Современное естествознание и высокие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:29, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в определении и описании связей научного познания мира и его материальных преломлений в виде развития высоких технологий в свете указанных особенностей развития современного естествознания. Задачи исследования – определение особенностей новейшей фазы развития естествознания, развития высоких технологий на современном этапе и проблемы взаимосвязанного развития указанных областей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Постнеклассическая наука как новейшая фаза развития естествознания.....6
2. Высокие технологии. Наука – техника-технология………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Современное естествознание и высокие технологии. Реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

 

 

Кафедра: «Современное естествознание»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Современное  естествознание и высокие технологии»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Ф-102

Галактионова Марина

Преподаватель: профессор Бочкарев Н. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Постнеклассическая  наука как новейшая фаза развития естествознания.....6

2. Высокие технологии. Наука – техника-технология………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

 

"Недалеко время,  когда человек получит в свои  руки атомную энергию, такой  источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?"

 

Вернадский

 

 

Введение

 

В течение последних  трех столетий естествознание развивалось  невероятно быстро и динамично. Горизонт научного познания расширился до поистине фантастических размеров. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц вышла на уровень  изучения процессов, которые происходят за время около 10-22 сек. и на расстояниях 10-15 см. На другом конце шкалы космология и астрофизика изучают процессы, которые происходят за время порядка возраста Вселенной 1010 лет; современная техника астрономических наблюдений позволяет изучать объекты, которые находятся от нас на расстоянии около 2000 Мпк. Свет от этих объектов "вышел" свыше 6 млрд. лет тому назад, т.е. тогда, когда еще и Земли не существовало. А совсем недавно обнаружены астрономические объекты, свет от которых идет к нам чуть ли не 12 млрд. лет! Человек получает возможность заглянуть в самое начало "творения" Вселенной.

Но вместе с тем  сложности в развитии человечества второй половины XX в. периодически вызывают появление обеспокоенных публикаций с критикой естествознания и его материальных преломлений в виде новой техники и новых технологий. Порой испуг критиков достигает такой силы, что рождаются призывы “разрушить диктат естествознания и техники”, “вернуться назад к природе”, другие алармистские заявления [Крушанов, указ.соч.].

Значительно возросла роль науки в современном обществе. На основе науки рационализируются по сути все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. По отношению к практике она выполняет непосредственно программирующую роль. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности.

Вместе с тем, радикально изменяется и сама система научного познания. Размываются четкие границы  между практической и познавательной деятельностью. В системе научного знания интенсивно проходят процессы дифференциации и интеграции знания, развиваются комплексные и междисциплинарные исследования, новые способы и методы познания, методологические установки, появляются новые элементы картины мира, выделяются новые, более сложные типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью, сложностью организации, которые раньше не поддавались теоретическому (математическому) моделированию. Одно из таких новых направлений в современном естествознании представлено синергетикой [Найдыш, 538].

Рассмотрим далее, какова же роль становления синергетического типа мышления в отношении развития высоких технологий. В синергетике делается попытка описать развитие мира в соответствии с его внутренними законами развития, опираясь при этом на результаты всего комплекса естественных наук.

В этой связи уместно, например, напомнить, что идеи синергетики, вызывающие переворот в системе  наших представлений о природе, возникали и разрабатывались в ходе многочисленных прикладных исследований, выявивших эффекты фазовых переходов и образования диссипативных структур (структуры в жидкостях, химические волны, лазерные пучки, неустойчивости плазмы, явления выхлопа и флаттера). В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узко дисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске [Аруцев, указ.соч.].

Цель нашего исследования состоит в определении и описании связей научного познания мира и его материальных преломлений в виде развития высоких технологий в свете указанных особенностей развития современного естествознания. Задачи исследования – определение особенностей новейшей фазы развития естествознания, развития высоких технологий на современном этапе и проблемы взаимосвязанного развития указанных областей.

 

 

1. Постнеклассическая наука

как новейшая фаза развития естествознания

 

На рубеже ХХI века естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития - на уровень постнеклассической науки. [по кн. Степин В.С. Философская антропология и философия науки].

Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных  и проблемно-ориентировочных форм исследовательской деятельности. Все  чаще в определении познавательных целей науки начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а цели экономического и социально-политического характера.

Объектами современных  междисциплинарных исследований все  чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся  открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов и др. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы "человек-машина" и др.)

В.С. Степин, автор понятия  постнеклассической науки, проводит деление  науки в соответствии с типом  рациональности. По его мнению, «классический  тип рациональности центрирует внимание только на объекте и выносит за скобки все, что относится к субъекту и к средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности... Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотносительность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. Каждый тип рациональности обеспечивает преимущественное освоение объектов определенной системной организации: малых систем, больших систем, саморазвивающихся систем» [Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопр. философии. - 1989. - № 10. - С. 18; Степин В.С. От классической к постнеклассической науке: изменение оснований и ценностных ориентаций // Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990. - С. 160-166].

В наши дни доминирующим становится новый тип рациональности, новая постнеклассическая наука и постнеклассический образ науки, для которой характерны самоорганизующиеся системы. Но и другие виды системных объектов не исчезли из нашего мира. Поэтому классическая и неклассическая наука не исчерпали свой эвристический потенциал и свою эффективность в пределах не превышения своих полномочий и влияния предрассудков линейного мышления.

Последние десятилетия  ХХ века были отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Это и состояние нестабильности в мире, проявляющееся в формировании и распространении особого типа умонастроения и мироощущения, концептуализированного в науке в теории нелинейной динамики, синергетике; в философских, социологических, литературоведческих и культурологических теорий под общим названием «постмодернизм» и активное вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники. Все это привело к бурному развитию постнеклассической науки, к основным особенностям которой относится ее основание - новая рациональность с принципами неравновесности, неустойчивости, нелинейности.

В эпоху индустриального общества классическая наука уделяла основное внимание устойчивости, порядку, однородности и равновесию и изучала главным образом замкнутые системы и линейные соотношения, в которых малый сигнал на входе вызывает равномерно во всей области определения малый отклик на выходе.

При переходе от индустриального общества к постиндустриальному обществу с высокоразвитыми информационными технологиями и технологическими инновациями возникает новая научная модель мира. Ее называют постнеклассической, синергетической, Пригожинской парадигмой (по имени Ильи Пригожина - основателя брюссельской школы диссипативных структур). Она «акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени» [Пригожин, 15 – 160].

В настоящее время большое внимание в научной литературе занимает социальная обусловленность перемен в науке и образовании. Наша цивилизация в настоящее время совершает поворот, равного которому не было в истории. Он характеризуется усилением роли общественного интеллекта, науки и особенно образования как механизма воспроизводства интеллекта. В течение нескольких ближайших десятилетий должны измениться алгоритмы развития нашей цивилизации в широком смысле - в сфере производства и управления, науки и культуры. Таков вызов вектора прогресса XXI века. По утверждению Г.Г. Малинецкого, «должно измениться само понятие прогресса, представление о целях, смыслах и ценностях. Нас ждут глубокие изменения в человеке, структуре общества, жизнеобеспечивающих технологиях. Это - один из самых серьёзных вызовов, с которыми столкнулось человечество» [Малинецкий, указ.соч.].

 

 

2. Высокие технологии. Наука – техника-технология

 

Обсуждаемая тематика развития человеческого общества в XXI веке охватывает не только научные сферы естествознания (которое, собственно и подверглось жесткому прессингу в последнее время), но естествознание вместе с его конечными практическими привязками к социуму и природе в виде новых видов техники и новых технологий.

Целесообразность именно такого подхода  определилась тем, что критические  замечания по существу все же касаются именно комплексной развивающейся связки “наука – техника-технология”. Кроме того, на связность круга проблем ориентирует тот факт, что в продвинутых и продолжающих успешно развиваться странах, развитие естествознания вполне определенно и во многом рассматривают в связи с возможностью (хотя бы принципиальной) и необходимостью генерирования именно новых образцов техники и технологии. Причем, разумеется, стоит помнить, что под технологиями теперь чаще всего понимаются не просто системы процессов и операций, ведущие к простенькому желательному результату, но то, что специально обозначают как “high tech”, - высокие технологии, способные порождать очень нетривиальные, значимые эффекты. Иначе говоря, определение разнообразных видов техники и технологии в качестве материализованных следствий естествознания, как представляется, в значительной мере оправдано. Хотя, разумеется, лишь подобным толкованием суть естествознания совсем не исчерпывается.

В своей фундаментальной роли естествознание, прежде всего, призвано решать задачу открытия новых законов и проблему выхода человечества в новые познавательные ниши. Однако поднакопившийся исторический опыт убеждает, что сейчас даже людям “чистой науки”, видимо, уже трудно избавиться от неявной посылки, что нечто, исследуемое сегодня лишь с познавательными целями, завтра, вдруг, может привести к каким-то очень даже прагматичным следствиям. Во всяком случае, судьба исследования, например, космических тел нашей солнечной системы, изучаемых ныне с целью именно практического освоения, вполне подтверждает разумность высказанной установки. О том же свидетельствуют исследования микромира. Насколько это повлияло на жизнь людей, не стоит даже говорить.

Технологии, в том числе  и современные высокие технологии, конечно же, нужны. Они улучшают жизнь человека, делают ее комфортнее; на их основе создаются лекарства, часто спасающие жизни людей; они - основа промышленности и современного агропромышленного комплекса; на них базируется создание и эксплуатация транспортных средств. Технологические достижения приносят финансовую прибыль, помогают сэкономить денежные средства на производстве товаров и т.д. и т.п. От каждого нового технологического достижения ждут новых позитивных прорывов в улучшении качества жизни людей.

Информация о работе Современное естествознание и высокие технологии