Специфика биологической ограниченности интеллекта животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Аналогичные примеры известны также по членистоногим и другим беспозвоночным. Во всех этих случаях постэмбриональное развитие поведения совершается особенно сложным путем, ибо происходит резкая смена форм поведения и как бы в недрах личиночного поведения созревает качественно отличное взрослое поведение. Так, в приведенном примере личинка Strombus плавает на протяжении первой постэмбриональной стадии – в составе планктона – в поверхностных слоях моря, а затем переходит к придонному образу жизни и передвигается по субстрату характерными «прыжками».

Содержание работы

Введение
1. Постэмбриональное развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся позвоночных
2. Значение заботы о потомстве
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

Специфика биологической ограниченности интеллекта животных.docx

— 23.73 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  социальный университет

 

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По зоопсихологии и  сравнительной психологии

 

 

Тема: «Специфика биологической ограниченности интеллекта животных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнила: студентка

                                                                                                       2 курса заочного отделения

                                                                                                        группы ЗП-2-08

                                                                                                       специальности «психолог»

                                                                                                     Субботина Т.

                                                                                                        Проверил:

            Профессор, доктор                                 

            ветеринарных наук

            Митрофанов П.М.

                                               

 

2010 г.

План

Введение


  1. Постэмбриональное развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся позвоночных
  2. Значение заботы о потомстве
  3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Говоря о постнатальном  развитии поведения животных, необходимо прежде всего иметь в виду, что оно протекает по-разному у разных животных и отличается специфическими закономерностями. Особенно это относится к тем животным, у которых новорожденные и ювенильные (т.е. молодые) формы резко отличаются строением и образом жизни от взрослых форм. У большинства беспозвоночных, а также ряда низших позвоночных личинки совершенно не похожи на взрослые особи, и зачастую им свойственны совершенно иные способы передвижения, питания и т.д.

Так, например, у морского моллюска из рода Strombus, как и у других морских брюхоногих, молодь ведет первоначально планктонный образ жизни, однако сразу же после опускания на дно и метаморфоза (т.е. превращения из одной стадии развития в другую) появляются свойственные взрослым животным формы придонной локомоции и питания. Вместе с тем защитная реакция – уход от хищника (хищных моллюсков рода Conus) – появляется только спустя три недели после метаморфоза, причем также сразу в «готовом виде». Предшествующий опыт (в эксперименте – контакт с водой, в которой содержался хищник) не ускоряет созревания этой реакции и не влияет на выраженность ее проявлений. В указанный же срок молодой Strombus тут же адекватно реагируют на приток воды, в которой находился его враг. Таким образом, мы имеем здесь дело со случаем весьма консервативного поведения, в той же мере генетически обусловленным, как и морфологические признаки. Постепенное усложнение поведения идет здесь строго «в ногу» с усложнением нервных структур и общего строения моллюска.

Аналогичные примеры известны также по членистоногим и другим беспозвоночным. Во всех этих случаях  постэмбриональное развитие поведения  совершается особенно сложным путем, ибо происходит резкая смена форм поведения и как бы в недрах личиночного поведения созревает  качественно отличное взрослое поведение. Так, в приведенном примере личинка  Strombus плавает на протяжении первой постэмбриональной стадии – в составе планктона – в поверхностных слоях моря, а затем переходит к придонному образу жизни и передвигается по субстрату характерными «прыжками».

Однако и в тех случаях, когда между ювенильными и взрослыми животными не обнаруживаются столь глубокие различия, филогенетические и экологические детерминанты вносят большое разнообразие в протекание постнатального онтогенеза поведения. Особенно большое значение имеет при этом степень зрелорождения потомства.

