Семь инструментов контроля качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является:
Изучение семи основных инструментов контроля качества.
Рассмотрение каждого метода в отдельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по оок.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Эту диаграмму из-за ее формы часто называют «рыбьей  костью» или «рыбьим скелетом». Схема представляет собой графическое  упорядочение факторов, влияющих на объект анализа.

При вычерчивании схемы  Исикавы следует выбрать один показатель качества или одно из следствий, которые необходимо проконтролировать, и поместить его справа в конце  горизонтальной линии. Основные группы причин распределяются прямо над основанием «скккелета», отдельные причины указывают стрелками на основную причину (подводят большие первичные стрелки, обозначающие главные факторы, влияющие на объект анализа).

Далее к каждой первичной  стрелке необходимо подвести стрелки второго порядка, к которым, в свою очередь подводят стрелки третьего порядка и т. д. до тех пор, пока на диаграмму не будут нанесены все стрелки, обозначающие факторы, оказывающие заметное влияние на объект анализа в конкретной ситуации. Каждая из стрелок, нанесенная на схему, должна представлять собой  в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие. В каждую границу факторов включаются конкретные причины, которые можно проконтролировать и принять мероприятия по их устранению.  Принцип построения схемы Исикавы показан на рисунке.

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Рис.6 Пример построения диаграммы Исикавы

При рассмотрении схемы  на уровне первичных стрелок  факторов во многих реальных ситуациях можно воспользоваться предложенным самим Исикавой правилом «шести М» (правило расширено). Оно состоит в том, что в общем случае существуют  следующие шесть возможных причин тех или иных результатов:  материал (material), оборудование (machine),  измерение (measurement), метод (method), люди (man), менеджмент (management). Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М», откуда и пошло название данного правила. Разумеется, могут быть и другие факторы, более точно характеризующие объект анализа. Главное - необходимо обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четкое оформление схемы, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому, независимо от наклона каждого фактора, его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

С помощью схемы Исикавы  можно не только определить состав и взаимозависимость факторов, влияющих на объект анализа, но и выявить относительную  значимость этих факторов. После завершения построения диаграммы следующий шаг – распределение факторов по степени их важности. Не обязательно все факторы, включенные в диаграмму, будут оказывать сильное влияние на показатель качества.

Диаграмма Исикавы составляется группой или по методу мозгового штурма. С помощью схемы Исикавы необходимо выявить относительную значимость факторов, влияющих на объект анализа: каждому участнику группы, независимо от других членов, необходимо из полного состава факторов, указанных в схеме отобрать те, которые, по его мнению, оказывают наибольшее влияние на объект анализа в данной конкретной ситуации. Оценку можно производить путем раздачи баллов. В число таких факторов не должны включаться первичные стрелки-факторы и те стрелки-факторы второго порядка, к которым присоединено несколько стрелок-факторов третьего порядка.

Затем следует провести совместное обсуждение мнений участников анализа. В случае расхождения мнений относительно факторов, проводится второй тур определения значимости факторов, в ходе которого каждый член группы качества вновь, независимо от других, устанавливает на личном экземпляре схемы наиболее значимые факторы. Внимание необходимо сконцентрировать на тех стрелках-факторах, которые в конечном итоге получили наибольшее количество отметок.

Для исследования причин явления допустимо использовать и третьих лиц, не имеющих непосредственного  отношения к работе,  так как у них может оказаться неожиданный подход к выявлению и анализу причин, которого могут не заметить лица, привлеченные к данной рабочей обстановке.

При составлении причинно-следственной диаграммы последней стрелкой среди  причин обязательно следует обозначить и «прочие», так как всегда могут  остаться неучтенные факторы.

Обычно приемлемая точность результатов достигается после  третьего тура анализа. 

Работа по определению  значимости факторов может быть организована следующим образом. Вычерчивается  разработанная схема. Все члены  группы анализа, не зависимо друг от друга, отмечают на имеющихся у них копиях этой схемы три наиболее значимых, по их мнению, фактора. Затем каждый член группы подходит к общей схеме и отмечает на ней «свои» факторы проставляя баллы на диаграмме Исикавы. В конечном итоге после того, как все члены группы отметят свои варианты, на схеме выявится – по наибольшему числу баллов на стрелках – три наиболее значимых, с точки зрения всех членов группы, фактора.

Необходимо на каждый показатель качества строить свою диаграмму  причин и результатов. Попытка включить все в одну диаграмму приведет к тому, что она окажется большой и сложной, практически бесполезной, что только затрудняет процесс принятия решений.

Формулировка показателя качества должна быть краткой и четкой, иначе если показатель будет сформулирован  не конкретно, то будет построена  диаграмма, основанная на общих соображениях. Такая диаграмма не даст результатов при решении конкретных проблем.

Диаграмма причин и результатов  должна постоянно совершенствоваться в процессе работы с ней.

При анализе причин часто  приходится пользоваться другими статистическими  методами и, прежде всего – методом  расслоения. Полезно использовать для  решения проблем диаграмму Парето в сочетании с причинно-следственной диаграммой.

Схема Исикавы должна служить основой для составления  плана взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение  поставленной при анализе задачи.  

 

Рис.7 Схема Исикавы. 

 

 

7 Контрольная карта.

 

Контрольная карта — специальный вид диаграммы для наглядного представления результатов процесса

Для представления результатов  процесса, важно использовать именно тот набор контрольных карт, который наиболее соответствует собранным данным о процессе.

Применение контрольных  карт — это:

1)уменьшение отклонений процесса,

2)контроль результатов процесса,

3)установление общего языка для обсуждения показателей процесса

 

Рис. 8. Общий вид контрольной карты.

Контрольные карты  по количественным признакам

Контрольные карты по количественным признакам — это, как правило, сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2я — разброса процесса.

Разброс может вычисляться  или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S.

В настоящее время  обычно используются x — S карты, x — R карты  используются реже.

Контрольные карты  по качественным признакам 

Карта для доли дефектных изделий (pкарта)

В pкарте подсчитывается доля дефектных изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки — переменный.

Карта для числа дефектных изделий (npкарта)

В npкарте подсчитывается число дефектных изделий в  выборке. Она применяется, когда  объем выборки — постоянный.

Карта для числа дефектов в выборке (скарта)

В скарте подсчитывается число дефектов в выборке.

Карта для числа дефектов на одно изделие (uкарта)

В uкарте подсчитывается число дефектов на одно изделие в  выборке

 

 Построение контрольного  листка включает в себя следующие шаги, предусматривающие необходимость:

  1. Установить как можно точнее, какое событие будет наблюдаться. Каждый должен следить за одной и той же вещью
  2. Договориться о периоде, в течение которого будут собираться данные. Он может колебаться от часов до недель
  3. Построить форму, которая будет ясной и легкой для заполнения. В форме должны быть четко обозначены графы и колонки, должно быть достаточно места для внесения данных
  4. Собирать данные постоянно и честно, ничего не искажая. Еще раз убедитесь, что назначенное вами время достаточно для выполнения за дачи по сбору данных

Собранные данные должны быть однородными. Если это не так, необходимо сначала сгруппировать данные, а  затем рассматривать их по отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из множества статистических методов для широкого применения выбраны только семь, которые понятны и могут легко применяться специалистами различного профиля. Они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

 Они позволяют вовремя  выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы,  с которых нужно начинать действовать,  и распределить усилия с целью  эффективного разрешения этих  проблем

Эти методы могут использоваться как по отдельности, в независимости друг от друга, так и совместно.

В результате работы определено, что семь основных инструментов качества  выявляют проблемы, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Д.Р. Окрепилов. Управление качеством. Учебник для ВУЗов.
  2. А.М. Кузьмин "Метод Диаграмма Исикавы""
  3. Рамперсад Хьюберт К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения, М: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005
  4. Басовский Л.Е,Потасьев В.Б.Управление качеством:Инфра,2001 г.
  5. В.В Ефимов, С.Д Ильенкова, Н.Д Ильенкова, С.Ю Ягудин. Управление качеством. Учебник: Юнити,1998г.
  6. В.Я Белоброшн, Плетнева Н.П.Учебник: Методы менеджмента качества.
  7. О.В Аристов. Управление качеством.
  8. www.qualitmanagement.ru.
  9. www.metrologie.ru
  10. www.statistica.ru

 

 




Информация о работе Семь инструментов контроля качества