Роль толерантности в формировании этических норм в демократическом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:59, реферат

Описание работы

Целью исследования: раскрыть значение концепта «толеранстность» и обозначить его роль в современном этапе развития и построения нового демократического общества в Казахстане.
Новизна исследования заключается: 1) в расширении представления о толерантности как одной из доминант в формировании этики современного общества; 2) в определении её концептуальных составляющих, так как в психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике.

Файлы: 1 файл

Тезис концепт толерантность.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)
  1. Кеңесумен кескен бармақ ауырмайды. На миру и смерть красна (букв. палец, отрезанный по общему совету, не болит).
  2. Кеңесшің  болмаса, қабырғаңмен кеңес. Если у тебя нет советчика, посоветуйся со своим ребром (т.е. хорошенько обдумай).

В народе часто говорят, если делать всякое дело обдуманно, и результат будет продуктивным, т.е. человек не встретит никаких конфликтов на пути достижения этой цели.

 

 

  1. Толерантность в мировой и русской литературе

Толерантность в теории и на практике разнятся. Если теоретический термин рисует нам идиллию терпимости во всех областях жизни, то на практике возникает нередко много сложностей с претворением в жизнь принципов толерантности. В данном мы решили рассмотреть функционирование концепта «толерантность» на материале художественной и русской литературы.

Знаменитый русский баснописец Крылов, ни раз поднимал вопрос несогласия. В известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

В красивой детской сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» главная героиня помогает маленьким гномам, сходным своими характерами с детьми, работает для них: стирает, убирает, развлекает их, то есть учит всему тому светлому и доброму, что носит в своей душе. Здесь наглядно можно проследить умение идти на компромиссы и искусство уживаться. Ведь гномы сначала настороженно отнеслись к своей гостье, затем, видя старательность Белоснежки, её хозяйственность, внимание к маленьким хозяевам лесного жилища, принимают её как родную сестру и сильно привязываются и привыкают к ней.

В книге для детей и взрослых «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф» (автор Клайв Стейплз Льюис) Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси уважают профессора, несмотря на то, что он им сначала кажется чудным, они толерантны по отношению к человеку старшего поколения.

Попадая в страну по ту сторону шкафа – загадочную Нарнию, они учатся ладить с её обитателями, относятся к ним почтительно и уважительно, за исключением конечно колдуньи-королевы и её приспешников.

Таким образом, во многих художественных произведениях для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии.

Сказку Андерсена «Гадкий утенок» многие учителя используют как материал для проведения уроков по национальной терпимости, например, С.В. Бобинова предлагает задать ряд вопросов детям по данной сказке:

1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

2. кажутся ли вам эти  причины справедливыми и обоснованными?

3. считаете ли вы, что  разные во всех отношениях  люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают  из этого пользу, чему учатся?

Задача преподавателя на данном материале научить ребенка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы. То, что человек другой, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Издевкам могут подвергаться часто самые достойные дети, просто иногда не нашедшие свое место в коллективе.

Гадкий утенок даже сам себе казался гадким, лишь тогда он осознал, что просто не общался с себе подобными, когда встретил лебедей и понял, что он один из них, ведь они приняли его в свое сообщество, отнесясь с уважением и почтением к молодому лебедю, которого долго считали среди уток и кур некрасивым переростком.

 

 

 

Заключение

Итак, в данном исследовании были изучены некоторые казахские пословицы и поговорки, которые отражают и формируют свойства, достоинства толерантных отношений.

Анализы фразеологизмов, пословиц и поговорок казахского языка показывают, что «толерантность» надо понимать как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости, которое мы попытались дать на основе анализа различных подходов данного термина.

Культурная толерантность определяет коммуникативную толерантность, изучение которой раскрывает содержание целого ряда значимых концептов: терпимость, компромисс, согласие, понимание, уступка, мир, спор, конфликт и др. Эти концептуальные единицы должны лечь в основу обучающих систем высшего и среднего образования, а также методик и программ по практическому формированию межличностной толерантности.

И так, воспитание толерантности – основа взаимопонимания между людьми и стабильности в многонациональном  обществе. И для формирования толерантности необходимо:                                                                                                  

    1. Органам власти различных уровней, а также общественному сектору обратить пристальное внимание на ситуацию в области межнациональных и межкультурных отношений и проявить политическую волю, направленную на решение проблем в данной сфере.                                                                                                                                                    
    2. Согласиться с тем, что наибольший эффект в воспитании межнациональной и межкультурной терпимости будет достигнут при партнерстве органов власти, сферы образования и общественного сектора.                                        
    3. Органы власти содействовали созданию площадок для совместной работы, давая общественности возможность высказать свою позицию и реально участвовать в работе по воспитанию межнациональной и межкультурной толерантности.
    4. Все общественные организации Казахстана сотрудничали между собой, а сферы образования осуществляли профилактические и воспитательные программы и мероприятия, направленные на пропаганду идей толерантности.
    5. Средства массовой информации всех городов и областей Казахстана способствовали продвижению идеи межнациональной и межкультурной толерантности и активно освещали мероприятия, направленные на создание культуры мира и ненасилия.

 

 


Информация о работе Роль толерантности в формировании этических норм в демократическом обществе