Система: прирадо-биосфера-человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:41, контрольная работа

Описание работы

1. Система: природа-биосфера-человек.
2. Логика и закономерности развития науки.

Файлы: 1 файл

контрольная работа ксе.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Объяснительные же схемы для фактов поставляют теории. Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, синтезируются в единую научную картину мира. Это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания.

Таким образом, о радикальном перевороте (революции) в области науки можно говорить лишь в том случае, когда налицо изменение не только отдельных принципов, методов или теорий, но непременно и всей научной картины мира, в которой все базовые элементы научного знания представлены в обобщенном виде. Кроме того, помня о том, что наука- это прежде всего метод, нетрудно предположить, что смена научной картины мира должна означать и радикальную перестройку методов получения нового знания, включая изменения и в самих нормах и идеалах научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три.

  1. В VI-IV вв. до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Исторический смысл этой революции заключается в отличении науки от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создает формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве,- главный инструмент выведения и систематизации знания; разработал категориально -понятийный аппарат; утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения); предметно дифференцировал само научное знание, отделив науки о природе от метафизики  (философии), математики и т.д. заданные Аристотелем нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обоснования в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а многое (законы формальной логики, например) действенно и поныне.
  2. Вторая глобальная научная революция приходится на XVI-XVIII вв. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Это самый заментый признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл определяется формулой: становление классического естествознания. Такими классиками-первопроходцами признаны: Н. Коперник, Г.Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.

Особенностью второй глобальной научной революции, условно названной по имени ее завершителя ньютоновской является –механическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания. Наука в этом русле развивалась до конца XIX в. За это время было сделано много выдающихся открытий, но она лишь дополняли и усложняли сложившуюся общую картину мира, не покушаясь на ее основы.

  1. Третья научная революция случилась на рубеже XIX-XX вв.- «потрясение основ».

В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира-убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы и что универсальный ключ к пониманию происходящего дает в конечном счете механика И. Ньютона.

Таким образом, три глобальные научные революции предопределили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. На эволюционном этапе также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако, бесспорно то, что именно революционные сдвиги, затрагивающие основания фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период. Понять роль и значение научных революций важно еще и потому, что развитие науки имеет однозначную тенденцию к ускорению.

Сейчас у многих представителей мира науки возникает ощущение близости новой глобальной научной революции. При  этом научные революции  ученый мир не пугают. В нем уже утвердилась вера в то, что научные революции, во-первых, необходимый момент «смены курса

 в науке», а во- вторых, они не только не исключают, но, напротив, предполагают преемственность  в развитии научного знания. Как  гласит сформированный Н. Бором  принцип соответствия: всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает  ее в себя на правах частного случая, т.е. устанавливает для прежней теории ограниченную область применимости. И при этом обе теории ( и старая, и новая) прекрасно могут мирно сосуществовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-317с.
  2. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций/ Изд.5-е-Ростов н/Дону: Феникс, 2008.-478с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система: прирадо-биосфера-человек