Семь инструментов контроля качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является:
Изучение семи основных инструментов контроля качества.
Рассмотрение каждого метода в отдельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по оок.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе на тему

«Семь инструментов контроля качества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2008

 

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка 21с,  8 рисунков, 10 источников, 1 приложение.

Графическая часть: 15 листов формата А4.

 

 

 

 КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК, ГИСТОГРАММА, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА ИСИКАВЫ, РАЗБРОСА, ПАРЕТО, СТРАТИФИКАЦИЯ, КОНТРОЛЬНЫЙ КАРТЫ.

 

 

 

Объектом исследования являются семь статистических методов контроля качества, применяющиеся как непосредственно в производстве, так и на различных стадиях жизненного цикла продукции.

Целью этой работы является:

  1. Изучение семи основных инструментов контроля качества.
  2. Рассмотрение каждого метода в отдельности.

           В результате работы определено, что семь основных инструментов контроля качества выявляют проблемы, подлежащих первоочередному решению, на основе контроля действующего процесса, сбора, обработки и анализа полученных фактов (статистического материала) для последующего улучшения качества процесса.

           Эффективность работы заключается в установлении актуальности семи статистических инструментов контроля качества в различных производственных процессах.

 

 

 

Содержание:

Содержание

   Введение……………………………………………………………………..4

  1. Контрольный листок ………………………………………………......5
  2. Гистограмма…………………………………………………………….6
  3. Диаграмма разброса……………………………………………………8
  4. Диаграмма Парето……………………………………………………...9
  5. Стратификация (расслоение)………………………………………….11
  6. Причинно-следственная диаграмма Исикавы………………………..13
  7. Контрольная карта……………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список использованных источников………………………………………21

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы принять  верное решение, то есть решение, основанное на фактах, необходимо обратиться к  статистическим инструментам, позволяющим организовать процесс поиска фактов, а именно — статистического материала.

Последовательность применения семи методов может быть различной  в зависимости от цели, которая  поставлена перед системой. Точно  так же применяемая система не обязательно должна включать все семь методов. Однако можно с полной уверенностью сказать, что семь инструментов контроля качества являются необходимыми и достаточными статистическими методами, применение которых, по мнению Исикавы, помогает решить 95% всех проблем, возникающих на производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Контрольный листок.

Контрольный листок (или  лист) — инструмент для сбора  данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования  собранной информации. 

Вне зависимости от вида статистических инструментов, применяемых для решения задачи, стоящей перед компанией, первое, что необходимо сделать — сбор исходных данных, на основе которых применяют тот или иной инструмент. Известно, что количество людей, занимающихся обработкой данных, оказывает прямое влияние на достоверность этих данных. Для исключения возможностей возникновения ошибок в обработке данных применяют контрольный листок.

Контрольный листок — бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить данные с помощью пометок или простых символов. Назначение использования контрольных листков — облегчение процесса сбора данных и автоматическое упорядочение данных для их дальнейшего использования. Вне зависимости от количества целей, стоящих перед компанией, можно создать контрольный лист для каждой из них.

При составлении контрольных листков  необходимо предусматривать, что в  листе должно быть указано, кто, на каком  этапе процесса и в течение  какого времени собирал данные, а также, чтобы форма листка была простой и понятной без дополнительных пояснений. Важно и то, чтобы все данные добросовестно фиксировались с тем, чтобы собранная информация могла быть использована для анализа процесса.

Рис.1 Пример контрольного листка.

Кроме того, в любом  контрольном листке обязательно  должна быть адресная часть, в которой  указывается его название, измеряемый параметр, название и номер детали, цех, участок, станок, смена, оператор, обрабатываемый материал, режимы обработки и другие данные, представляющие интерес для анализа путей повышения качества изделия или производительности труда. Ставится дата заполнения, листок подписывается лицом, его непосредственно заполнявшим, а в случаях, если на нем приводятся результаты расчетов — лицом, выполнявшим эти расчеты.

 

2 Гистограмма.

Гистограмма - один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма показывает распределение данных по группам значений.

Они помогают сравнивать значения данных посредством наглядного представления. Гистограммы полезно использовать при описании процесса или системы. Нужно помнить, что эффективной гистограмма будет в том случае, если данные для ее построения были получены на основе стабильно работающего процесса. Этот статистический инструмент может быть хорошим вспомогательным материалом для построения контрольных карт.

 

 

Гистограммы строятся следующим  образом:

  1. Определением наибольшего значения показателя качества.
  2. Определением наименьшее значение показателя качества.
  3. Определением диапазона гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.
  4. Определяем число интервалов гистограммы. Можно пользоваться

Приближенной формулой:

(число интервалов)=Ц  (число значений показателя качества)

       

Рис.2 Пример гистограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Диаграмма разброса.

