Развитие психики в филогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:29, реферат

Описание работы

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Файлы: 1 файл

развитие психики в филогенезе.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную  реальность, необходимое человеку и  животным для ориентировки во внешнем  мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое  для управления своим поведением.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Можно выделить несколько  подходов к филогенезу психики:

1.Материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).

2. Эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).

3. Комбинации этих подходов.

Возникновение психики  в филогенезе.

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

 Биологически нейтральные  (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии  или свойства предметов, которые  не участвуют непосредственно  в обмене веществ. Если живой  организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Теперь нужно ввести два  фундаментальных понятия, которые  связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".

Раздражимость - это способность  живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни  растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность  организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные  с биотическими свойствами. Когда  речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет  два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Следующее важное положение  Леонтьева звучит так, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными  процессами и не имеет никакой  функции. Наоборот, оно составляет необходимое  звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать  организм относительно значимых условий  среды, опосредовать его витальные приспособительные акты.

Все сказанное выше подготовило  ответ на вопрос, почему в ходе биологической  эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. По существу, такой ответ  означает, что возникновение и  развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется  способностью к накапливанию изменений  и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме  филогенеза и онтогенеза.

Прежде, чем перейти к  характеристике отдельных стадий эволюционного  развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал А.Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, А.Н. Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).

Так, по мнению А.Н. Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Итак, первое положение заключается  в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

Второе общее  положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Характеристика стадий.

Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1.Стадию элементарной, сенсорной  психики (осуществляется отражение  отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); т.е. способность отражать отд. свойства предмета. Основная форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожденная программа поведения или видовой опыт животного.

2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.

Навыки – приобретенная  программа поведения или личный опыт животного.

3. Стадию интеллекта (возникает  отражение отношений между предметами):

  • сенсомоторный интеллект;
  • сознание.
  1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Возникновение чувствительных живых организмов связано с усложнением  их жизнедеятельности. Это усложнение заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие  отношения организмов к тем свойствам  среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые  выполняют сигнальную функцию. Так  возникает способность отражения  организмами воздействий окружающей действительности в их объективных  связях и отношениях - психическое  отражение.

Развитие этих форм психического отражения совершается вместе с  усложнением строения организмов и  в зависимости от развития той  деятельности, вместе с которой они  возникают. Что же представляет собой  та деятельность животных, с которой  связана простейшая форма их психики? Ее главная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпадает с теми свойствами, от которых непосредственно зависит жизнь данного животного. Она определяется, следовательно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.

Деятельность животных на самой ранней, первой, стадии развития психики характеризуется тем, что  она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит  осуществление основных биологических  функций животных. Соответственно отражение  действительности, связанное с таким  строением деятельности, имеет форму  чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Эту  стадию в развитии психики мы будем  называть стадией элементарной сенсорной  психики. Стадия элементарной сенсорной  психики охватывает длинный ряд  животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые  высшие инфузории.

2. Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к  самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем  условиям, в которых этот предмет  объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается  с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным  воздействиям, которые его вызывают. тот, мы будем называть операцией.

Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона  деятельности, отвечающая условиям, в  которых дан побуждающий ее предмет) указывает на то, что воздействующие на животного свойства, прежде как  бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который направлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятельности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физи-ологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.

Одновременно развиваются  и органы внешних движений - эти "естественные орудия" животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследование добычи, преодоление  препятствий и т.п.). Двигательные функции животных также все более  кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.

3. Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих  животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень  обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления").

Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум  человека; между ними существует, как  мы увидим, огромное качественное различие.

Стадия интеллекта характеризуется  весьма сложной деятельностью и  столь же сложными формами отражения  действительности. Поэтому, прежде чем  говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе