Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 03:14, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика основ организации и деятельности государственной власти……………………………………………………………………………..5
Классификация органов государственной власти………………..8
Контрольно-надзорные органы…………………………………..11
Глава 2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства………………………………………………………………………13
2.1. Законодательная власть и её органы………………………………13
2.2. Исполнительная власть и её органы……………………………….18
2.3. Судебная власть и её органы……………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnye_osnovy_organizatsii_gos_vlasti.docx

— 62.03 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика основ организации и деятельности государственной власти……………………………………………………………………………..5

    1. Классификация органов государственной власти………………..8
    2. Контрольно-надзорные органы…………………………………..11

Глава 2. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства………………………………………………………………………13

2.1. Законодательная власть и её органы………………………………13

2.2. Исполнительная власть и её органы……………………………….18

2.3. Судебная власть и её органы……………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………….34

Список использованной литературы………………………………………36

 

Введение

 

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной  власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и  судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Данную тему курсовой работы, Основы организации и деятельности государственной власти Российской Федерации, считаю весьма актуальной, так как эта тема одна из самых актуальных в настоящее время. Она раскрывает всю сущность государственной власти в Российской Федерации, здесь я могу детально ознакомиться с полномочиями государственных органов, их положением, основами их организации и составом.

 

Глава 1. Характеристика основ организации и деятельности государственной власти

 

Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

Организация и деятельность государственной власти в России определяется четырьмя исходными факторами: ее народной природой; федеративным устройством страны; единством государственной власти и разделением ее ветвей; сочетанием мероприятий власти «сверху» и инициативы «снизу», со стороны граждан и их различных объединений, создающих импульсы для деятельности власти, в том числе для совершенствования организации и методов работы самой власти1.

Народное начало в организации и деятельности государственной власти в наиболее концентрированной форме выражено в ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о суверенитете народа, о том, что народ является единственным источником власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону. Принцип народного начала повторен в аналогичных формулировках во всех конституциях и уставах субъектов РФ. В самом обобщенном виде он характеризуется формулировкой, данной выдающимся Президентом США А. Линкольном: правление народа, созданное народом и действующее для народа (возможен и более краткий перевод, но мы использовали детальный, чтобы были восприняты все нюансы). Народная природа государственной власти обусловливает использование различных институтов прямой  непосредственной демократии, демократических методов деятельности, о которых говорилось выше.

Другим исходным фактором является федеративное устройств России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во все конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.).

Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это — размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти ) на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов2.

Третий фактор — это необходимость осуществления единой государственной власти в демократическом государстве различными видами органов во избежание концентрации власти в одних руках. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляете на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей.

Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания государственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспекта. В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть.

Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с вертикальным существует и горизонтальное единство и разделение властей3.

В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполнительной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта — к законодательной и исполнительной.

Таким образом, в России одновременно существует и вертикаль­ное, и горизонтальное единство и разделение властей.

Четвертый фактор — участие народа в осуществлении государственной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу». Вместе с тем существует не только определенное единство власти и народа, но и их разделенность, вытекающая из того, с чем связано возникновение самого государства: с выделением особого профессионального слоя управляющих со своими интересами.

Однако поскольку главное в деятельности государственной власти — служение народу, который ее создал и благодаря которому она существует (включая различные органы и огромный аппарат государственных служащих), то ее мероприятия, например судебная, пенсионная, земельная реформы в 2001—2002 гг., поддерживаются «снизу», если они соответствуют интересам народа и обоснованы условиями жизни общества, его ресурсами. При этом не только «позитивные» (поддерживающие), но и «негативные» импульсы «снизу» являются важнейшим сигналом для деятельности государственной власти: они указывают на ее недостатки, а нередко и на пути их исправления4.

Государственная власть должна укреплять и развивать постоянные связи с народом, участие граждан в управлении государством на различных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в том числе выраженное через средства массовой информации), предло­жения общественных объединений. Государственная власть должна действовать открыто и эффективно. Она советуется с народом и честно говорит о своих ошибках и недостатках. Все это обеспечивает легитимацию государственной власти, о чем говорилось выше. Доверие  населения к государственной власти, руководству страны, к государственным служащим — важнейшее условие стабильности, успешного развития страны.

Не все эти качества присущи государственной власти в России и не все указанные функции она выполняет успешно.

 

1.1 Классификация  органов  государственной власти

 

По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.

Первичные — это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства — Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.

Производные — это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).

По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д5.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).

По характеру компетенции выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной власти специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.).

Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.)6.

По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации) и единолично (Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.).

По форме осуществления государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы7:

-органы представительной (законодательной) власти;

-органы исполнительной власти;

Информация о работе Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре государства