Знаменитые антропологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:42, реферат

Описание работы

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которую изучают ученые антропологи.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа КСЕ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Важность трудов Вульфа для современной антропологии усиливается  тем фактом, что он акцентировал внимание на вопросах власти, политики и колониализма, тогда как большинство его коллег отошли от этих проблем в 1970—1980-ые годы. Самая известная книга Вульфа — написанная в русле мир-системного анализа Иммануила Валлерстайна и Андре Гундер Франка «Европа и народы без истории» (Europe and the People Without History) — с марксистских позиций объясняет процессы, вследствие которых Западная Европа в ходе Великих географических открытий обогнала в экономическом развитии другие регионы мира и подчинила их своему влиянию. Особое внимание уделено тому, как не-европейцы угнетались западным капитализмом через глобальные процессы, подобные работорговле или торговле пушниной. Развенчивая европоцентризм в целом и мифы об «отсталости» неевропейских культур, Вульф объясняет, что они не были «изолированными» или «застывшими во времени», а всегда были вовлечены в мировой исторический процесс.

 

В конце жизни Вульф  предупреждал об опасности «интеллектуального оскудения» антропологии, отказавшейся от полевых исследований и связи  науки с поточными реалиями и  проблемами, занимаясь исключительно отвлечёнными вопросами «высоких материй». Эрик Вульф умер от рака в 1999.

 

 

 

БОАС Франц (1858-1942) – амер. антрополог. Жил в Германии, получил образование в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. Научную деятельность начал в Киле, где в 1881 ему были присуждены ученые степени доктора философии и доктора мед. наук. Первоначально сферу его научных интересов составляли физика и математика, однако, еще будучи студентом, он переключился на физическую и культурную географию. В 1883-1884 гг. проводил географические исследования на Баффиновой земле, одновременно начал собирать этнографическую коллекцию. В 1887 переехал в США. С 1888 по 1892 преподавал антропологию в университете Кларка. С 1896 по 1905 был куратором в Американском музее естественной истории. В 1896 принят в Колумбийский университет в качестве лектора по антропологии. Три года спустя стал проф. антропологии Колумбийского университета, где работал до выхода на пенсию в 1937. В течение многих лет проводил интенсивные исследования по физической антропологии, этнологии и лингвистике. Был избран в Национальную Академию наук, возглавил Американскую ассоциацию развития науки (American Association for the Advancement of Science). Один из основателей Американской  антропологической ассоциации (1902), журнала "International Journal of American Linguistics" (1917).

 

В основе профессиональной  деятельности Боаса и подготовки антропологов в Колумбийском университете лежала полевая работа. С начала 80-х 19 в. до 1900 Боас обследовал культурную территорию северо-западного побережья Тихого океана от Аляски до Орегона. Его работа, посвященная этнографии эскимосов (The Central Eskimo. 1888), была опубликована Бюро Американской этнологии как образец организации антропологических исследований в США. По результатам работ на северо-западном побережье опубликовал более 12 монографий и множество статей.

 

Боас принес в американскую антропологию традицию немецкой культурно-исторической школы и, фактически, создал школу исторической этнологии – направление, определившее развитие американской  антропологической мысли с к. 19 по 30-е гг. 20 в., школу, которая отказалась от наследия Моргана.

 

Учениками Б. были такие  выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Лоуи, Бенедикт, М. Мид, П. Радин, Л. Уайт и др. Б. заложил основы проф. подготовки антропологов в США.

 

Боас как теоретик опирался прежде всего на опыт полевых исследований. Он разработал концепцию "культурного ареала", для развития которой в 1910 описал семь культурных территорий Сев. Америки (Эскимосская, Сев. побережье Тихого океана, Зап. плато Мак-Кензи, Калифорнию, Великие равнины, Вост. Вудленд, Юго-Запад). Его ученик Херсковиц предложил схему культурных территорий Африки в 1924 и т.д. Работы школы Б. по классификации культурных территорий сохраняли свою значимость до сер. 20 в.

 

Дмитрий Николаевич Анучин (27 августа 1843, Санкт-Петербург — 4 июня 1923, Москва) — географ, антрополог, этнограф, археолог, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в МГУ. Товарищ председателя Московского археологического общества.

Дмитрий Николаевич Анучин происходил из семьи потомственного дворянина, участника Отечественной  войны 1812 года. Воспитывался сначала  дома, а затем в IV Петербургской  гимназии. Осенью 1863  года он поступил на Естественное отделение Физико-математического факультета и сосредоточился на занятиях антропологией и этнографией. Работая под руководством профессоров А.П.Богданова и С.А.Усова в 1867 году он успешно завершил учебу и был выпущен из университета в звании кандидата. В 1871 году, по рекомендации профессора С.А.Усова, Дмитрий Николаевич занял должность ученого секретаря Императорского общества акклиматизации животных и растений. С 1874 года началась преподавательская деятельность Анучина в качестве учителя естественной истории в женском Екатерининском институте и зоологии в VI московской гимназии. В 1882 году по его поручению он возглавил археологическую экспедицию в Дагестан, участвовал он и в раскопках на территории Пермской губернии С 1888 года Д.Н.Анучин был бессменным товарищем Председателя Археологического общества. Год спустя ученый был командирован за границу для подготовки магистерской диссертации. Он работал в парижской "Ecole Antropologique" и антропологической лаборатории профессора Брока, участвовал в раскопках в пещерах на юге Франции.

В 1880 году Д.Н.Анучин представил на суд Московского университета магистерскую диссертацию под названием "О некоторых аномалиях человеческого  черепа и преимущественно об их распространении  по расам". Успешная защита позволила  ученому получить место приват-доцента при Московском университете по кафедре антропологии (основанной незадолго до того на частные средства). В 1884 году он был избран экстраординарным профессором Московского университета и получил кафедру географии и этнографии, сохранив за собой преподавание антропологии.

В 1890 году Дмитрий Николаевич был избран Президентом Общества любителей естествознания, а также  председателем созданного по его  инициативе при обществе отдела Антропологии. Тогда же, в 1890 году, при обществе был основан и Географический отдел, который с момента основания и до 1923 года также возглавлялся ученым. С 1894 года Географический отдел стал издавать журнал "Землеведение", им же редактировавшийся.

. В сентябре 1891 г. совет  Московского университета присвоил Анучину степень доктора географии honoris causa за опубликованный им в 1886—1889 гг. ряд научных трудов по антропологии, этнографии и географии.

За свой огромный вклад  в организацию и развитие антропологических  и географических исследований Д.Н.Анучин был избран действительным или почетным членом множества российских и зарубежных университетов, научных обществ и академий.

Среди его учеников были известные географы-исследователи  и педагоги: Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. С. Барков, Б. Ф. Добрынин, И. С. Щукин, С. Г. Григорьев, М. С. Боднарский, А. А. Крубер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача антропологии – проследить процесс перехода от биологических закономерностей  к социальным.

Антропология занимает особое место в системе наук. Под антропологией понимают целый комплекс наук, нацеленных на изучение человека с разных сторон. И этим занимаются выдающиеся ученые. В данной работе мы рассмотрели лишь небольшое количество  знаменитых ученых таких как М.М Герасимов, Д. Н. Анучин, Ф. Боас и их великие открытия, но какой вклад в науку они нам принесли.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

    1. Рогинский, Левин. Антропология.
    2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977;
    3. Статья Д.А. Гутнов. «Анучин Дмитрий Николаевич» www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Articles/Anuchin.htm
    4. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998
    5. Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000



Информация о работе Знаменитые антропологи