Аборты: морально – этические аспекты проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Специалисты так формулируют ее содержание: "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?".

Содержание работы

Введение
4
Что такое аборт и как он производится
5
Морально – этические, правовые и религиозные аспекты проблемы искусственного аборта
7
Аборт: за и против
14
Заключение
18
Список литературы
19

Файлы: 1 файл

аборт.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

ТОМСКИЙ ТОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Аборты: морально – этические аспекты проблемы

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнили: студенты 141 группы

       Бондарюк Анастасия, студентка 141 группы

       Тимофеева  Любовь,  студентка  142  группы

       Зотова  Анна,   студентка  142  группы 

      

               Проверил:

        Островерхова Г. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2007

 

Содержание

 

 

Введение

4

Что такое аборт и  как он производится

5

Морально – этические, правовые и религиозные аспекты проблемы искусственного аборта

7

Аборт: за и против

14

Заключение

18

Список  литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аборт – это средство массового убийства беззащитных,

слабых, но уже чувствующих и  сжимающихся 

в крошечный комочек от страха за свою жизнь существ

                                                      

                                                                    А. Н. Хлуновский, кандадат медицинских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В последние годы все более заметным становится интерес российской общественности к широкому кругу проблем, принадлежащих компетенции биоэтики. Контрацепция и стерилизация, «суррогатное материнство», эвтаназия, перенатальная диагностика, исскуственный аборт  и многие другие вопросы активно обсуждаются в мире в морально – этическом, правовом аспектах, но, по – видимому, к единой оценке этих явлений прийти невозможно.

     Проблема искусственного аборта рассматривается в глобальном масштабе, масштабе конкретной страны, региона. Она актуальна на уровне отдельной семьи и, в конце концов, на уровне отдельного человека.

     Процедура искусственного прерывания беременности известна человечеству еще со времен Гиппократа, Аристотеля. Отношение общественности к этому виду медицинского вмешательства менялось на протяжении всего исторического периода существования данной проблемы. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. 20 век легализовал аборты и возвел их когорту методик планирования семьи.

    В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Специалисты так формулируют ее содержание: "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?".

     Трагическую тему искусственного аборта можно рассматривать с различных точек зрения. Можно говорить о ней в историческом или культурном плане. Феномен аборта является объектом изучения психологии, социологии. В своем реферате мы рассмотрим эту проблему с позиции биоэтики, а также в правовом и религиозном аспектах.

     

    

 

 

 

 

 

 

Что такое аборт и как он производится?

 

     Абортом (от лат. Abortus – выкидыш) называется всякое прерывание беременности. Различают аборт искусственный (abortus artificalis) и самопроизвольный (abortus spontaneus), т.е. начавшийся без преднамеренных действий беременной или других лиц с целью прерывания беременности. Основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом, который интерпретируется как искусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравливание плода, убийство нерожденного ребенка до 28 недель, то есть до условного срока жизнеспособности плода вне тела матери. После 28 недель применяют термин «искусственные или самопроизвольные преждевременные роды» (partus praematurus). Аборт разделяются также на больничные и внебольничные - криминальные.

     Существует несколько  процедур аборта. Часто эта информация скрывается от женщины анестезией и умалчиванием врачей.

Медикаментозный аборт: Мифегин, Мифепристон RU 486:

     Медикаментозный или  фармацевтический аборт обозначает  прерывание беременности, вызванное  лекарственными средствами вместо  хирургического аборта. Часто заканчивается операционным вмешательством и серьёзными физическими и моральными последствиями.

     Этот лекарственный  аборт производится в течение  30-49 дней (в течение 4-7 недель) после  последнего менструального периода.  Для этой процедуры обычно необходимо 3 визита к врачу. Мифегин даётся женщинам, которые возвращаются 2 дня спустя для того, чтобы принять второй медикамент - Миспростол. Комбинация этих двух химикатов провоцирует отторжение и выброс ребёнка из матки.

    Принимающие Мифегин, Мифепристон, РУ 486, Пенкрофтон, Пастинор прекращают жизнь своих нерождённых детей.

Мини аборт:

     Мини аборт – вакуум - аспирация. Этот операционный  аборт производится на ранней  стадии беременности (до 7-ми недель после последней менструации.). Мышцы шейки матки растягиваются металлическими прутьями-расширителями до тех пор, пока раскрытие не становится достаточно широким, чтобы абортивные инструменты могли проходить в матку. Врач прикрепляет к трубке (она введена в матку) специальный шприц и внутриутробный ребёнок высасывается наружу. 

