Влияние алхимии на химию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Территориальное распространение Алхимии весьма широко: это — греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение Алхимии было невелико.

Содержание работы

Введение 3
Алхимия как феномен 5
Определение алхимии 7
Интерпритации алхимии 8
История химии 12
Предалхимический период: до III в. 12
Алхимический период ( III-XVII вв. ) 13
Александрийская алхимия 13
Арабская алхимия 14
Европейская алхимия 14
Техническая химия и ятрохимия 15
Химическая революция 16
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Влияние алхимии на химию.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт(технический университет)

Кафедра философии

Реферат по дисциплине

«Концепция  современного естествознания»

Влияние алхимии на химию

Работу выполнил:

Студент группы №6371 Струнин Е.В.

Работу проверил:

Селиверстова  Н.А.

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

Алхимия как феномен 5

Определение алхимии 7

Интерпритации алхимии 8

История химии 12

Предалхимический период: до III в. 12

Алхимический период ( III-XVII вв. ) 13

Александрийская алхимия 13

Арабская алхимия 14

Европейская алхимия 14

Техническая химия и ятрохимия 15

Химическая революция 16

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

Введение

Алхимия - своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Слово Алхимия производят от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō — лью, отливаю, что указывает на связь Алхимии с искусством плавки и литья металлов, либо от Chemia — Египет, что связывает Алхимию с местом, где возникло это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность. Алхимический период (4—16 вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и «опытной», но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Но было бы несправедливо приписывать последней всё приращение реальных химических знаний в алхимическом периоде; в каждой из отраслей алхимии можно усмотреть начатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов). Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение открытых позднее законов химии. Например, в трактате Р. Бэкона «Зеркало алхимии» видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о приготовлении «красного эликсира» из ртути и серы, Бэкон пишет: «...выбери вещество, содержащее чистую... ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно и в должных пропорциях с серой...». У алхимиков имеются и умозрительные натурфилософские обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ, высказанная Бэконом, которая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших, в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.

 Территориальное  распространение Алхимии весьма широко: это — греко-египетская, арабская и западноевропейская устойчивые алхимические традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали практического влияния на Запад. В России распространение Алхимии было невелико.

Важнейшие успехи греко-египетской А. связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой металлических сплавов («Лейденский  папирус»); углублялись и расширялись  знания химических процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы  опробования, очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение и др.). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной Алхимии принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Абу ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно Алхимии невелик. Как указывает персидский медик Абу Мансур (10 в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными органическими веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения.

Эмпирическая  А. проложила путь прямому научному эксперименту, сознательно и целенаправленно  поставленному. Собственно же алхимический подход к эксперименту был, в сущности, ложен, т. к. исходил из априорной  уверенности в том, что «истина» — ключ к превращению металлов в золото или серебро — уже  дана свыше, надо лишь выявить её путём  магического ритуала и мистического откровения, по типу «Сезам, откройся! ».

История А., особенно западной, может быть включена в  систему естественнонаучных знаний средневековья. При этом должно критически отнестись к многочисленным рукописям алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластическому способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и на языке А., и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность «трансмутации» металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в 16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной (технической) химией к концу 18 — началу 19 вв. привела к становлению химии как науки. Искусственное получение золота или серебра было для науки того времени просто практической задачей. Исходная же теоретическая посылка Алхимии — идея о единой природе вещества и всеобщей его превращаемости — едва ли может быть названа ложной.

Было бы неправильно  считать, что Алхимия является лишь зачаточной формой современной химии. В Алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. Там, где Алхимия выступает как эксперимент, осложнённый магией, она пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там же, где Алхимия осознаёт себя искусством, на первый план выступает символическое мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера — с материнским и отцовским началами и т. п.).

В связи с  этим «темнота речи» многих алхимических трактатов может быть понята и  объяснена тем, что в них органически  слились в нерасчленённом ещё  виде естественнонаучное и художественное представления о мире. Кроме того, деятельность алхимика — ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где Алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, Александра Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европейской Алхимии могли сочетаться теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе многие особенности средневекового мышления.

Алхимия как феномен

Феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественно-научные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Главной целью алхимиков являлись поиски т.н. философского камня («великого эликсира», «великого магистерия», «красной тинктуры» и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Философский камень должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д. алхимия, будучи фрагментом средневековой культуры, не могла не разделять основные ее особенности: спекулятивную общую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать то, что алхимия, стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры. Символический характер алхимии проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: превращения вещества в процессе «великого делания» являлись только символом параллельной внутренней работы алхимика над собой. «Великое делание», призванное дать в итоге философский камень, было лишь одной, внешней стороной алхимического процесса, символизировавшей то, что в его ходе сам алхимик уподобляется Богу. Как раз поэтому алхимия считалась в Средние века ересью. В рассуждениях алхимиков ртуть и сера не только вещества, но и бесплотные принципы; газ не только нечто воздухоподобное, но и таинственный дух и т.п.

Алхимия, выявившая целый ряд химических веществ и описавшая их взаимодействие друг с другом, явилась предшественницей возникшей в 17 в. науки химии. Алхимия не была наукой, хотя и опиралась частично на опыт и использовала некоторые собственно химические методы. Существование философского камня физически (онтологически) невозможно, поскольку противоречит хорошо обоснованным законам природы.

Феномен Алхимии, одновременно «недохимии» и «сверххимии», надолго пережил Средние века. Известно, в частности, что И. Ньютон, настаивавший в своих книгах по физике на необходимости строго механистического, каузального и математического объяснения природы, проводил алхимические опыты. Делал он это, впрочем, втайне от своих коллег по «естественной философии». С точки зрения социальной философии, алхимия может рассматриваться как смутное предвосхищение возникшей только в Новое время идеи коммунизма. Алхимики первыми начали поиски способа создания «рая на земле», т.е. богатого и процветающего общества, в котором нет надобности в тяжелом и монотонном труде, а легкость получения богатства (золота) лишает смысла само понятие частной собственности.

Определение алхимии

Роджер Бэкон (XIII в.) говорит  о собственном деле так: «Алхимия есть наука о том, как приготовить  некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные  металлы.... Алхимия есть непреложная  наука, работающая над телами с помощью  теории и опыта и стремящаяся  путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие  и более драгоценные видоизменения». Не замыкая столь почтенный род  занятий рамками злато- и среброделия, Бэкон множит число объектов алхимии  — это наука о том, как возникли вещи из элементов, и о всех неодушевленных вещах: об элементах и жидкостях, как простых, так равно и сложных, об обыкновенных и драгоценных камнях, о мраморе, о золоте и прочих металлах; о видах серы, солях и чернилах; о киновари, сурике и других красках; о маслах и горючих смолах, находимых  в горах, и о бессчетных вещах, о коих ни словечка не сказано в  Аристотелевых творениях. Мир алхимиков  — едва ли не вся природа. Металлургия  и минералогия, петрография и  ювелирное дело, изучение естественных смол и соков, техника крашения —  материаловедение почти в современном  объеме термина, а также бессчетные иные вещи, не снившиеся и всеведущему  Аристотелю. Алхимия, согласно Бэкону, наука еще и о том, как возникли вещи из элементов. Правда, Бэкон обособляет практическую составляющую алхимии. Эта  часть всеобщей науки «учит изготовлять  благородные металлы и краски и кое-что другое с помощью  искусства лучше и обильнее, чем  с помощью природы». Именно эта  алхимия «утверждает умозрительную  алхимию, философию природы и  медицину».

Альберт Великий (XIII в.): «Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого аrchymo. С ее помощью включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются - несовершенные становятся совершенными». Порча, болезнь, которую нужно лечить. Алхимическое искусство сближено с искусством врачевания. Неспроста синоним философского камня — медикамент.

Но главное - золото. Дионисий Захарий считает алхимию частью естественной философии, ибо она  указывает способ усовершенствовать  металлы, подражая насколько возможно природе.

Анонимный алхимик XV столетия, связывая совершенствование металлов с врачеванием человеческого  тела, определит алхимию как тайную часть естественной философии, из коей возникло искусство, не имеющее себе подобного и поучающее, как доводить несовершенные камни до истинного совершенства, больное тело человека до благородного здоровья, а металлы, обращать в истинное Солнце и в истинную Луну. В этом искусстве - всеобщая медицина. Указания этого искусства исполняются «рукотворно, с помощью секретных приемов, явленных детям истины, и при помощи теплоты».

Итак, естественная философия - тайная ее часть; связь с искусством врачевания; практические цели; магические приемы: «физико-химические» рукотворные  процедуры; сподобленность божественному  промыслу; элитарность; секретный язык. Мозаическое столкновение разнородных  составляющих в цельном алхимическом деле.

Последующие определения  алхимии подчеркивают практическое ее назначение. Андрей Либавий (XVI в.): алхимия  — «искусство извлекать совершенные  метерии и чистые эссенции из смешанных  тел». Анджело Сала (XVI—XVII в.): «Спагирическое искусство составляет ту часть химии, предмет которой - природные тела: растительные, минеральные. Адепты этого  искусства совершают нужные операции, вознамерившись употребить эти тела в медицине».

Чередования искусство - наука, наука - искусство едва ли случайны. Artiste - химик; artifex - искусник, ремесленник; но artisan - художник (и тоже ремесленник). Алхимия - ремесло, доведенное до искусства. Но и наука, открытая детям истины.

Интерпритации алхимии

Химия занимает важное место  в современной науке, правильность классификации которой не вызывает сомнения ни у кого. Но перенос современной  классификации на прошлые эпохи  вряд ли оправдан. В качестве «химических» отраслей знания в эту эпоху историки науки видят химическое ремесло  и алхимию, игнорируя при этом принципиально иной тип классификации  природознающих наук в средние века, в составе которых химикоподобные знания включены и действуют иначе, нежели химия в составе новой науки. Именно на этом этапе рассуждений происходит смещение исторического знания, при котором алхимия понимается как химия с большей или меньшей степенью сходства: алхимия — лженаука, алхимия — начальная пора химии, алхимия — сверххимия (у хемооккультистов).

Берут лишь часть алхимии  — ее эмпирический фундамент, по видимости  совпадающий с химическим ремеслом. Без труда видны впечатляющие совпадения алхимической или химико-ремесленной  опытной базы с опытной базой  научной химии и научной химической технологии.

Информация о работе Влияние алхимии на химию