Русский космизм и его основные представители: В.Л. Соловьёв, Н.Г. Холодный, Н.А. Умов, Фёдоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Космизм как космическая точка зрения на человека и все происходящее на Земле учит не ограничиваться рамками привычного и близкого земного окружения при решении мировоззренческих и смысл жизненных проблем. Он стремится поднять сознание человека на общечеловеческий и космический уровень. Человек должен глубоко понять, что помимо своей семьи, своего дома, своего народа и своей родины существует и большой общий дом – планета Земля и большая семья народов – человечество. С позиций космизма каждый человек обязан ощутить свою долю ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные течения в философии русского космизма
1.1. Философско-религиозное течение и его основные представители….....4
1.1.1 Русский космизм П. А. Флоренского……………………………...……..4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва……………………………….….5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова…………………………….…7
1.2. Естественнонаучное течение
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова……………………………...………..9
1.2.2 Антропокосмизм Н.Г.Холодного……………………………………….10
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского…………………………...11
1.2.4.Космическая философия К.Э.Циолковского………………………….13
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского……………………16
Глава 2. Черты русского космизма………………………………………..……...…18
Глава 3. Ноосфера: утопия или реальность?.....................................................19

Файлы: 1 файл

Реферат по КСЕ.docx

— 63.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский Государственный  Университет им. Н. И. Лобачевского

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Концепция современного естествознания»

На тему:

 

РУССКИЙ КОСМИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: ВЛ. СОЛОВЬЁВ, Н. Г. ХОЛОДНЫЙ, Н. А. УМОВ, ФЁДОРОВ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ, ВЕРНАДСКИЙ.

 

 

 

 

Выполнила: Ильина В. А.

Проверил: Белоусов В. А.

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные течения в философии русского космизма

    1.1. Философско-религиозное течение и его основные представители….....4

          1.1.1 Русский космизм П. А. Флоренского……………………………...……..4

          1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва……………………………….….5

          1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова…………………………….…7

    1.2. Естественнонаучное течение

          1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова……………………………...………..9

          1.2.2 Антропокосмизм Н.Г.Холодного……………………………………….10

          1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского…………………………...11

          1.2.4.Космическая философия К.Э.Циолковского………………………….13

          1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского……………………16

Глава 2. Черты  русского космизма………………………………………..……...…18

Глава 3. Ноосфера: утопия или реальность?.....................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Хотелось бы начать с самого определения космизма:

  Косми́зм (греч. κόσμος - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.

  Очевидно, что космизм – это весьма многоплановое и широкое понятие, которое может иметь разную интерпретацию. Однако далеко не все взгляды, идеи, учения, теории, касающиеся космической проблематики, можно отнести к космизму, а только те, в которых космос рассматривается с точки зрения наличия в нем жизни и разума как его необходимых составных частей (в пределе космос сам понимается как некое живое и разумное существо). Космизм в целом утверждает, что жизнь и разум нельзя глубоко постичь без учета космических аспектов их бытия, а строение и эволюцию космоса, в свою очередь – без учета присутствия в нем жизни и разума как фундаментальных факторов его существования и развития. Поэтому обоснование единства космоса, жизни и разума, единства человека, человечества и Вселенной, а также выработка на основе этого утверждаемого единства жизненно-практических, познавательных, нравственно-ценностных и эстетических ориентаций, наконец, следование этим  ориентациям и составляет отличительные признаки космизма как мировоззрения. Архетип всеединства оказывается важнейшим для космизма.

  Космизм – это воззрение холистического типа, для которого принцип целостности есть основа решения всех главных проблем. Не случайно, что уже в древности космизм выступил как учение о единстве микрокосма и макрокосма, суть которого состоит в том, что человек не просто часть космического  целого, а такая часть, которая в сжатом виде выражает это целое, т.е. природа человека содержит в миниатюре весь космос.

