Развитие психики в филогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Файлы: 1 файл

развитие психики в филогенезе.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальное поведение  наиболее высокоразвитых животных - человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Кёлером.

Эти эксперименты были построены  по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клетки, на таком  расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как  же ведет себя обезьяна в такой  ситуации? Оказывается, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет назад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие многочисленные задачи, которые ставились перед  человекоподобными обезьянами; для  их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в  ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвешивались  бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить  ящик к месту, над которым висит  приманка, и воспользоваться им как  подставкой. Наблюдения показывают, что  обезьяны и эту задачу решают без заметного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась  медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного  неуспеха - множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а  затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу  приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что  она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных  проб.

 

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что  найденное решение задачи очень  легко переносится обезьяной  в другие условия, лишь сходные с  теми, в которых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности  решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее  кладут приманку. Несколько ближе  к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного находится длинная палка. Другая палка, более короткая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приманку.

Каково же содержание обеих  этих фаз деятельности обезьяны? Первая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она  направлена, например, не самой палкой. Если обезьяна увидит палку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, например, обходного пути, то она, конечно, не будет пытаться взять  ее. Значит, эта фаза деятельности связана  у обезьяны не с палкой, но с объективным  отношением палки к плоду. Реакция  на это отношение и есть не что  иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности - фазы осуществления.

Что же представляет собой  эта вторая фаза? Она направлена уже на предмет, непосредственно  побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает, следовательно, в себя ту или иную операцию, которая  становится достаточно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей  анатомо-физиологической основой  дальнейшее развитие коры головного  мозга и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем  на высших ступенях развития животного  мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих  животных, - это относительно гораздо  большее место, занимаемое лобной корой, развитие которой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Карл Бюлер выделил три ступени психического развития:

1. Инстинктивное поведение  (бессознательно, передается по наследству, направлено на удовлетворение  биологических потребностей).

2. Навыки (действия сформированные  путем повторения, возникают в  результате проб и ошибок, подражания, обучения, физиологической основой  являются условные рефлексы).

3. Стадия «разумного поведения» (достигается немногими животными,  они способны решать простейшие  задачи).

Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного  развития и осуществляется сознательно. Выготский – назвал это стадией высших психических функций.

Более подробную периодизацию филогенеза психики представил А.Н. Леонтьев, а позднее ее уточнил К.Э. Фабри. Три стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики – стадия включает два уровня: низший (развитая раздражимость - способность изменять физиологическое состояние при внешнем воздействии, инфузории-туфельки) и высший (наличие ощущений, элементарные условные рефлексы, черви, улитки).

2. Стадия перцептивной психики – стадия перцептивной психики включает в себя три уровня: низший (отражение внешней реальности в форме целостного образа предмета, рыбы), высший (элементарная форма мышления, птицы) и наивысший (А.Н. Леонтьев относил к третьей стадии – интеллектуальной, появление ориетировочно-исследовательской фазы в поведении, способность решать практические задачи, обезьяны, собаки, дельфины).

3. Стадия сознательной психики – стадия сознательной психики (у примитивного человека- питекантропа и современного человека.).

Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних  и внутренних факторов. Внешние факторы  – усложнение окр.среды и переход жив-ных от жизни в гомогенной среде (воде) к наземному. Внутр.фактор – усложнение анатомич. строения жив-ных (появление конечностей, челюстей как органов манипулирования и т.д.), а также появления и развития НС, а затем в последующем гол.мозга, как органа координации. Чем сложнее становились формы психического отражения, тем сложнее жив-ное могло реагировать своим поведением на воздействие окр.мира.

Сознание это способность  отражать окружающий мир в его  объективных, устойчивых, не зависящих  от субъекта связях. Если развитие психики  животных основано на законах биологической  эволюции, то развитие психики человека основано на законах общественно-исторического  развития.

Онтогенез психики – это  развитие психики отдельно взятого  организма в процессе его жизни. Онтогенез психики человека – возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические функции формируются благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.

Научное наследие А.Н. Леонтьева(1) и вопросы эволюции психики.

