Физические и психологические потребности новорожденного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Файлы: 1 файл

неонатология.docx

— 20.50 Кб (Скачать файл)

            СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           РЕФЕРАТ:

 Физические и психологические потребности новорожденного ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила: студентка 4гр, 2леч.фак

Лашкова А.И.

 

                                        Архангельск  

                                              2013г                       

 

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего  дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для  ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий  вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической  жизни ребенка - возникновение слухового  и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок  замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время  ребенок не только сосредоточивается  на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок  замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя  способность реагировать на голос  ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные  связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная  реакция была названа "комплексом оживления".

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление  первой социальной потребности - потребности  в общении. А становление у  ребенка потребности в общении  означает, что он в своем психическом  развитии переходит от новорожденности  в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого  возраста - эмоциональное общение  со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении  у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в  общении, которая должна как можно  более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное  общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность  в общении не удовлетворяется  или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или  детском доме, отстают в психическом  развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют  бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся  схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них  очень поздно. Более того, даже при  хорошем гигиеническом уходе  дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия  недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка  способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие  за ребенком, должны удовлетворять  его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в  однообразной среде, оказывается несколько  замедленным по сравнению с развитием  тех, кто получает много новых  впечатлений.

                                            Развитие движений и действий:

Время появления движений и развитие моторики:

1 месяц - Поднимает подбородок

2 месяца - Поднимает грудь

3 месяца - Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца - Сидит с поддержкой

5 - 6 месяц - Хватает рукой предметы

7 месяцев - Сидит без поддержки

8 месяцев - Садится без посторонней помощи

9 месяцев - Стоит с поддержкой: ползает на животе

10 месяцев - Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев - Стоит без поддержки

Год - Ходит, держась одной рукой ;

1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего  мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние  причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

 

 


Информация о работе Физические и психологические потребности новорожденного ребенка