Алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:26, доклад

Описание работы

Потребление алкоголя - неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, прием алкоголя способствует выполнению функции социализации (общения, коммуникации, формирования социальных сетей, проявления социального доверия, гостеприимства, доброжелательности); это непременный атрибут празднования важных и торжественных событий.
Но неумеренное потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной деградации человека.

Файлы: 1 файл

алкоголизм.доклад.docx

— 27.64 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, потребление алкоголя в современной России характеризуется:

1. большим количеством  потребляемого алкоголя;

2. потреблением алкоголя  в виде крепких алкогольных  налитков (на алкоголь в составе  вина и пива приходилось не  менее 20% от общего уровня потребляемого  алкоголя);

3. значительными объемами  потребления суррогатов алкоголя  домашнего изготовления;

4. существенными различиями  в объеме потребления алкоголя  мужчинами и женщинами.

Стремительно растут показатели числа больных алкоголизмом среди женщин. Так, в конце 1980-х годов прошлого века соотношение по полу составляло 10:1, а уже в конце 90-х - 6:1. Большую роль в женском алкоголизме играют семья, поведение мужчин в этом плане. Как отмечают исследователи, интенсивность потребления женщиной алкоголя возрастает, если хотя бы один член семьи пьет 2-3 раза в месяц. Для нас интересна также отмечаемая наукой взаимозависимость алкоголя и курения (более 70 процентов, а девушки все больше курят), семейных конфликтов (после эпизодов пьянства они у женщин составляли 46 процентов, у мужчин - 28 процентов). Особенно серьезна совместная ответственность обоих полов в связи с влиянием алкоголя на потомство («алкоголизация плода») - ежедневный прием 150 граммов алкоголя повышает риск повреждения плода на 50 процентов. По данным российских ученых, почти половина детей, матери которых злоупотребляли алкоголем во время беременности, страдали олигофренией.

Как и во всем мире, алкоголизм в нашей стране помолодел. Хотя, в соответствии с регистрацией, больше всего алкоголиков в возрасте 40-59 лет (50,6 процента), однако доля 20-30-летних также внушительна (42,9 процента). При этом в первой группе временной лаг 20 лет, во второй - только 10. Следует отметить, что интенсивность алкоголизации у подростков до 17 лет в 4,6 раза превысила этот показатель в среднем по населению. Особо тяжелые формы течения алкоголизма формируются в подростковом и молодом возрасте - от 14 до 20 лет, а злоупотребление пивом способствует развитию наиболее злокачественных форм алкоголизма именно в молодом возрасте (к сожалению, у девочек этот порок отмечается уже с 12-15 летнего возраста).

Зависимость детей и подростков от алкоголя оказывает отрицательное влияние на их нормальное развитие и созревание, приобретение социальных, образовательных и профессиональных навыков. Основные признаки и симптомы алкоголизма у детей и подростков: депрессия, суицидальные мысли или попытки, уход из семьи, вызывающее поведение, жестокость и стремление к разрушению, низкая успеваемость в школе, беспорядочная половая жизнь, скудость интересов и увлечений, неустойчивость настроения. Сегодняшний миллион беспризорных детей на 80 процентов - это дети из семей алкоголиков.

Ситуация усугубляется тем, что алкоголизм является не столько медицинской, а прежде всего социальной проблемой. Он сопровождается многочисленными социальными неблагоприятными последствиями: на работе снижение трудовой мотивации и результативности (по оценкам, как правило, производительность труда падает до 30 процентов), прогулы, конфликты с коллегами, частая смена места работы, травмы и профзаболевания, потери по заработной плате. Столь же печальны последствия и в семье: распад семей, насилие в домашних условиях, жестокое обращение с детьми. Все это ложится тяжелым бременем на систему социального обеспечения. По данным кризисных центров, в результате домашнего насилия ежегодно погибает 12 тысяч женщин. Без попечения родителей остаются 685 тысяч детей, из них в будущем 40 процентов становятся наркоманами и алкоголиками, 40 процентов - преступниками, 10 процентов - самоубийцами. Детей в школах-интернатах с недостатками умственного и физического развития было в 2000 году 509,9 тысяч человек и т.д.

