Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика основ организации и деятельности государственной власти……………………………………………………………………………..5
Классификация органов государственной власти………………..8
Контрольно-надзорные органы…………………………………..11
Глава 2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства………………………………………………………………………13
2.1. Законодательная власть и её органы………………………………13
2.2. Исполнительная власть и её органы……………………………….18
2.3. Судебная власть и её органы……………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnye_osnovy_organizatsii_gos_vlasti.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

-органы судебной власти.

Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства. Главой государства в республиках является — президент. Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления. В президентских республиках президент — глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу. А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в Конституции страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Круг полномочий (функций) Президента четко определяется Конституцией Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации8.

 

1.2. Контрольно-надзорные органы

 

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации9.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

 

Глава 2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства

 

В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых эле­ментов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием «законы» вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа – парламент, олицетворяющий законодательную власть.

Но, во-первых, в ряде стран понятие парламента является более широким, наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето (от лат. «ветаре» – запрещать), что выражается в праве главы государства возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти.

В России, как и во многих странах, где есть разделение государственной власти, существует три ветви государственного управления.

 

2.1. Законодательная  власть и ее органы

 

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительна и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона10.

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».

Термин «парламент» происходит от французского «парле» – говорить (французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента).

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Наряду с этим, парламент обладает и многими другими функциями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и др.

В Российской Федерации законодательная власть распределяется следующим образом:

Федеральное Собрание.

Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Отметим  основные моменты статуса этого органа.

 Федеральное Собрание  – представительный и законодательный  орган Российской Федерации. Тем  самым устанавливается, что формой  государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает  полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

 Двухпалатная структура  парламента получила  значительное  распространение в мире благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам:

 а)  возможности обеспечить  наряду с общим  представительством  интересов всей  совокупности  граждан (всей нации) также особое  представительство коллективных  интересов населения крупных  регионов (в федеративном государстве - субъектов  федерации) либо интересов  иных групп общества, играющих  в нем важную роль

б)  возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и  противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным  решениям одной палаты.

За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и  сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и  замедлением процесса принятия решений. Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако  сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами  парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание  характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

  Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет  Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.

         Совет Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

А именно,5 августа 2000г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральным законом введен в действие новый порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Законом Совет Федераций формируется не из руководителей субъектов федерации, а из числа их представителей.

Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).

К ведению верхней палаты относится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение на должность и освобождение от нее Генерального Прокурора РФ.

Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 19996г, и решениями Совета Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Отметим, что они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума.

Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом  ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Госдумы устанавливается федеральным законом.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по одномандатным избирательным округам, половина — по спискам партий.

Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (то есть по крайней мере, 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.

К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Как уже отмечалось ранее, нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.

Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании. В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.

 

2.2.  Исполнительная  власть и ее органы

 

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству.

Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов.

Президент Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ч.2 ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Информация о работе Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства