Философия сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

Файлы: 1 файл

Философия сестринского дела.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

Модель дефицита самоухода  Д.Орэм основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую  люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое  внимание и сестринской помощи в  профилактике заболеваний, при травмах  и в обучении. Д.Орэм придаёт большое  значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.

Потребности в самоуходе  Д.Орэм подразделяет на три группы:

1. Универсальные: достаточное  потребление воздуха; достаточное  потребление жидкости; достаточное  потребление пищи; достаточная возможность  выделения; сохранение баланса  между активностью и отдыхом;  время пребывания в одиночестве,  сбалансированное с временем, проведенным  в обществе других людей; предупреждение  опасностей для жизни, нормальной  жизнедеятельности и хорошего  самочувствия; желание соответствовать  определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии  с индивидуальными способностями  и возможностями.

2. Связанные со стадией  развития (от рождения до старости).

3. Связанные с нарушениями  здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим,  а также поведения и образа  жизни.

К потребности в сестринской  помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании — неспособность  осуществлять заботу о себе. Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достижение и поддержание оптимального уровня здоровья. Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролера. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход. Сестринская помощь направлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи медицинская сестра должна:

- установить уровень требований  пациента к самоуходу;

- оценить его возможности  для осуществления этих требований;

- оценить степень безопасности  больного при осуществлении им  самоухода;

- оценить перспективы  осуществления самоухода в будущем.

Медицинская сестра выполняет  следующие функции:

- делает что-либо за  больного;

- руководит и направляет  его действия;

- оказывает физическую  и психологическую поддержку;

- создаёт условия для  обеспечения возможностей самоухода  (самопомощи);

- обучает больного и  его родственников.

Необходимым условием осуществления  сестринской помощи является желание  и возможность пациента принять  эту помощь.

Выделяют три системы  помощи:

1. Полностью компенсирующую  — применяется в тех случаях,  когда пациент находится в  бессознательном состоянии, либо  он не способен к обучению;

2. Частично компенсирующую  — применяется по отношению  к пациентам, временно утратившим  способность осуществлять отдельные  аспекты самоухода;

3. Консультативную (обучающую)  — применяется при необходимости  обучения пациента (родственников)  навыкам самоухода.

 Результатом ухода  должно стать достижение больным  оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская  сестра с полностью компенсирующей  системы помощи перешла на  частично компенсирующую, поддерживающую  пациента при самоуходе, можно  считать сестринское вмешательство  эффективным. Таким образом, сестринская  помощь может быть направлена  как на расширение возможностей  самоухода, так и на изменение  потребностей в ней (выздоровление).

    1. Модель Д. Джонсон, направленная на изменение поведения человека

 В отличие от В.Хендерсон  и Н.Роупер Д.Джонсон (1968) предлагает  радикально уйти от врачебных  представлений о человеке и  сосредоточить сестринскую помощь  на поведении людей, а не  на их потребностях. В соответствии  с моделью Д.Джонсон сестринская  помошь должна быть направлена  на коррекцию поведения человека, его адекватность в периоды  нарушения здоровья и выздоровления. Согласно модели Д.Джонсон пациент имеет набор взаимосвязанных подсистем поведения, каждая их которых стремится к равновесию. Д.Джонсон определяет, что действие каждой подсистемы заключается в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей. Результат действия зависит от того, как человек воспринимает свое поведение, насколько может изменить его. Человек предрасположен к двум основным типам поведения:

1) создаваемому действиями  и объектами непосредственно  вокруг человека;

2) создаваемому прошлыми  привычками.

Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни  и поведения пациента, которые  обусловлены установками, основанными  на его прошлом и настоящем  опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский  уход должен быть направлен на восстановление их равновесия.

 Целью сестринского  ухода является обеспечение равновесия  поведенческой системы и функциональной  стабильности пациента. Он может  быть направлен на изменение:

- мотивов поведения;

- действия подсистемы  поведения, создаваемого прошлым  опытом; поведения, определяемого  прошлой предрасположенностью к  тому или иному типу действия;

- установки, создаваемой  окружающей средой (тип I) или прошлым  опытом (тип 2).

 Если причиной нарушения  равновесия в поведенческой подсистеме  являются функциональные изменения,  целью сестринского ухода должно  быть обеспечение защиты, опеки,  стимулирования к изменению повеления.  Для достижения цели медицинская  сестра с помощью конкретных  вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды.

Роль сестры является дополняющей  по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Медицинской сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие подсистем, регулирующих поведение  человека во время психологического и физического кризиса или стресса. Медицинская сестра определяет нарушения равновесия в подсистемах поведения, их причины, побуждает пациента на мотивы поведения, связанные с прошлым и настоящим жизненным опытом.

 Согласно модели Д.Джонсон  сестринская помощь направлена:

- на контроль и ограничение  неадекватного поведения;

- защиту от угроз и  факторов, вызывающих стресс;

- подавление ненужных  реакций:

- поощрение к изменению  повеления, поддержку и партнерство.

Сестринская помощь включают действия: по ограничению поведения (например, курения, избыточного питания); защищающие от неблагоприятных факторов окружающей среды; подавляющие неэффективные  реакции (страх, гнев и др.); поощряющие к изменению поведения (например, выполнение утренней оздоровительной гимнастики, прекращение курения и др.).

Д.Джонсон полагает, что  можно оценить результаты ухода  в пределах какой-то подсистемы по поведению  пациента, вызванному теми или иными  структурными изменениями. В том  случае, если ожидаемые результаты связаны с окружающей средой, изменение  поведения может быть обусловлено  сестринским вмешательством в связи  с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство  не привело к ожидаемому результату: адекватному поведению и реакции  пациента при возникновении стресса, формируются новые цели и вмешательства.

4.5. Адаптационная модель К. Рой

Адаптационная модель К. Рой  рассматривает пациента как личность с учетом его индивидуальных и  социальных особенностей. Согласно этой концепции, как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек - диапазона состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. К. Рой выделяет три фактора, влияющих на уровень адаптации, которые называются раздражителями:

1) очаговый — находится  в окружении человека;

2) ситуационный — возникает  при оказании сестринской помощи  рядом с очаговым и оказывает  на него влияние;

3) остаточный — является  результатом прошлых переживаний,  верований, взаимоотношений.

При сочетании с очаговым и ситуационным остаточный раздражитель влияет на уровень адаптации.

При этом существуют четыре способа адаптации, влияющие на поведение: физиологическая система; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость.

 Физиологическая система  — это реакции человека на  температуру, влажность, атмосферное  давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый  газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологическими  раздражителями обусловлена не  только ими, но зависит от  возможностей физиологической системы  адаптации конкретного человека.

 Я-концепция — это  желание человека понять самого  себя: как духовно, так и телесно.  Эта система адаптации тоже  имеет границы, в пределах которых  человек может справляться с  изменениями своих психологических  и телесных «Я». Эта система  особенно важна при подготовке  человека к операциям, изменяющим  его тело: ампутации конечности, мастэктомии, наложению стомы  и т.п.

Роль-функция — эта  система предполагает изменение  роли человека в силу тех или иных обстоятельств (например, деятельный человек  оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной  роли пациента). Человек может выйти  за рамки своих возможностей адаптации.

Взаимозависимость — система  подразумевает стремление людей  достичь состояния относительного баланса во взаимоотношениях, например мать — сын, муж — жена, продавец — покупатель, учитель — ученик, врач — пациент, сестра — пациент. Сестринскому персоналу следует  учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда  пациент испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности  и др.

Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения  в жизни человека, особенно в критические  периоды, которые оказывают негативное влияние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.

Главной (приоритетной) задачей  медицинской сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании  оптимального уровня здоровья в критические  периоды жизни.

Медицинская сестра способствует адаптации человека в период здоровья и болезни.

Помощь направлена на адаптацию  пациента к окружающей обстановке во время происходящих в его жизни  изменений, требующих действий для  поддержания оптимального уровня здоровья.

Применяют разные способы  стимулирования и поддержки пациента. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами  уровня адаптации пациента, с целью  их изменения или возвращения  в пределы уровня адаптации.

Результатом помощи является достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в той или иной системе адаптации.

4.6. Модель М. Аллен, направленная на укрепление здоровья.

 Объектом модели является  семья, а не отдельный человек,  поскольку именно в ней формируется  поведение, ориентированное на  здоровье. Модель М. Аллен предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья. М. Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.

Здоровье - это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированною на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М. Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.

Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную  обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья ее членов. При этом семья  является активным участником процесса оздоровления.

Информация о работе Философия сестринского дела