 

Научное познание психики человека начинается с зоопсихологии. "Ясно, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить, как простейшие, психические проявления у животных, а не у человека", - подчеркивал еще 110 лет тому назад И.М.Сеченов, выделив эти слова в качестве одного из основных тезисов своего труда «Кому и как разрабатывать психологию». Правомерность этого требования и сейчас ни одним серьезным ученым не ставится под сомнение, более того, в наше время эта задача злободневна, как никогда. Познание психики невозможно без познания закономерностей ее становления и развития, без выявления ее предыстории и этапов развития психического отражения, начиная от его первичных, наиболее примитивных форм до высших проявлений психической активности животных и сопоставления последних с психическими процессами у человека. Эту поистине гигантскую задачу должна и призвана решать зоопсихология.

Разумеется, при изучении этих вопросов перед исследователем встают неимоверные трудности, в  частности, очень трудно получить представление  о конкретных предпосылках и условиях возникновения человеческого сознания, о непосредственной предыстории  зарождения трудовой деятельности, членораздельной  речи, человеческого мышления и социальной жизни. Ведь зоопсихолог может опереться  на поведение только современных  животных. Но сравнительно-психологический  анализ их поведения и поведения  человека открывает вполне реальные возможности для решения обозначенных задач и выявления качественных особенностей и отличий человеческой психики. Необходимо только учесть, что  история человечества - миг по сравнению  с полутора миллиардами лет развития животной жизни на земле, что в  результате этого грандиозного процесса эволюции возникло огромное число разнокачественных  биологических категорий (и соответственно форм психического отражения), что эволюционный процесс развивался не линейно, а  всегда несколькими параллельными  путями. К тому же количество "экологических  ниш" на земле необозримо, а ведь именно экологическими факторами, условиями  жизни видов, занявших эти "ниши", определяются в первую очередь особенности  их психической активности, а не их филогенетическим положением. Поэтому  число "типичных представителей", которых необходимо изучать зоопсихологу, огромно (не говоря уже о том, что  исследовать поведение всех животных вообще невозможно: число зоологических  видов исчисляется миллионами, но даже, например, одних грызунов насчитывается свыше полутора тысяч видов!).

 

Отсюда следует, что первостепенная задача зоопсихологии состоит в  установлении прежде всего самых общих закономерностей и основных этапов развития психики. Надежную основу для решения этой задачи представляет собой разрабатываемая советскими психологами теория деятельности. В этом плане большой вклад в разработку общих вопросов психического отражения у животных внес Алексей Николаевич Леонтьев. Мы имеем в виду прежде всего известные работы А.Н. Леонтьева "Проблема возникновения ощущения" и "Очерк развития психики", впервые опубликованные в 1940-1947 гг. и вошедшие затем в его труд "Проблемы развития психики", а также посмертно опубликованную работу "Психология образа". В последней он, в частности, указал, что многие проблемы зоопсихологии могут быть успешно разрешены, если рассматривать приспособление животных к жизни в окружающем их мире как приспособление к его дискретности, к связям наполняющих его вещей, их изменениям в пространстве. Напомним, что в "Очерке развития психики" А.Н. Леонтьев излагает свою концепцию стадиального развития психики в процессе эволюции животного мира.

Развивая свои идеи, А.Н. Леонтьев(2) исходил из того, что не только у человека, но и у животных психика "включена" во внешнюю деятельность и зависит от нее, что "всякое отражение формируется в процессе деятельности животного".78 Он подчеркивал, что психический образ является продуктом, практически связывающим субъект с предметной действительностью, что отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью, что психическое отражение предметного мира порождается не непосредственными воздействиями, а теми процессами, с помощью которых животное вступает в практические контакты с предметным миром: первично деятельностью управляет сам предмет и лишь вторично его образ как субъективный продукт деятельности. По А.Н. Леонтьеву, возникновение и развитие психики обусловлено тем, "что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни".79 На каждом новом этапе эволюции поведения и психики животных возникает все более полная подчиненность эффекторных процессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, во взаимодействие с которыми вступает животное. Предметный мир как бы все более "втягивается" в деятельность. Именно от характера этих связей, по мнению А.Н. Леонтьева, зависит, "будет ли отражаться и насколько точно будет отражаться в ощущениях животного воздействующее на него свойство предмета".80 При этом "материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации",т.е. морфологические структуры, в частности, нервная система, развивается вместе с деятельностью.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе