Развитие и канонизация космогонии и физики Аристотеля в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для христианских учений. В учении Аристотеля много идеалистических моментов, использованных христианской церковью.
Целью данной контрольной работы является описание развитий идей Аристотеля в средневековой науке, так как он разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта, и имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….........3
1.Краткое учение Аристотеля о физике и космологии………………………..4
2.Развитие идей Аристотеля в средневековой схоластике…………………....7
3. Значение физики и космологии Аристотеля для средневековой науки.. …12
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Kontra_dlya_Ignatenko.docx

— 42.19 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилёвский государственный  университет им. А. А. Кулешова»

 

 

 

 

Кафедра всемирной истории

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«Развитие техники и естествознания в средние века»

студентки 4 курса ОЗО  исторического факультета

Евсеевой Кристины Валерьевны

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес:

212008

г. Могилёв

ул. Каштановая, 5-126

тел.(дом.): 31-97-51

моб.: 8-033-629-00-73

 

 

Могилев, 2012

Тема: Развитие и  канонизация космогонии и физики Аристотеля в средние века

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….........3

1.Краткое учение Аристотеля  о физике и космологии………………………..4

2.Развитие идей Аристотеля  в средневековой схоластике…………………....7

3. Значение физики и космологии Аристотеля для средневековой науки.. …12

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Широко распространено  мнение о том, что средневековые  ученые не занимались изучением  природы, сосредоточив все свои  силы на теологических дискуссиях. На самом деле Природа как  творение Бога не могла не  интересовать этих ученых, которые  активно занимались фундаментальными  проблемами астрономии, оптики, биологии  и других наук, получая при  этом результаты, предвосхитившие  ряд более поздних достижений  естествознания и математики. В средние века Аристотель был канонизирован схоластической наукой. Его называли «предтечей Христа в объяснении природы». Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для христианских учений. В учении Аристотеля много идеалистических моментов, использованных христианской церковью.

Целью данной  контрольной  работы является описание развитий идей Аристотеля в средневековой науке, так как он разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта, и имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Краткое учение Аристотеля о физике и космологии

      Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира - космологии. Аристотель увековечил геоцентризм, признав, правда, шарообразность Земли, конечность и замкнутость космоса в пространстве (но не во времени), отрицание материального единства мира. При этом как в истине, так и в заблуждении Аристотель был небезоснователен. К мысли о шаровидности Земли философ пришел как в результате наблюдений за тенью Земли во время лунных затмений, так и на основе совершенно неверного умозрения. Аристотель учил не только о местах тел как границах объемлющих их других тел, но и об естественных местах тел, благодаря чему он пытался объяснить движение тяжелого всегда вниз, а легкого - всегда вверх. Земля находится в центре мира, потому что естественное место тяжелого именно там, тяжелое, падая к центру, совершает движение по природе, а будучи поднято, тяжелое претерпевает насильственное движение. Применительно к форме Земли это означает, что, поскольку, находясь в центре, Земля занимает свое естественное место и не подвергается никакому воздействию со стороны сферичной Вселенной, которое сильнее действовало бы на одну сторону Земли, чем на другую, она должна быть шаровидной. Огонь поднимается вверх, потому что его естественное место вверху. Итак, универсум пространственно неоднороден, пространство пространству рознь, тела и пространство существенно связаны. При желании здесь можно найти предвосхищение общей теории относительности, но сходство чисто внешнее. Так или иначе мы уже сказали об естественных местах, о движении по природе, естественном, и движении против природы, насильственном,- это важные моменты космологии Аристотеля [2].

      Мир состоит из пяти стихий, "элементов". Физика Аристотеля качественная. Повторяя общие представления античной натурфилософии, не приемля атомизм, он сводит все многообразие веществ к земле, воде, воздуху и огню, которые, правда, он конструирует из таких активных качеств, как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля - сочетание холодного с сухим, огонь - теплого с сухим, воздух - теплого с влажным, вода - холодного с влажным. Эти четыре элемента переходят друг в друга, но не как попало, а лишь благодаря наличию одного общего качества. Поэтому огонь непосредственно в воду перейти не может, он может это сделать лишь через воздух или землю.

      Четыре элемента существуют лишь в подлунном мире - мире постоянной изменчивости. Там мы находим все виды движения: возникновение и уничтожение, т. е. сущностное изменение, качественное изменение, или превращение (при сохранении сущности), количественное изменение, движение в пространстве. К сказанному о движении выше добавим, что перемещение в пространстве, по Аристотелю,- главный вид движения, изменения, оно условие всех других видов.

    Само перемещение в пространстве может быть прямолинейным и круговым, прерывным и непрерывным, равномерным и неравномерным. Подходя к видам движения с ценностным критерием, Аристотель отдает предпочтение равномерному непрерывному круговому движению как якобы наиболее близкому к вечности и к неизменности. Такое движение для подлунного мира не характерно.

      Не таков лунно-надлунный мир. Отрицая материальное единство мира, Аристотель строит все небесные тела из пятого элемента - из некоего эфира, который вообще заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы. В небе существует лишь один вид движения - равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Поскольку этому противоречат наблюдаемые движения планет (их "петли" и т. п.), Аристотель вслед за Евдоксом (учеником Архита) совершает насилие над природой, заставляя небесные тела вращаться не просто вокруг Земли, а так, что вокруг Земли вращается центр окружности, по которой вращается планета, но и то не центр, а центр центра, и так далее. Здесь пример насилия метафизики над физикой, надуманной концепции над природой [1].

     Космос конечен, у него нет места, ибо его ничто не объемлет, значит, он нигде не находится, и хотя он конечен, вне его ничего нет, за исключением - и здесь, пожалуй, самое фантастическое место мировоззрения Аристотеля - перводвигателя-бога, который, таким образом приобретает у него не только метафизическое, но и физическое, пространственное существование. Этот перводвигатель-бог движет сферу неподвижных звезд, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся в центре Земли. Движение первой сферы передается другим сферам - все ниже и ниже вплоть до Земли, где в силу несовершенства подлунных элементов равномерное непрерывное круговое движение распадается на множество несовершенных движений.

    Сферы же Аристотеля надо понимать буквально: все небесные тела прикреплены к эфирным окружностям - сферам, поэтому движутся не сами тела, а сферические поверхности. То, что у Евдокса было лишь приемом, Аристотель понял буквально, ибо сферы у него существуют реально.

    Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть вечность аристотелевского космоса во времени, а также извечность его движения. Однако эта вечность - результат не инерции, а постоянного равносильного воздействия перводвигателя. Отрицая пустоту, Аристотель не мог отвлечься от сопротивления среды, он считал, что тело движется равномерно, если на него воздействует постоянная сила. Неверно представлял он и падение тел: более тяжелое падает якобы быстрее более легкого - это следствие того же неумения отвлечься от сопротивления среды.

     Физика Аристотеля - продукт сознательно умозрительного метода: "Учение о природе должно быть умозрительным" (Метаф. VI, 1, с. 181) [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие идей Аристотеля в средневековой схоластике

    Начиная с ХII века Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из Динанта) первоначально римский папа ответил запретом изучения в Парижском университете Аристолевых естественнонаучных произведений и даже “Метафизики” (декреты папы от 1210 и 1215 гг.). Папа Григорий IX в 1231 году эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной комиссии, чтобы та проверила труды Аристотеля, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно возможности приспособления к католическому вероучению. В 1245 году изучение трудов Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 году никто не мог получить степени магистра, не изучив Аристотеля.

     Необходимо было целостное собрание знаний о мире (географических, физических, социальных), которые были бы объединены христианским образом мира, что повлекло к созданию жанра сумм [6].

   XI—XII века были эпохой культурного обновления Европы. В эту же эпоху оформляется схоластическая философия средневековья, представляющая собой синтез различных компонентов античной философии на основе христианского мировоззрения. Средневековая наука называлась схоластикой (от лат. schola - школа). Это была традиция, разработанная на основе логики Аристотеля. Сочинения Аристотеля у средневековых ученых пользовались особым авторитетом и были популярны. Схоластическая философия понималась в общем как «рациональное исследование последней реальности, а также наиболее фундаментальных причин и принципов вещей». Вся схоластическая философия отчетливо демонстрирует преемственность с античностью. Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах. Задачей философии были поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название - схоластика. Так как все это было общим не только для схоластики, но и для патристики, христианская философия средних веков, включая и патристику, часто обозначается как схоластика. Однако между схоластикой и патристикой существует различие. Перед учителями патристики ставится задача создать систематическую догматику из того, что содержалось в Священном писании. Схоластики уже располагали догматической конструкцией, в сущности их задача состояла в том, чтобы ее упорядочить и сделать доступной для необразованных людей [3].

     Сложность ситуации для учителей схоластики состояла в том, что в начале средних веков было мало пособий по философии. Известны были только работы Порфирия, латинские комментарии Боэция к трудам по логике Аристотеля, извлечения из них Кассиодора, часть диалогов Платона, работы неоплатоников (они были относительно полными), “Органон” Аристотеля. Остальные работы Аристотеля в тот период были мало известны. Они стали доступны лишь в период поздней схоластики, когда были переведены с арабского, а позднее прямо с греческого [4].

    Растущее влияние аристотелизма вылилось наконец в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский. Он соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и существования). Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У Бога сущность тождественна с существованием.

    В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в середине XIII века начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного идейного и философского синтеза. Одним из тех, кто внес большой вклад в освоение аристотелизма католической философией был францисканец Бонавентура.

    Альберт Великий (1191-1280) изучал свободные искусства, естественные науки, медицину и философию Аристотеля в Падуанском университете, затем изучал теологию в университете в Болонье. В 1223 году вступает в Доминиканский орден, который посылает его в Кёльн-на-Рейне, для изучения там теологии и философии. В 1245 году был переведен в Париж.

    Значение Альберта состоит в том, что он одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля для систематизации христианского мировоззрения. В своем творчестве он часто обращается к трактатам Аристотеля, комментирует их, в частности, высоко оценивает логику. В ее духе он вновь вводит в схоластику XIII  века реалистическое решение проблемы универсалий [6].

    Физика в том смысле, который вкладывали в это понятие сами средневековые философы и ученые, была синонимом науки о движении. "Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего исследования — природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы". Эти начальные строки третьей книги "Физики" Аристотеля были хорошо известны всем натурфилософам XIII — XIV вв.; определение предмета физики, данное в них, было если не единственным, то, во всяком случае, одним из немногих утверждений Аристотеля, против которых в средние века не было выдвинуто никаких контраргументов. Следует, однако, отметить, что при этом в учение о движении включался гораздо более широкий круг вопросов, чем тот, который непосредственно ассоциировался с понятием движения в физике нового времени. Аристотель был, безусловно, не единственным античным мыслителем, чьи идеи были восприняты натурфилософией средневековья. Огромное влияние на развитие физических (в привычном для нас смысле слова) представлений в то время имела традиция платонизма. В средневековую науку вошли элементы, заимствованные и из других направлений античной натурфилософии, в частности атомизма и стоицизма. Но войти в нее они смогли лишь постольку, поскольку им удалось вписаться в общую концептуальную схему физического знания, которая в своих главных чертах определялась именно доктриной Аристотеля [4].

Информация о работе Развитие и канонизация космогонии и физики Аристотеля в средние века