Предмет философии, ее место в духовной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:37, реферат

Описание работы

Современные процессы в развитии культур мира, по крайней мере, Востока и Запада, свидетельствуют о правоте автора: они имеют уникальный, собственный путь развития, предполагающий, однако, взаимодействие и взаимовлияние, заканчивающееся взаимообогащением, но не взаимопоглощением. Попытаемся выяснить место философских идей в современной духовной культуре, которое нам видится в науке, в образовании, в религии, в духовных процессах, протекающих в обществе в целом. Известно, что история развития и формирования философии – очень сложный процесс; в разные периоды объект и предмет философских изысканий порой различались между собой радикально.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
1. Предмет философии и ее функции ………………………..4
2. Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Метелица Юлия, гр. № 14.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы  современного естествознания»

ТЕМА РЕФЕРАТА:  «Предмет философии, ее место в духовной культуре.»

 

 

 

 

 

Исполнитель: Метелица Юлия Васильевна

группа: 14

Руководитель: профессор

Кикель Павел Васильевич

 

МИНСК, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………..3

1. Предмет философии и ее функции ………………………..4

2. Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель работы: Определить основное место философии в духовной культуре.

Как отмечалось в свое время  О. Шпенглер, у культур общая структура  и судьба, но каждая из них живет  своей особой жизнью, создает собственные  ценности – религию, науку, искусство, нравственность, стиль и законы мышления, ощущения, видения и переживания, социальные и политические учреждений (4, с.125). Он считал, что каждой культуре свойствен свой собственный способ видеть и познавать природу, чувствовать и переживать историю (там же, с.131).

Современные процессы в развитии культур мира, по крайней мере, Востока  и Запада, свидетельствуют о правоте  автора: они имеют уникальный, собственный  путь развития, предполагающий, однако, взаимодействие и взаимовлияние, заканчивающееся  взаимообогащением, но не взаимопоглощением. Попытаемся выяснить место философских идей в современной духовной культуре, которое нам видится в науке, в образовании, в религии, в духовных процессах, протекающих в обществе в целом. Известно, что история развития и формирования философии – очень сложный процесс; в разные периоды объект и предмет философских изысканий порой различались между собой радикально. Философские школы и течения стали систематически изучаться и популяризироваться лишь в последние 200-250 лет. За это время отношение к философии менялось неоднократно. Шла политизация философских идей; экзистенциальный подход к анализу проблем человека и мира повернул философов лицом к гуманизму и экономическим проблемам. Развитие естествознания, научно-техническая революция, другие процессы в жизни общества повлияли на мировоззренческие позиции людей, их отношения к проблемам собственной судьбы и мира.

 

1. Предмет философии и ее функции

Философия - общая теория мира и  человека в нем. Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. 
 Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философия зародилась около 2500 лет  назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы  она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм           ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. 
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции: 
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

 

 

 

2. Место и роль  философии в духовной культуре  общества и развитии личности

Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к  наукам. Подобно тому, как философия  родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого  существования в нем, т. е. в любой  оригинальной философской системе  отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится  к сфере культуры и обладает всеми  ее характеристиками. Так, мы не можем  говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим  о русской и немецкой поэзии, музыке, философии. 
До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, но во все времена их произведения зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п.  
Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам. 
Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:  
Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.  
Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.  
В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств. 
В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение. 
В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.  
Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.  
 
Специалисты в конкретных областях науки нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но сами ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ядро философии составляют осмысление: добра и зла, истины и заблуждения, красоты и уродства, свободы и зависимости, жизни и смерти, смысла и цели жизни и т.п. Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История философии./ Гусев Д.А. и др. – М., 2004.

2. Коконова, Яковлев и др. История философии. – Ростов-на-Дону, 2004.

         3. Розов М.А. Проблема предмета философии (методологические аспекты).

          4. Философский энциклопедический словарь/ под.ред. Ильичева Л.Ф., Федосеева П.А. и др. – М., 1983.

 

 


Информация о работе Предмет философии, ее место в духовной культуре