Диаграмма разброса — это средство отображения взаимоотношений между двумя переменными.

Рис.3 Пример диаграммы разброса: имеется прямая взаимосвязь между показателями качества.

Эта диаграмма четко  показывает, существует ли связь между  двумя переменными:

Позитивная связь —  если Х увеличивается, то Y тоже увеличивается. Негативная связь — если Х увеличивается, то Y уменьшается. Нет связи —  одно количество никак не соотносится с другим.

Диаграмму разброса можно использовать, чтобы провести дальнейшее исследование элементов, выделенных при анализе причины следствия; например, диаграмма разброса может подтвердить причину, определенную при помощи диаграммы Исикавы. При построении диаграммы разброса необходимо действовать очень аккуратно, чтобы убедиться, что существует действительная связь.

 

 

 

4 Диаграмма Парето.

Это диаграмма выявляет проблемы, подлежащих первоочередному  решению.

Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Различают два вида диаграмм Парето:

по результатам  деятельности - предназначена для выявления главной проблемы нежелательных результатов деятельности;

по причинам - используется для выявления главной причины проблем, возникающих в ходе производства.

Сначала определяют проблему, которую надлежит решить. Затем учитывают  все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме. А потом уже выявляют первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные.

Строится  диаграмма Парето, которая объективно представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме. Проводят анализ диаграммы Парето.

Принцип Парето (принцип 20/80) означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

Общие правила построения диаграммы Парето

Решить, какие проблемы (причины проблем) надлежит исследовать, какие данные собирать и как их классифицировать.

Разработать формы для  регистрации исходных данных (например, контрольный листок).

Собрать данные, заполнив формы, и подсчитать итоги по каждому  исследуемому фактору (показателю, признаку).

Для построения диаграммы Парето подготовить бланк таблицы, предусмотрев в нем графы для итогов по каждому проверяемому фактору в отдельности, накопленной суммы числа появлений соответствующего фактора, процентов к общему итогу и накопленных процентов.

Заполнить таблицу, расположив данные, полученные по проверяемому фактору, в порядке убывания значимости.

Подготовить оси (одну горизонтальную и две вертикальные линии) для  построения диаграммы. Нанести на левую  ось ординат шкалу с интервалами  от 0 до общей суммы числа выявленных факторов, а на правую ось ординат - шкалу с интервалами от 0 до 100, отражающую процентную меру фактора.   Разделить ось абсцисс на интервалы в соответствии с числом исследуемых факторов или относительной частотой.

Построить столбиковую  диаграмму. Высота столбца (откладывается по левой шкале) равна числу появлений соответствующего фактора. Столбцы располагают в порядке убывания (уменьшения значимости фактора). Последний столбец характеризует "прочие", т. е. малозначимые факторы, и может быть выше соседних.

Начертить кумулятивную кривую (кривую Парето) - ломаную, соединяющую  точки накопленных сумм (количественной меры факторов или процентов). Каждую точку ставят над соответствующим  столбцом столбиковой диаграммы, ориентируясь на его правую сторону.

Нанести на диаграмму все обозначения и надписи.

Провести анализ диаграммы  Парето.

Достоинства метода.

Простота и наглядность  делают возможным использование  диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки.

Сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий.

 

Недостатки метода

При построении сложной, не всегда четко структурированной  диаграммы возможны неправильные выводы.

Ожидаемый результат

Принятие решения на основании анализа диаграммы Парето.

 

 

Рис. 4 Пример диаграммы Парето.

5 Стратификация (расслоение).

Стратификация — процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным,   результат, которого часто показываются в виде диаграмм и графиков.

На рисунке приведен пример анализа  источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории — по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных данных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае "поставщик 1".

Рис. 5 Пример расслоения данных

 

Стратификация информации уточняет данные и позволяет команде  выполнять более точный анализ информации, также это полезный способ подтверждения корневой причины.

Выполнение  стратификации.

Просмотрите целое, чтобы определить более мелкие группы, составленные из относительно похожих единиц.

Соберите данные, относящиеся  к этим мелким группам.

Проанализируйте данные, основанные на этих мелких группах.

Стратификация используется при: создании контрольного листа, составлении, проверочного листа, выборе примера, подтверждении корневой причины.

 

 

 

  1. Причинно-следственная диаграмма Исикавы.

 

Диаграмма Исикавы служит для графического изображения взаимосвязи показателя качества продукции со всеми возможными причинами.

Причинно-следственная диаграмма  или диаграмма Исикавы является графическим изображением, которое в сжатой форме и логической последовательности распределяет причины.

Основная цель диаграммы – выявить влияние причин на всех уровнях технологического процесса. Главным достоинством ее, является то, что она дает наглядное представление не  только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов (что особенно важно).

Информация о работе Семь инструментов контроля качества