Знаменитые антропологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:42, реферат

Описание работы

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которую изучают ученые антропологи.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа КСЕ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

«Сыктывкарский государственный  университет»

Факультет информационных систем и технологий

Кафедра информационных систем в экономике

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Знаменитые антропологи

 

 

 

 

Исполнитель:

Лютоева Марина Евгеньевна

Факультет ИСиТ 127 группа

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2009

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждого человека, как только он начинал  осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которую изучают ученые антропологи.

Основная цель этой контрольной  работы является выяснить, что изучает наука антропология и какие ученые занимаются этим вопросом.

Особое внимание, в данной работе исходя  из поставленной цели, мы хотим уделить на великие достижения и открытия знаменитых антропологов мира.

 

ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИЯ

Термин “Антропология” имеет греческое происхождение  и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в самой психологии. Таким образом, Антропология – это область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.

В современной науке  встречаются различные варианты систематизации антропологических  дисциплин. К Антропологии относят: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную Антропологию. Этот набор антропологических дисциплин постепенно расширяется.  В него включают медицинскую Антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др. В литературе существует мнение, что Антропология  как область научного исследования объединяет собственно Антропологию, или естественную историю человека (включающую эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию человека); палеоэтнологию, или предысторию; этнологию — науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  АНТРОПОЛОГИИ

Основываясь на разграничении  исследовательских полей, можно  дать следующую систематизацию Антропологии.

 Философская  антропология концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Она возникла как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии, как один из вариантов ее решения. “Что такое человек?” — проблема, поставленная Кантом, была позднее подхвачена Шелером, который полагал, что в известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое место в общей целостности бытия, мира и Бога. Проблематика философской антропологии разрабатывалась Геленом, Э. Ротхакером, М. Ландманом, Плеснером и др.

 Теологическая  антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной идеи. Теологическая антропология представляет собой одно из направлений современного религиозного модернизма, в рамках которого религиозные мыслители ставят вопросы о сущности человека как двойственного по своей природе существа, рассматривают проблемы бытия человека в современном мире, трагические процессы роста бездуховности, исходя из основополагающих принципов христианского вероучения..

 Культурная антропология — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. В зарубежной литературе существуют различные подходы к выделению предметного поля этой науки. Понятие культурной антропологии используется для обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев, т.е. сравнительные исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Она развивалась в исследованиях Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных ученых К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского, М.И. Кулишера, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза (Тан) и др.

В 20-30 гг. в США возникла антропология психологическая, которая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Основным предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях различного культурного окружения.

Антропология биологическая (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание на биологии человека как вида. К настоящему времени А. понимается не только как наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология), а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела).

После Второй мировой  войны исследователи обращаются к методологии структурно-функционального  анализа, что приводит к появлению социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун и др.). Она исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека, и ряд других вопросов. Идеи социальной антропологии развивали Малиновский, Радклифф-Браун,

Одно из ведущих структуралистских  направлений в А. — А. когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, X. Конхлин, С. Брунер и др.), которая занимается выявлением и сравнением “когнитивных категорий” в разных культурах. Это направление возникло в середине 50-х гг. в США в рамках развития методов формального семантического анализа. Окончательно оформилось в середине 60-х гг. В основе когнитивной А. лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания, организации и ментального структурирования окружающей действительности.

 

ЗНАМЕНИТЫЕ АНТРОПОЛОГИ

Михаил Михайлович Герасимов (1907 — 1970) —антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков — так называемого «метода Герасимова».

Родился Михаил Михайлович Герасимов 15 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге,  в семье земского врача. Отец был образованным человеком и прекрасным медиком, дед со стороны матери – художником.

Детство и юность его  прошли в Иркутске. Интересы мальчика сформировались рано, чему способствовала богатая библиотека отца. С юных лет он  мечтал о воссоздании  облика древних людей. С 13 лет Герасимов занимался в анатомическом музее при Иркутском медицинском институте, работал и в Краеведческом музее. Эти занятия заложили основу будущих работ Герасимова в области реконструкции лица по его костной основе. Первые опыты его в области пластической реконструкции относятся к 1927 году, когда для музея им были сделаны скульптуры питекантропа и неандертальца.До войны Герасимов создал не менее 17 реконструкций лиц ископаемых людей и две реконструкции облика русских князей – Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

В Ленинграде ученый работал  в Институте истории материальной культуры, заведовал реставрационными мастерскими Эрмитажа.

В Самарканде он участвовал во вскрытии усыпальницы Тимура и  Тимуридов в мавзолее Гур-Эмир.

В 1938 г. обнаружили в гроте  Тешик-Таш, расположенном в отрогах Гиссарского хребта к югу от г. Самарканда (Узбекистан), на высоте около 1500 м над уровнем моря, останки неандертальского  мальчика, умершего в возрасте 9-10 лет.

