Философия сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

Файлы: 1 файл

Философия сестринского дела.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

Пятый этап сестринского процесса - оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский  уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и  подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие  факторы:

- оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

- оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

- оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских  мероприятий пересматривается, прерывается  или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность  увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский  процесс повторяется последовательно  для нахождения ошибки и изменения  плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс  оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении  ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет  дату.

 

  1. Модели сестринского дела

Основные положения  и эволюция сестринского дела

Развитие медицины, изменение  взглядов на место и роль медицинской  сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как  самостоятельной профессии послужили  причиной создания моделей сестринского дела, применение которых позволило  развивать не только теорию, но и  практику сестринского дела. В настоящее  время разработано множество  концептуальных моделей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «теория» часто используются как  синонимы. Однако большинство авторов  сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что  она позволяет выявить относящиеся  к проблеме элементы и исключить  те из них, которые к делу не относятся.

   Различные модели  отражают существующие концепции  сестринского дела в разных  странах. Это позволяет оценить  их преимущества и недостатки  и выбрать из каждой модели  то, что применимо в условиях  конкретной страны. Содержание каждой  модели зависит как от уровня  экономического развития той  или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы  здравоохранения, религии, так  и от философии и убеждений  конкретного человека, или группы  людей, разрабатывающих ту или  иную модель. Каждая модель отражает  различия в понимании авторами  не только термина «сестринское  дело», но и понятий «пациент»,  «здоровье», «окружающая среда». Модель  сестринского дела должна, прежде всего, учитывать конкретные условия страны, для которой она разрабатывается:

• принципы, задачи и состояние  системы здравоохранения;

• демографические показатели;

• социально-экономическое  состояние общества;

• доминирующие морально-этические  принципы, культуру.

Модель сестринского дела должна быть ориентирована:

• на человека, а не на болезнь;

• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость  от болезни;

• нарушенные потребности  и возникающие проблемы;

• определение ответной реакции  человека, его родственников, семьи  на болезнь;

• решение проблем, связанных  со здоровьем человека, семьи, групп  людей и общества.

Компонентами модели сестринского дела являются:

1) пациент как объект  деятельности сестринского персонала;

2) источник проблем пациента;

3) цели и задачи ухода  (сестринской помощи);

4) роль медицинской сестры;

5) направленность сестринской  помощи;

6) способы оказания сестринской  помощи;

7) оценка качества и  результатов ухода.

     Пациент. Модели  по-разному определяют потребности  пациента. Одна из них рассматривает  человека как «набор» анатомических  органов и физиологических систем, другая - как более совершенную  систему. Модель Д.Джонсон акцентирует  внимание сестринского персонала  на различных типах поведения  человека.

     Источник проблем  пациента. В различных моделях  выделяют разные проблемы со  здоровьем, требующие сестринского  ухода. Так, в одних моделях  проблемы представлены как нарушение  функций анатомических органов  или физиологических систем. Авторы  других моделей видят источник  проблем и в том, что человек  не может изменять свое поведение  в зависимости от обстоятельств,  предполагая, что это происходит  из-за функциональных и структурных  стрессов (модель Д. Джонсон). В.  Хендерсон считает, что проблемы  пациента связаны с недостатком  его силы воли или знаний. В  некоторых моделях рассматривают  сестринский процесс достаточно  просто: проблема — определение  характера сестринского вмешательства.  В других он более сложный:  определение проблем — их исследование (изучение природы) — определение  характера сестринского вмешательства.  В моделях также по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.

     Цели и задачи  ухода. В 19 веке Ф. Найтингейл  полагала, что цель ухода за  больными состоит в том, чтобы  создать условия для комфортного  самочувствия пациента, наилучшие  санитарно-гигиенические условия  для поддержания нарушенных функций.  В некоторых моделях и сейчас  цель ухода заключается в восстановлении  функции отдельных органов или  систем. Согласно другой модели  в результате ухода должно  быть восстановлено равновесие  и поведение человека. Многие  считают, что необходимо улучшить  психологическое или социальное  состояние пациента. Авторы некоторых  моделей считают, что следует  устанавливать поэтапные цели (краткосрочные,  промежуточные и долгосрочные).

      Роль медицинской сестры. Авторы одних моделей отводят сестре исключительно роль помощника врача, другие рассматривают ее как защитника прав пациента, третьи — как постоянную сиделку, четвертые — как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли медицинской сестры.

    Направленность сестринской помощи. Этот пункт предполагает определение проблем пациента, на которые направлена деятельность медицинской сестры.

    Способы оказания сестринской помощи. При реализации плана ухода, внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Ф. Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы.

  Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моделей считают, что для того чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем медицинская сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других — психологические и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода.

 Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.

 

    1. Добавочно-дополняющая модель В. Хендерсон

Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут  быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий  этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении  ухода.

Модель Хендерсон в  настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для  всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как  правило, не испытывает трудностей в  удовлетворении этих потребностей. В  то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении  смерти он может быть не в состоянии  удовлетворить эти потребности  самостоятельно. Именно в это время  медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон  утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее  восстановление независимости человека.

 Согласно модели источником  проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни,  когда человек не может осуществлять  уход за собой. Проблемы могут  появиться во время выздоровления  или длительного умирания. Физиологические  и интеллектуальные возможности  человека также могут влиять  на способности человека удовлетворять  свои фундаментальные потребности. В. Хендсрсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели можно формулировать, но только при острых состояниях. В. Хендсрсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей.

В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный  и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой — помощник врача, так  как медицинская сестра выполняет  его назначения. Модель В.Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Сестринская помощь включает контроль за приемом лекарственных  средств и выполнение процедур, назначенных  врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Согласно данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

    1. Модель сестринского ухода Н. Роупер

 Так же, как и В.Хендерсон,  она использовала определенный  перечень потребностей, присущих  всем людям.

Рассматривая человека как  объект сестринской деятельности, Н.Роупер выделила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), одни из них необходимы для поддержания  жизни, другие же  являясь необходимыми для жизнедеятельности, влияют на её качество. Часть из них имеет физиологическую  основу, другая — культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или  иных видов жизнедеятельности зависит  от возраста человека, его социальною статуса и культурного уровня. Н.Роупер выделяет 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:

• инвалидность и связанное  с этим нарушение физиологических  функций;

• патологические и дегенеративные изменения в тканях;

• несчастный случай;

• инфекционные заболевания;

• последствие влияния  физических, психологических и социальных факторов окружающей среды.

Эти факторы могут сделать  человека частично или полностью  зависимым.

 Планирование сестринского  ухода фактически начинается  с первичной оценки состояния  пациента, когда совместно с ним  медицинская сестра формирует  цели ухода. В дальнейшем она  определяет средства для осуществления  конкретных вмешательств.

Н.Роупер выделяет независимую, зависимую и взаимозависимую  роли медицинской сестры. Независимая  роль заключается в оценке совместно  с пациентом его состояния, планировании и осуществлении сестринской  помощи и оценке результатов ухода. Зависимая роль подразумевает помощь врачам при тех или иных процедурах, а также выполнение назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль возникает  при работе в составе бригады  других специалистов.

Согласно модели медицинская сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы больного. Эта модель предусматривает непрерывную оценку удовлетворения потребностей пациента. После того как медицинская сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы помощи, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, самоухода и т.д. Критериями оценки должна быть степень удовлетворения каждой потребности в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, медицинская сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предполагаемые вмешательства.

    1. Модель дефицита самоухода Д.Орэм

Информация о работе Философия сестринского дела