Принципы избирательного права в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Принципы избирательного права РФ………………….6
1.1 Понятие и система принципов российского избирательного права………………………………………..6
1.2 Принципы организации и проведения выборов………11
1.3 Принципы участия российских граждан в выборах….25
Глава 2. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………35
2.1 Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан на участие в референдуме..35
2.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме....42
Заключение.........................................................................................58
Список литературы...........................................................................61
Приложение….....................................................................................63

Файлы: 1 файл

КПР.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

 Совершенно очевидно, что данная характеристика объема избирательных прав граждан не может претендовать на исчерпывающую полноту. К ним необходимо отнести, с нашей точки зрения, также право участвовать в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством.

 Электоральные возможности  граждан могут вытекать также  из иных федеральных законов:  от 31 декабря 1999 года "О выборах  Президента Российской Федерации", от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Помимо этого перечень избирательных прав граждан и их гарантий может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Так, Избирательный кодекс Тюменской области от 19 октября 1999 года предусматривает право граждан объединяться в группы избирателей, право избирателя предлагать для обсуждения и выдвижения в качестве кандидата любую кандидатуру (ст.3), а Избирательный кодекс Свердловской области (в редакции Закона Свердловской области от 24 декабря 1999 года) - право кандидатов создавать в пределах территории соответствующего избирательного округа штабы (центры) поддержки своей избирательной кампании (ст.56).

 Следует также учитывать,  что нередко законодательство  о выборах связывает избирательные  права не напрямую с гражданами, а с особыми субъектами избирательных  правоотношений: избирателями, кандидатами,  зарегистрированными кандидатами,  наблюдателями, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченными представителями кандидатов (зарегистрированных кандидатов) и избирательных объединений (блоков). Например, согласно действующему законодательству только кандидаты и избирательные объединения (блоки) имеют право (и одновременно обязанность) создавать специальные избирательные фонды для финансирования собственных избирательных кампаний. Воспрепятствование осуществлению закрепленных за специфическими субъектами избирательных правоотношений прав также необходимо квалифицировать как посягательство на избирательные права российских граждан.

 Согласно ч.1 ст.141 УК  РФ воспрепятствование реализации  гражданином избирательных прав  может выражаться в активной (действия) и пассивной (бездействие) форме. Оно может быть сопряжено с закрытием избирательных участков в день голосования, отказом в выдаче избирательных бюллетеней или удостоверений на право голосования, уничтожением избирательных документов, принуждением к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов и другими действиями (бездействием). По существу, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий, вследствие чего вряд ли возможно очертить все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Однако это вовсе не означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом.26

 Во-первых, не могут  квалифицироваться в качестве  преступления действия (бездействие), предусмотренные ст.40.1 КоАП РСФСР (нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей), ст.40.5 (нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов), ст.40.7 (отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах), ст.40.8 (нарушение правил проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание), ст.40.9 (нарушение в ходе избирательной кампании правил рекламирования коммерческой деятельности), ст.40.10 (проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом), ст.40.11 (проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом), ст.40.12 (изготовление или распространение анонимных агитационных материалов), ст.40.13 (непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации), ст.40.14 (умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам), ст.40.15 (нарушение установленного законом права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании), ст.40.17 (непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов), ст.40.18 (незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком), ст.40.19 (использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком), ст.40.20 (финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной законом материальной поддержки), ст.40.22 (изготовление неучтенных избирательных бюллетеней, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней), ст.40.23 (незаконная выдача гражданам избирательных бюллетеней) и ст.40.24 (непредоставление сведений об итогах голосования) КоАП РСФСР. Во всех указанных случаях следствием совершения противоправных действий (бездействия) будет не уголовная, а административная ответственность.

 Во-вторых, важно подчеркнуть,  что воспрепятствование осуществлению  избирательных прав является уголовно-противоправным, если оно создает преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому согласно ч.1 ст.141 УК РФ не могут влечь наступление ответственности действия, направленные на: пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнего возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий.

 Воспрепятствование  осуществлению гражданином права  на участие в референдуме также  может проявляться как в форме  действия, так и в форме бездействия.  В соответствии со ст.2 Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" право на участие в референдуме представляет собой конституционное право российских граждан участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения.

 Право граждан на  участие в референдуме регулируется Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законами субъектов Российской Федерации.27 Любые формы воспрепятствования осуществлению предусмотренных этими законами прав граждан образуют состав преступления, содержащийся в ч.1 ст.141 УК РФ, если за них прямо не установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.28

 Воспрепятствование  работе избирательных комиссий  или комиссий по проведению  референдума ставит под угрозу  процесс организации выборов  и референдума, поскольку они  несут на себе основное бремя ответственности по обеспечению условий для реализации соответствующих прав российских граждан. Действующее законодательство предусматривает возможность создания следующих избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные, территориальные (городские, районные и другие), участковые избирательные комиссии. В зависимости от уровня референдума комиссии по его проведению в соответствии со ст.21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" могут состоять из вышестоящей, территориальных, участковых комиссий. Уголовно наказуемым признается воспрепятствование работе любой из этих комиссий, независимо от ее статуса (уровня).