 

 

 

 

Постэмбриональное развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся позвоночных


 

Детеныши позвоночных  рождаются на разных стадиях зрелости. Незрелорожденными, хотя и на более  поздней стадии развития, являются птенцы многих птиц (воробьиных, хищных и др.), детеныши большинства млекопитающих (грызунов, хищных и др.). С другой стороны, птенцы кур, уток, гусей и  ряда других птиц, как и детеныши копытных, представляют собой пример зрелорождения. В этом случае новорожденный  почти сразу же, во всяком случае, очень скоро, становится способным к самостоятельному выполнению основных жизненных функций (опорно-локомоторных, пищедобывательных и др.). Незрелорождающиеся же детеныши на протяжении определенного времени выполнять эти функции еще не могут и всецело зависят от родительского ухода. Промптов говорил в этом случае о «раннем биостарте». Под биостартом он понимал начало влияния биологических факторов на развитие птенца. Крайние проявления зрелорождения встречаются, правда, сравнительно редко. Чаще всего наблюдаются разные переходные степени зрелорождения. Например, у турухтана (отряд кулики) вылупившиеся птенцы проявляют много признаков зрелорождения как в рецепторной, так и в моторной сфере. Впервые часы жизни они уже способны самостоятельно двигаться, затаиваться, вскоре они становятся способными и самостоятельно питаться. Вместе с тем они до 10-дневного возраста нуждаются в обогреве, как Незрелорождающиеся птенцы, и координация движений вполне устанавливается лишь к 4-м суткам жизни. К этому сроку относится и полное формирование пищедобывательного поведения.

 

Орбели дал четкую биологическую  характеристику развития поведения  у зрело- и незрелорождающихся животных. Он указал на то, что, поскольку зрелорождающиеся детеныши начинают подвергаться воздействию среды в уже почти вполне сформированном состоянии, они сравнительно мало подвержены вредным влияниям среды. Но при этом чрезвычайно ограничены возможности дальнейшего прогрессивного, развития поведения: имеют место лишь отдельные дополнительные надстройки условнорефлекторной деятельности.

 

Совершенно иное положение  у животных, у которых развитие даже наследственно фиксированных, врожденных форм поведения выносится  далеко за пределы внутрияйцевого или  внутриматочного периода, т.е. у незрелорождающихся. По Орбели, эти детеныши, хотя им приходится труднее и они не могут жить без родительской помощи, находятся  все же в более выгодном положении: развитие нервной системы у них  еще не вполне закончено, и они  могут подставить свои еще развивающиеся  врожденные формы поведения под  влияние агентов окружающей среды. В результате эти формы поведения  в значительной степени модифицируются на основе переплетения врожденных и  приобретаемых компонентов в  соответствии с конкретными условиями  среды. Как пишет Орбели, эти животные «родятся с настолько еще малосформированной нервной системой, что все дальнейшее постнатальное развитие представляет собою сплошную переработку наследственных форм и вновь возникающих условных форм поведения».

 

 С этой точки зрения  более прогрессивными следует,  безусловно, считать незрелорождающиеся  виды животных, так как им, начиная уже с «биостарта» обеспечено более пластичное, лабильное поведение, т.е. большая приспособляемость к постоянно меняющимся условиям среды. Правда, к кенгуру это не относится, так как здесь имеется, по существу, лишь кратковременный перерыв эмбриогенеза, как бы переход из одной утробы в другую, и ранняя смена способа питания – ведь в сумке матери крайне недоразвитый детеныш также весьма изолирован от внешнего мира и защищен от его вредных воздействий. (Важное отличие составляет, правда, возможное нахождение в той же сумке старшего детеныша.)

 

В этой связи интересно  отметить, что психически наиболее развитые животные (а также человек, как подчеркивает и Орбели) в большинстве  относятся к незрелорождающимся. У них новорожденный очень  рано попадает в «настоящую» внешнюю  среду, и генетически фиксированные  формы поведения претерпевают здесь  глубокую и длительную переработку. Правда, это не единственное обстоятельство, определяющее высокий уровень психического развития, ибо, например, гуси, или лошади, т.е. типично зрелорождающиеся животные, также обнаруживают этот уровень.

 

По-видимому, решающее значение здесь имеют генетически обусловленные  возможности накопления индивидуального  опыта и его переноса в новые ситуации, активные воздействия на окружающую среду на основе развития эффекторно-рецепторных систем, двигательной активности, а в этом отношении различия между зрело- и незрелорождающимися животными сводятся к различиям в сроках формирования и развертывания этих систем и активности.