Потребление алкоголя связано с криминализацией жизни, включая преступления и насилие. Так, среди убийц-мужчин 89,3 процента находились в состоянии алкогольного опьянения, среди женщин - 50 процентов.

Патологическое влечение к алкоголю и его трансформация в процессе заболевания сближают алкоголизм с наркоманиями и токсикоманиями.

Исследования показывают, что между потребляющими алкогольные напитки и начальной стадией приобщения к наркотическим средствам имеется взаимосвязь. Так, не потребляющие наркотические средства и иные психотропные вещества реже пьют крепкие спиртные напитки, чем потребляющие. В целом алкогольные напитки пьют среди пробовавших наркотики 71 процент.

Профилактика злоупотреблений. Просвещение, воспитание здоровых привычек

Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика .

Первичная, или преимущественно социальная, профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.

Первичная профилактика алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у населения (тем более у подрастающего поколения) таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.

Вторичная профилактика алкоголизма состоит в выявлении групп населения, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму, и больных, максимально раннем, полным и комплексном осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной почвы, применением всей системы мер воспитательного воздействия в коллективе и семье.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации.

Все мероприятия по искоренению пьянства и алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления.

1) Корригирующее направление.

Оно заключается в прямом воздействии на питейные обычаи среды и алкогольное поведение отдельных лиц, на политику в отношении цен и организации торговли спиртными напитками, на административно-правовое регулирование мер предупреждения алкоголизации. Содержанием этого направления является разрыв звеньев цепи развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни, создание условий для воспитания трезвого образа жизни.

2) Компенсирующее направление.

Оно связано с изменением всей плоскости обыденных общественных отношений, на которой находятся алкогольные обычаи, вытеснением и заменой их более совершенными, здоровыми. Это направление проявляется формированием у подрастающего поколения таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.

Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечения, а с позиций профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Хотелось бы обратить отдельное внимание на комплекс психотерапевтических мероприятий.

Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

Она осуществляется в нескольких формах и представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.п. Амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп.

Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного алкоголизмом, нарушаются семейные, трудовые и другие общественные отношения, что приводит к укреплению контактов больных между собой, основой которых служит совместное пьянство. В связи с этим, раньше за рубежом, а сейчас и у нас предпринимаются попытки создания особых учреждений, именуемых переходными домами, общежитиями. Такие учреждения создаются для того, чтобы облегчить переход от круглосуточного наблюдения за алкоголиками в специальных больницах к их самостоятельной жизни в обществе.

Различные формы и направления социальной paбoты подразумевают привлечение больных алкоголизмом к добровольному лечению, патрононажную работу среди больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них после отказа от употребления спиртных напитков.

Теперь рассмотрим основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации.

Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.

К общепедагогическим относятся принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.

Суть принципа природосообразности заключается в том, чтобы ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное - сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.

Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.

В целях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической психологии. Ученые этого направления утверждают, главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.

Второй принцип приоритета индивидуально-личностного подхода в решении проблем реабилитации и адаптации. Он подразумевает осуществление процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностных особенностей человека (его характера, темперамента, мотивов, интересов, способностей и т.д.). Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные и корректировать слабые стороны.

Третий принцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах. В широком плане - это помощь в любой затруднительной ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, в узком - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании окружающего мира.

Реализация этого принципа имеет два механизма. Первый механизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что в специально организованных работниками службы реабилитации и адаптации условиях жизнедеятельности избирательно актуализируются положительные побуждения, которые затем постепенно переходят в устойчивые положительные мотивационные образования.

Второй механизм («сверху вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должны у него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Четвертый принцип защитно-охранительных мер на создание условий для развития личности с внутренней саморегуляцией и самоконтролем. Из психологических исследований известно, что мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Данное направление для практических работников службы является основополагающим. Важным моментом в этом принципе выступает фактор само регуляции, а в нем - самооценка.

Пятый принцип ориентации на помощь семье как традиционному эффективному институту социализации личности. Исходя из данного принципа работники службы социальной реабилитации и адаптации стараются развивать у родных и близких черты воспитателей, помощников. В связи с этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в том числе педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание, саморазвитие.

Шестой принцип своевременности подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь.

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.

Информация о работе Алкоголизм