 Уголовно наказуемые  способы противодействия работе  избирательных комиссий или комиссий  по проведению референдума прямо  не очерчены в законе. Это может  быть срыв заседания тех или  иных комиссий, лишение их возможности выдавать бюллетени и подводить итоги голосования, блокирование помещений избирательных комиссий (комиссий референдума) и т.д. Однако не могут влечь наступление уголовной ответственности действия (бездействие), которые по своему характеру являются административными правонарушениями. В соответствии с КоАП РСФСР к ним относятся: вмешательство в работу избирательных комиссий, комиссий референдума (ст. 40.2); неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.40.3); нарушение порядка предоставления избирательным комиссиям, комиссиям референдума сведений об избирателях, участниках референдума (ст.40.4); нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума (ст.40.6); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума (ст.40.21).

 Состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.141 УК РФ, - формальный. Преступление признается  оконченным с момента совершения  уголовно-противоправных действий (бездействия) независимо от того, удалось ли нарушителю реально воспрепятствовать осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, работе избирательных комиссий или комиссии референдума.

 Субъектом преступления  может быть любое лицо, достигшее  16-летнего возраста. Административную ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах согласно Федеральному закону от 6 декабря 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" несут и юридические лица (общественные объединения, редакции периодических печатных изданий, теле- и (или) радиокомпании, кредитные учреждения и др.).

 Рассматриваемое преступление  может быть совершено только  с прямым умыслом. Виновный  осознает, что его действия (бездействие) препятствуют осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии референдума, и желает наступления соответствующих последствий.29 Мотивы и цели могут быть самыми разнообразными, но они не имеют юридического значения.

 В части 2 ст.141 УК  РФ содержится шесть квалифицирующих  признаков, обуславливающих повышенную  уголовную ответственность: подкуп, обман, применение насилия, угроза  применения насилия, совершение  деяния с использованием виновным своего служебного положения, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

 Подкуп представляет  собой передачу или обещание  передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей  гражданину за участие (неучастие) в выборах или референдуме, голосование за или против конкретных кандидатов (вынесенных на референдум вопросов), воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии референдума. Наиболее распространенный способ подкупа - "покупка" голосов избирателей со стороны кандидатов на выборные должности или членов групп их поддержки, особенно на стадии досрочного голосования.30 Однако не любое вручение имущественных ценностей избирателям или участникам референдума образует состав преступления. Если оно напрямую не связывается с каким-либо вариантом поведения избирателей, участников референдума, не "требует" от них голосования за или против конкретных кандидатов, то ответственность за такие действия должна наступать согласно ст.40.16 КоАП РСФСР.

Обман - это распространение заведомо ложных сведений, направленных на введение в заблуждение избирателей, участников референдума, кандидатов, наблюдателей, членов избирательных комиссий (комиссий референдума) и других субъектов избирательного или референдумного процесса. Он может выражаться в сообщении ложной информации об отмене (переносе) выборов, об аннулировании регистрации тех или иных кандидатов, о времени и месте голосования, в совершении иных подобных действий.

 Насилие как квалифицирующий  признак не конкретизировано применительно к составу преступления, предусмотренного ч.2 ст.141 УК РФ. Оно может быть связано с оказанием физического воздействия, выражающегося в удержании, незаконном лишении свободы, побоях, причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью.31 Если при воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (комиссий референдума) потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, ответственность наступает по совокупности ст.141 и ст.111 УК РФ.

 Использование служебного  положения в воспрепятствовании  осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме,  работе комиссий в любой форме  также является квалифицирующим  признаком данного преступления. Виновный, используя свои полномочия, может изымать у избирательных комиссий (комиссий референдума) помещения для голосования или оргтехнику, уклоняться от выделения бюджетных средств на проведение выборов или референдума, препятствовать организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями и т.д.

 Гораздо больший  вред по сравнению с индивидуальными  посягательствами на избирательные  (референдумные) отношения способна  причинить группа лиц по предварительному  сговору или организованная группа. Поэтому за эти разновидности  соучастия, предусмотренные ч.2 и ч.3 ст.35 УК РФ, ответственность должна наступать по ч.2 ст.141 УК РФ.

 Статья 142 УК РФ  устанавливает ответственность  за фальсификацию избирательных  документов, документов референдума,  заведомо неправильный подсчет  голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования. Если эти действия совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии референдума, то они наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Информация о работе Принципы избирательного права в РФ