Череп ребенка из грота Тешик-Таш (средний палеолит, Узбекистан).М.М. Герасимов полностью реконструировал облик ребенка из Тешик-Таша. Череп, по его словам, «значительно больше, мощнее современного черепа ребенка этого же возраста. Величина надбровья превосходит степень его развития у современного взрослого человека. Лоб покатый. Голова большая, тяжелая, особенно в лицевой ее части, рост небольшой, торс длинный. Ему всего 9-10 лет, а выглядит он старше своего возраста. Эта диспропорция в размерах головы и фигуры сочетается с очень сильными плечами и своеобразной сутулостью всей верхней части торса. Руки очень сильные. Ноги короткие, мускулистые. Весь этот комплекс признаков типичен для неандертальских форм».

С 1944 года Герасимов жил  в Москве, работал в Институте  истории материальной культуры, в  Институте этнографии АН СССР.

За годы кропотливой  работы М.М. Герасимов детально изучил анатомическую зависимость между  строением лицевого скелета и  мягких тканей лица. Им была разработана  подробная шкала толщины мягких тканей на разных уровнях головы и  лица.  Изучены половые и возрастные различия в распределении этих показателей. Была исследована асимметрия мягких покровов, которая тесно связана с асимметрией лицевого скелета и в значительной мере определяет неповторимую индивидуальность человеческого лица. Он обнаружил ряд закономерностей в изменчивости толщины мягких тканей в зависимости от степени развития рельефа черепа. М.М. Герасимов впервые доказал, что, воссоздавая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства, если руководствоваться целым комплексом индивидуальных морфологических особенностей лицевого скелета.

 Герасимов известен  работами: «Основы восстановления  лица по черепу» (1949), «Восстановление  лица по черепу» (1955) и «Люди  каменного века» (1964).  На основе  разработанного им метода создал  реконструкции многих представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей (всего свыше 200). Работы Герасимова дают представление о внешности людей, живших на разных территориях (от Франции до Китая) в разные эпохи.

    В 1950 году при Институте этнографии была создана Лаборатория пластической реконструкции. Её работой М.М. Герасимов руководил в течение двадцати лет, до самой смерти.  Михаил Михайлович Герасимов умер в 62 года  в 1970 году.

 

Эрик Р. Вульф — американский антрополог и историк-марксист австрийского происхождения. Эрик Вульф родился в Вене в еврейской семье Артура Георга и Марии Оссиновской. В 1933—1938 он жил в Судетах в Чехословакии. Расчленение Чехословакии по Мюнхенскому договору заставило семью Вульфа бежать из страны, чтобы избежать антисемитских преследований. Сначала она выехала в Великобританию (в 1938), а затем в Соединённые Штаты Америки, поселившись в Нью-Йорке.

 

Эрик Вульф участвовал во Второй мировой войне: он вступил  в сформированную в июле 1943 10-ю горную дивизию армии США и в 1943—1945 сражался в её составе на Итальянском фронте, где и зародился его интерес к изучению других культур. После окончания войны и демобилизации значительной части американской армии правительство предоставило демобилизированным солдатам преференции в получении высшего образования. Как и многие из его боевых товарищей, Вульф не преминул возможности воспользоваться условиями «Армейского билля о правах» (GI Bill of Rights) и поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать там антропологию.

 

Средоточие антропологической  школы Франца Боаса, Колумбийский университет  на протяжении многих лет являлся  передовым центром изучения антропологии в Северной Америке. К моменту  поступления в университет Вульфа Боас уже умер, и его коллеги отказались от используемых им методов, предполагавших отказ от обобщений и создания комплексной картины в пользу детализированного изучения отдельных вопросов. Новым руководителем отделения антропологии стал Джулиан Стюард, ученик Роберта Лёви и Альфреда Крёбера, заинтересованный в создании полноценной научной антропологии, которая могла бы объяснить процесс развития человеческих обществ и их адаптации к условиям окружающей среды.

 

Вульф был в числе  студентов, чьи научные взгляды  сложились под влиянием Стюарда. Большинство учеников Стюарда, как и Вульф, были левыми по своим политическим убеждениям и исходили из материалистических взглядов на историю, что не мешало им плодотворно сотрудничать со своим менее политизированным наставником. К их числу принадлежали многие выдающиеся антропологи второй половины XX века, включая Марвина Харриса, Сидни Минтца, Мортона Фрайда, Стенли Даймонда и Роберта Ф. Мёрфи.

 

Диссертация Вульфа была написана как часть проекта Стюарда  по изучению населения Пуэрто-Рико. В дальнейшем латиноамериканская тематика играла в творчестве Вульфа одну из важнейших ролей. После окончания учёбы Вульф принял должность преподавателя Мичиганского университета в городе Анн-Анбор. С 1971 он работал в Колледже Леман и дипломном центре CUNY. Помимо своей работы в Латинской Америке, он также активно занимался полевыми исследованиями в Европе.

Информация о работе Знаменитые антропологи