Вакуумная аспирация с последующим  выскабливанием: 

     Осуществляется в  течение 6-14 недель после последнего  менструального периода. Во время этой процедуры врач открывает шейку матки металлическими расширителями или ламинариями (тонкими палками, которые вставляются часами раньше самой процедуры). Врач вводит трубку в матку и прикрепляет её к насосу. Насос размалывает тело ребёнка на части и высасывает их из матки. Такой аборт называется Расширение с последующим Выскабливанием. В этом случае врач может использовать кюретку (закругленный нож), чтобы выскоблить части тела ребёнка из матки.

Расширение и удаление:

     Этот операционный  аборт производится во время  второго триместра беременности (12-24 недель после последних месячных). Поскольку развивающийся ребёнок удваивается в размере между 11-ой и 12-ой неделями беременности, его тело слишком велико, чтобы быть раздробленным отсосом и пройти через трубку. В этом случае шейка матки должна быть открыта шире, чем при аборте 1-го триместра. Поэтому, ламинарии вводятся за день или за два до самого аборта. После того, как шейка матки открыта, врач вынимает части тела ребёнка щипцами. Для того, чтобы без труда вынуть череп ребёнка, его предварительно размалывают щипцами.

Расширение и извлечение: 

     От 20 недель после  последнего менструального периода. Эта процедура занимает 3 дня. В течение первых двух дней расширяют шейку матки и дают женщине антиспазматические препараты. На третий день женщина принимает медикамент, провоцирующий роды. После того, как роды начались, врач делает УЗИ, чтобы определить местонахождение ног ребёнка. Захватывая ноги щипцами, врач вытаскивает ребёнка наружу, оставляя внутри только голову. Потом, ножницами проделывает отверстие в черепе и выпускает содержимое наружу. Череп разрушается и ребёнка извлекают из матки полностью.

     Аборт - это не простая  медицинская процедура. Для многих  женщин это событие, повлёкшее  за собой серьёзные осложнения, эмоциональные и духовные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Морально – этические, правовые и религиозные аспекты проблемы

искусственного аборта

 

          Среди множества проблем, принадлежащих компетенции биоэтики, проблема искусственного прерывания беременности справедливо относится к числу наиболее острых. Позиция биоэтики ограничена, но фундаментальна: речь идет об определении того, является ли человеческий эмбрион индивидуальной человеческой жизнью с самого момента оплодотворения или же нет, и в случае положительного ответа возникает вопрос, существуют ли обстоятельства, при которых может быть дозволен и этически допустим аборт.  Чтобы оценить проблему в свете рациональной этики, она (биоэтика) опирается на данные биологии и генетики.

     С точки зрения  современной эмбриологической науки,  опирающейся на факты, открытые  генетикой,  жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. Первым событием в формировании человеческого индивида является слияние двух, специально предназначенных для этого клеток в процессе оплодотворения. в результате чего образуется новая биологическая сущность, зигота, которая несет в себе новую индивидуализированную программу, новую индивидуальную жизнь. С момента проникновения  сперматозоида в яйцеклетку,  начинается цепочка действий, ведущая к формированию человеческого организма. Человеческий эмбрион (одноклеточный и многоклеточный) — это живое человеческое существо, отличное от своих родителей, которое принадлежит к роду Homo sapiens, обладает своим собственным уникальным генетическим кодом, динамично развивается, последовательно раскрывая потенции, заложенные в него природой, и которое мы вправе называть человеком на эмбриональной 
стадии его развития.