 

Что же касается этих сроков, т.е. общей скорости постнатального развития поведения, то они не отражаются на его результатах. Продолжительное  постнатальное созревание, достройка  и перестройка врожденного поведения, не влечет за собой замедления, задержки или тем более застоя общего развития поведения и наоборот. Японский орнитолог  Н. Курода сопоставлял у разных видов  воробьиных продолжительность гнездового периода и соответствующих форм гнездового поведения со сроками  наступления способности к самостоятельному добыванию пищи у молодых птиц. Оказалось, что эта способность  появляется приблизительно в одинаковые сроки независимо от длительности гнездового периода. Таким образом, при удлинении  или укорочении гнездового периода  птенец ничего не теряет, а в первом случае он быстро наверстывает «упущенное время» и оказывается не менее  подготовленным к самостоятельной  жизни, чем птицы, которые раньше покидают гнездо. Если учесть, что между  зрело- и незрелорождением существуют переходные формы, то становится понятным, что и отмеченные различия имеют лишь относительное значение, тем более что темп онтогенеза на разных этапах меняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение заботы о потомстве


 

Большое значение, особенно у незрелорождающихся животных, приобретает  родительская забота о потомстве, т.е. действия животных, обеспечивающие или  улучшающие условия выживания и  развития потомства. В процессе эволюции у многих групп животных возникли приспособления к защите и питанию  развивающегося потомства со стороны  родительской особи. Сюда относится  и прохождение эмбриональных  стадий развития в теле матери. Однако понятие «забота о потомстве» применяется лишь к постэмбриональному периоду. В ряде случаев забота о  потомстве ограничивается созданием  убежища и заготовкой пищи для  будущего потомства, но материнская  особь при этом не встречается  с ним (превентивная забота о потомстве). Так, некоторые осы откладывают  яйца на парализованных ими насекомых, которых прячут в специально вырытых  норках, но затем уже не заботятся  о вылупившихся личинках.

 

Более высокой формой заботы о потомстве является уход за потомством, проявляющийся в двух основных формах: пассивной и активной. В первом случае взрослые особи носят с  собой яйца или молодых животных в специальных кожных углублениях, складках, сумках. Молодые животные при этом иногда питаются выделениями  материнской особи. Эта форма  ухода за потомством встречается  у отдельных видов иглокожих, ракообразных, моллюсков, пауков, рыб (морской  конек и игла, некоторые тропические  окунеобразные – цихлиды), земноводных (жаба-повитуха, американская пипа, лягушка gastrotueca marsupiata), низших млекопитающих (ехидна, сумчатые). При активном же уходе  за потомством взрослые особи выполняют  специфические действия, направленные на обеспечение всех или многих сфер его жизнедеятельности – личинок  насекомых, молоди рыб, птенцов, детенышей  млекопитающих. Кроме устройства убежищ, кормления, обогрева, защиты, очищения поверхности тела и т.п. родители у многих высших животных (птиц и  млекопитающих) также обучают свое потомство (например, находить пищу, распознавать врагов и т.д.).

 

Именно активный уход за потомством, высокоразвитая забота о  нем делают возможным незрелорождение, а тем самым и все обусловленные  им особенности психического развития. При этом эволюция заботы о потомстве  знаменовалась, с одной стороны, интенсификацией и дифференциацией действий родителей по отношению к потомству, с другой стороны, усилением его зависимости от взрослых животных. Одновременно резко понизилась плодовитость. Однако возрастающая забота о потомстве влечет за собой и растущее противоречие между потребностями родительской особи и ее потомства. Это противоречие регулируется естественным отбором в сторону наибольшего прогресса вида. В.А.Вагнер охарактеризовал это формулой: минимум жертв матери – максимум требований потомства.

 

Таким образом, прогрессивные  эволюционные приобретения, обеспечившие более гибкое приспособление растущего  организма к условиям его жизни  в постнатальном онтогенезе, имеют  весьма сложную природу и включают в себя разные формы заботы о потомстве  в зависимости от степени зрелорождаемости. Всем комплексом этих факторов определяется в каждом случае конкретный ход постнатального развития поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


 

  1. Орбели Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. М.;Л., 1949. С. 356.
  2. Учебный справочник – з-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа,2001.-1664с.
  3. www.зоопсихология.ru

 

 


Информация о работе Специфика биологической ограниченности интеллекта животных