  Космизм как космическая точка зрения на человека и все происходящее на Земле учит не ограничиваться рамками привычного и близкого земного окружения при решении мировоззренческих и смысл жизненных проблем. Он стремится поднять сознание человека на общечеловеческий и космический уровень. Человек должен глубоко понять, что помимо своей семьи, своего дома, своего народа и своей родины существует  и большой общий дом – планета Земля и большая семья народов – человечество. С позиций космизма каждый человек обязан ощутить свою долю ответственности за благополучие родной планеты и человеческого рода.

  С другой стороны, космизм как определенное умонастроение выступает своего рода протестом, интеллектуальным и эмоциональным бунтом против ограничивающих и сдавливающих рамок повседневного бытия, против смертности и конечности человека.        Космизм есть поиск путей бессмертия как для отдельной личности, так и для человечества в целом, и одновременно онтологического статуса жизни и разума, их отношения к вечности. Космизм «онтологичен», т.е. в большинстве своих концептуальных проявлений строится как теория бытия, утверждающая многомерный и многослойный характер существования как мироздания, так и человека. Он выступает против «инсулярного» (т.е. «островного», замкнутого на себе) понимания органической и психической жизни, допуская возможность их существования на разных «планах» бытия. В рамках космизма всегда предпринимались попытки расширения понятий «жизнь», «смерть», «бессмертие», выводящие за рамки их привычного смысла. Но так или иначе космос оказывался необходимым условием бессмертия жизни и разума.

  Думаю, не случайно то, что именно Россия оказалась родиной космонавтики, запустившей первый искусственный спутник Земли и направившей первого человека в космическое пространство. Именно поэтому изучение космоса и космизма как науки стало «делом жизни» множества русских философов, писателей, поэтов, учёных и религиозных мыслителей. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. В своём реферате попытаюсь их идеи наиболее полно рассмотреть.

 

Глава 1. Основные течения в философии русского космизма

1.1. Философско-религиозное течение и его основные представители.

1.1.1 Русский космизм П. А. Флоренского.

  Павел Александрович Флоренский (21 января 1882-15 декабря 1943) был профессором Московской Духовной академии, автором многих книг, статей, монографий, поэтом, астрономом, защищавшим геоцентрическую концепцию мира, математиком, физиком, искусствоведом, инженером, изобретателем, автором ряда патентов, профессором перспективной живописи, музыкантом, знатоком музыки, полиглотом, владевшим латинским и древнегреческим, современными европейскими языками, а также языками Кавказа, Ирана и Индии, фольклористом, основателем новым наук, философом-космистом и ученым новой науки, т.е. ученым-космистом. Н.О.Лосский назвал его «новый Леонардо да Винчи», а Александр Мень говорил, что «…подобно Соловьеву, Флоренский предстал как человек, стоявший на вершине культуры, а не пришедший в нее откуда-то со стороны и пользующийся ее плодами только для своих нужд, <…> он сам был культурой. И Флоренский, и Соловьев – это сама культура олицетворенная» .

  П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства". У Флоренского, как впрочем и у многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).

 

1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва

 Владимир Соловьёв (16 января 1853-31 июля 1900, — русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др. Родился в Москве в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать, Поликсена Владимировна - принадлежала к дворянской украинско-польской семье Романовых, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода.

  Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача ... сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. ... связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество". Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела". Иначе говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный человек. И Христос, в этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражению священного Писания, второй Адам". Вечность Бога как Логоса и действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке". Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.

 Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом".

Можно выделить несколько  бесспорных идей космизма Соловьёва:

  • Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).
  • Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

 В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.

 Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

 

1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

«Попыток устроить братство, не обращая внимания на причины, которые  делают людей не братьями, т.е. поселяют между ними вражду, было так много, что история потеряла счет таким  попыткам».

Информация о работе Русский космизм и его основные представители: В.Л. Соловьёв, Н.Г. Холодный, Н.А. Умов, Фёдоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский