить задание сам или ему приходится использовать образец; отмечаются искажения деталей и пропорций изображения, игнорирование   сторон. 
При проведении исследования отмечают, выполнен ли рисунок самостоятельно или по образцу; сохранены ли детали  и пропорции изображения; исправляет ли больной ошибки самостоятельно, после подсказок, либо не может исправить эти ошибки вовсе.

            5) Символический праксис

                 -погрозить пальцем, поманить, размешать  чай

              6) проба Хеда

«Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2.      Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

          7) предметные  действия

-застегнуть пуговицу, зажигание  спички

          8) Движения  взора 

 

 

Исследования речи, чтения письма

Краткая схема исследования речи, чтения и письма  может быть представлена следующим образом (Е.Д.Хомская, 1973; 2003): 
1) Оценка спонтанной  и диалоговой речи 
Оценка  спонтанной и диалоговой речи осуществляется уже  в процессе предварительной беседы с больным на предварительных этапах обследования, когда больному предлагаются вопросы, предусматривавшие как простые, так  и развернутые ответы.  
Так, больному задают вопросы, требующие ответа  «да» или «нет» («Вас зовут Иван Петрович?» «Вам сорок лет?»),  затем вопросы, требующие развернутого ответа («Где Вы живете?»). 
2) Исследование автоматизированной речи: 
Больному   предлагается сосчитать от 1 до 10, перечислить дни недели, месяцы года, сосчитать до десяти.  
3) Исследование  повторной речи 
Больного просят повторить:

  • звуки -а, о, и, у, б, д, к, с
  • оппозиционные фонемы: б/п, (губные), т/д, з/с (переднеязычные)
  • слова: дом, окно; полковник, поклонник, половник; кораблекрушение, кооператив)
  • серии слов:  дом-лес, кот-стол и др.
  • фразы: девочка пьет чай  и др.
  • скороговорки: из под топота копыт пыль по полю летит и др.

4) Проба на называние  
Больного просят назвать те реальные  предметы, на которые указывает исследователь («Назовите, что это?») 
Затем больного просят назвать демонстрируемые ему действия («Назовите действие, которое я сейчас выполняю». 
5) Исследование понимания речи

  • Понимание простых устных инструкций (смысла слов). Больному называют предмет (окно, дверь) и просят пациента указать на него в комнате: «Покажите  картину в этой комнате. Где в этой комнате окно?». Затем просят больного  показать называемый предмет на картинке. Для понимания смысла слов с оппозиционными фонемами больного просят показать на картинке объекты, названия которых включают оппозиционные фонемы: «Покажите на картинке, где суп? Где дуб? Где том? Где дом? Где тень? Где  день?»
  • Понимание сложных устных инструкций.  Больного просят последовательно выполнить одно-, двух- и трех-компонентные   задания: «Покажите мне вашу левую руку», «Поднимите вашу левую руку и прикоснитесь  пальцами этой руки к вашему правому уху», «Поднимите вашу левую руку, прикоснитесь  пальцами этой руки к вашему правому уху, одновременно закройте глаза»). Во время произнесения инструкций не используют мимику и жесты. Если у пациента возникли затруднения, то инструкции повторяют, сопровождая их мимикой и жестами. Оценивают правильность выполнения этих команд.
  • Понимание сложных логико-грамматических структур: «Покажите карандашом ключ, ключом - карандаш»; «Положите книгу под тетрадь; тетрадь под книгу»; «Покажите, какой предмет более светлый, какой - менее светлый»; «Разъясните значение словосочетаний - мамина дочка, дочкина мама» и т.д.
  • Распознание смысловых искажений. Больного просят ответить, справедливо ли предлагаемое ему высказывание («Рыба летает, птица плывет» и др.)
  • Понимание смысла незаконченного предложения. Больному  зачитывают незаконченное предложение и спрашивают, какое слово подходит по  смыслу для его завершения  («Из чайника идет…(пар, жар?).


6) Задание  на составление фразы с заданным словом. Больного просят оставить фразу, используя заданное слово 
7) Задание на составление рассказа по сюжетной картинке. 
Больному предлагают  рассказать о событиях, изображенных на предлагаемой ему сюжетной картинке. 
7) Задание на пересказ короткой истории 
Больному зачитывают короткий рассказ и просят передать его содержание своими словами. 
7) Исследование письма (списывание и под диктовку) 
Больного просят списать с образца  ряд слов, а затем написать под диктовку одно-два простых слов («кот», «дом»),  одно-два слова с оппозиционными фонемами («забор», «собор»),  одно-два сложных слова («гардероб», «гарнитур», одну – две короткие фразы.  
8) Исследование чтения 
Больного просят прочитать  вслух буквы разного шрифта; простые слова, слова с оппозиционными фонемами; сложные слова, отдельные предложения и короткий рассказ

Возможные нарушения  речи 

  • Изменения  скорости и ритма речи. Проявляются в замедлении, прерывистости речи, либо, напротив, в ее ускорении и   трудностях остановки. 
  • Диспросодия – нарушение мелодичности речи.Речь больного может быть монотонной, невыразительной, либо иметь «псевдо иностранный» акцент. 
  • Автоматизмы («словесные эмболы») – часто,  непроизвольно и неадекватно употребляющиеся  простые слова или выражения (восклицания, приветствия,  имена и т.д.), наиболее устойчивые к повреждению. 
  • Персеверации –  «застревание», повторение произнесенного уже слога или слова,  возникающее при попытке вербального общения. 
  • Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь пациента нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера («ну, как это там...»). 
  • Парафазии, то есть ошибки в произнесении слов 
  • фонетические парафазии  – неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений (например, вместо слова «воскресенье» больной произносит «татетенье») 
  • литеральные парафазии – замена звуков на звуки, близкие по звучанию или  месту порождения («точка»- «почка») 
  • вербальные парафазии – замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по  смыслу 
  • Неологизмы – лингвистические образования, произносимые больным как слова, хотя в используемом им языке таких слов нет.
  • Аграмматизмы и параграмматизмы (нарушение правил грамматики в предложении).
  • В письме  оценивается автоматизм почерка, пропуски букв, наличие персевераций.

9) Тест литеральных ассоциаций  
Используется для количественной оценки беглости речи и семантической памяти (Захаров В.В., Яхно Н.Н., 2005). 
Больному предлагают закрыть глаза и назвать за одну минуту как можно больше слов, начинающихся на букву «л». Исследователь подсчитывает количество названных слов, которое в норме составляет не менее 20. Оценивается речевая активность пациента, наличие повторов слов, персеверации, ошибочное воспроизведения слов, начинающихся на другую букву,  возможность пациента самостоятельно заметить ошибку.

 

 

Исследования памяти

Проверка  памяти на события личного прошлого больного (долговременной эпизодической декларативной памяти) начинается уже при первом знакомстве с пациентом и на этапе проверки  возможностей его ориентировки. Для получения дополнительной информации у больного спрашивают имена детей и даты их рождения, даты женитьбы (замужества), имя матери больного. Уточняют,  что именно пациент ел на завтрак сегодня, как зовут его лечащего врача. Кроме того, исследователь может спросить у больного,  в какие годы он учился в школе,  кто провожал его в школу в начальных классах,  через сколько лет после окончания школы он начал работать, и т.д. Хотя проверить истинность такой информации и  не всегда удается, о  состоянии памяти можно судить по степени уверенности и согласованности ответов больного на  вопросы подобного рода.

1)  «Краткий тест заучивания слов» или тест на объем кратковременной слухо-речевой памяти (Lezak M.D., 1995)  
Больному дают следующую инструкцию: «Пожалуйста, постарайтесь запомнить те слова, которые я сейчас Вам  перечислю; позже я попрошу  Вас назвать их». Затем  исследователь  по очереди произносит  4 не связанных с друг другом слова и просит пациента тотчас повторить их. Если после первого предъявления пациент не способен сразу повторить все четыре слова, врач вновь называет слова и  просит пациента  повторить их вслед за ним. При необходимости всю процедуру повторяют несколько (до пяти) раз вплоть до того  момента,  когда  больной  сможет сразу  повторить за исследователем все слова  (это  будет свидетельствовать о   первичной регистрации слов в мгновенной сенсорной памяти больного). Затем специалист  в течение 5 минут задает больному вопросы, касающиеся  его жалоб, семейного и медицинского анамнеза, после чего просит больного вспомнить  слова.

2) Тест «Заучивание  10 не связанных по смыслу слов»   (Лурия А.Р., 1973) 
Позволяет определить  объем кратковременной слухо-речевой памяти, прочность ее следа и эффективность  заучивания. Поскольку ряд из  десяти слов является запредельным для запоминания после однократного предъявления, и для   сохранения его в памяти  подавляющему большинству  совершенно здоровых людей  требуется более одного повтора, эта методика  более чувствительна к раннему  и негрубому  мнестическому дефициту (Lezak M.D., 1995). 
Больному зачитывают  ряд из десяти не связанных между собой по смыслу простых слов. Непосредственно после зачитывания больного просят назвать те слова, которые он запомнил. После этого больному дают инструкцию постараться запомнить  тот же самый  ряд слов, предупредив, что этот ряд  ему прочитают  повторно несколько раз, и после каждого повторения попросят называть все запомненные слова. После  5 (в зависимости от задач исследования – 10) повторений  данный этап тестирования завершают и переходят к другой деятельности, отвлекающей внимание больного. Через определенный период времени (который в зависимости от задач исследователя может составлять от 2 до 30 и более минут)  больного вновь просят воспроизвести запомненные им слова из ранее названного ряда. В случае низкого объема  отсроченного воспроизведения больному предъявляют новый ряд слов, частично повторяющий исходный, и просят  отметить в нем те слова, котрые имелись и в первоначальном ряде. Последнее задание позволяет уточнить, обусловлен ли низкий объем отсроченного воспроизведения  слабой прочностью следа  слухо-речевой памяти, либо же затруднением произвольного вызывания  сохранившейя  в памяти информации. Иначе говоря, если заученный материал узнается лучше, чем  воспроизводится произвольно, то проблема связана с ухудшением механизмов произвольной регуляции деятельности в большей степени, чем со слабостью следа памяти.

Информация о работе Нейропсихологическое исследование