     Процессы, происходящие  с эмбрионом, отличаются целеустремленностью, отсутствием качественного разрыва между первым этапом и другими и осуществляются под самоуправлением генетической программы эмбриона. Значит, эмбрион является биологически самостоятельным организмом. Впрочем, автономия эмбриона весьма ограничена. Плод зависит от материнского организма, но зависимость здесь внешняя: материнская среда дает пищу и питает кислородом, удаляет продукты обмена, которые могут быть токсичными. Однако качество, импульс и направление развития зависят не от направляющих органов матери, но от самоуправляющей генетической структуры самого эмбриона, следовательно, утверждение о том, что эмбрион - часть тела матери, является заблуждением. На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчеркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Через 18 – 20 дней после зачатия начинает биться сердце, на 21-й день у него имеется замкнутая система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические импульсы головного мозга, на 6-7-й неделе плод начинает самостоятельно двигаться и т.д. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Доказано также то, что не рожденный ребенок чувствует боль. Знают ли, женщины делающие аборт, что ребенок их испытывает боль? Бернард Натансон, сам делавший аборты («на моих руках много крови…»), снял фильм «Безмолвный крик». Вот часть текста видеокассеты: «Тень, которая появилась сейчас внизу, рядом с границей экрана, – это вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с "засасывающим" давлением около 55 мм ртутного столба. Вы увидите, как кюретка будет приближаться к ребенку, а он попытается отодвинуться от нее и начнет совершать активные, панические движения. Теперь он движется целенаправленно. Хотя инструмент еще не коснулся ребенка, он уже очень возбужден. Его рот раскрыт. Этот кадр еще повторится в нашем фильме... Вакуум-кюретка нащупывает ребенка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьется быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасности, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей сострадание попытке спрятаться от безжалостного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары еще заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребенок, несомненно, ощущает смертельную опасность...».  В докладе "Сознание плода" 1997 года, подготовленный рабочей группой, организованной Королевским колледжем акушеров и гинекологов Великобритании, рекомендуется применение обезболивающих и седативных средств для зародыша. Если же обратиться методическим рекомендациям Минздрава СССР "Обезболивание операции искусственного прерывания беременности" (1988г.), то вопроса об обезболивании для плода мы здесь не найдем – в рекомендациях речь идет только о беременной женщине. 

    Медицинская этика всегда уделяла большое внимание проблеме аборта. Искусственный аборт (в соответствии с написанным выше) – убийство начавшейся человеческой жизни. Это было совершенно ясно уже Гиппократу (ок. 460 – ок. 377 до Р.Х.): «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария» (Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 87–88).

     Врачи, делающие  аборт нарушают клятву Гиппократа. Еще семьдесят лет назад в Европе нельзя было сильнее оскорбить врача, чем предположив, что он способен произвести аборт:“«Вы на все пойдете за деньги. Быть может, даже на убийство нерожденных”. Один из врачей все еще ухмылялся, но лицо его пожелтело. Другой визгливо и резко крикнул: “Помните, с кем говорите!». Этот диалог из детектива Честертона показывает, что на Западе считалось нормой вплоть до середины XX столетия и что — крайней степенью падения врача. Клятва Гиппократа, категорически запрещающая врачам делать аборт, отражала общее мнение всего медицинского сообщества того времени и последующих поколений медиков. Этот важнейший, основополагающий документ, общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен Советской властью.

     В традиционном  медицинском подходе к проблеме  аборта едва ли не главным  всегда считался вопрос о жизнеспособности  плода, то есть о той границе  в его внутриутробном развитии, когда он уже в состоянии  выжить вне организма матери  с учетом возможностей, предоставляемых технологиями выхаживания недоношенных. В нашей стране до начала 90-х годов считалось, что такой границей является срок беременности 28 недель при массе плода от 1000 гр. Когда в 1993 г. акушерская служба РФ перешла на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения, граница была снижена до 22 недель беременности, показателя массы тела плода - до 500 гр.

      В медицине  существует две формы искусственного  аборта: терапевтический и евгенический.

     Терапевтический  аборт – это медико - хирургическое вмешательство с целью устранения зародыша для предотвращения ухудшения здоровья матери. Существует этическая оценка терапевтического аборта, основанная на этическом принципе: человеческая личность – это максимальная ценность в мире, которая выше всякого временного блага и всяких экономических соображений. Из этого принципа этики вытекает, что нет  обстоятельств, которые бы позволяли матери или/и обществу решать свои проблемы за счет жизни не родившегося ребенка. Исключение составляют случаи, когда срабатывает принцип двойного эффекта: дозволено сделать доброе дело (спасти жизнь матери, удаляя матку с раковой опухолью), даже, если это имеет негативное последствие, которое не преследуется само по себе (смерть плода).Однако, если для сохранения жизни матери уничтожается ребенок, принцип теряет свою правомерность.

Информация о работе Аборты: морально – этические аспекты проблемы