Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации». Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства…………...4-9
Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………...10-14
Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…...15-21
Правовой статус беженцев……………………………………………22-25
Правой статус вынужденных переселенцев…………………………26-32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Правовой статус беженцев

  Как и любая другая  демократическая страна, Россия  в настоящее время сталкивается  с проблемой миграции. Перемещение  больших групп людей из других  стран в Россию и на территорию  России в основном являются  следствием распада СССР и  возникших в связи с этим  межнациональных конфликтов, а также  преследование людей по разным основаниям.  Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – Федеральным законом о беженцах (в ред.от 22.08.2004г.) и второй- Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции  от 23.12.2003 №186-ФЗ.) Федеральным Законом  « О беженцах»  определяются основания и порядок признания беженцем на территории  Российской Федерации, установление экономических, социальных  и правовых гарантий защиты  прав  и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также   общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской  Федерации. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Статья 1  Закона гласит, что беженец-  это лицо, которое не является   гражданином Российской Федерации и которое в силу  вполне  обоснованных  опасений   стать жертвой преследований по признаку  расы,  вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности  к определенной  социальной группе   или политических убеждений находится   вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться   защитой этой страны  или не желает пользоваться  такой защитой вследствие таких   опасений, или не имея   определенного гражданства и находясь вне страны своего  прежнего обычного  местожительства в результате подобных   событий, не может или не желает   вернуться в нее  вследствие  таких опасений.Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое  преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией       о статусе беженцев,принятой 28 июля 1951г., к которой  в 1992г. присоединилась и Россия. Лицо, ходатайствующее  о признании беженцем - это лицо, которое  не является  гражданином Российской Федерации и заявляет о желании  быть признанным  беженцем по обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи из числа:

- иностранных граждан,  прибывших  или  желающих  прибыть  на территорию Российской  Федерации;

- лиц без гражданства,  прибывших  или  желающих  прибыть на территорию Российской  Федерации;

- иностранных граждан  и (или)  лиц без гражданства,  прибывших на территорию  Российской  Федерации на законном основании.

  Ходатайство лица, желающего  получить статус беженца, рассматривается  компетентными органами, которые  при наличии необходимых данных  выдают ему свидетельство, предоставляющее  ряд прав (проживать в центре  временного размещения, получать  питание, пользоваться медицинской  помощью, получать пособие.)

  Временное убежище – это возможность иностранных   граждан или лица   без гражданства    пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со ст.13 настоящего  Федерального Закона, с др. федеральными законами и иными нормативными   правовыми актами Российской Федерации.

  Место временного  содержания -  это место пребывания  лица, ходатайствующего  о признании беженцем, и членов его семьи   в пункте   пропуска через   Государственную  границу Российской    Федерации;  центр временного  размещения лиц, ходатайствующих  о признании  беженцем и членов  их семей   на территории  Российской Федерации.

 Лицо, получившее свидетельство  в месте  временного содержания   и прибывшие с ним члены     семьи обязаны:

1)соблюдать  Конституции Российской Федерации;

2) соблюдать установленный порядок проживания  и выполнять установленные требования  санитарно-гигиенических норм проживания;

3)пройти обязательное  медицинское освидетельствование;

4)сообщать в федеральный орган  исполнительной власти  по   миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для  принятия  решения  о признании данных  лиц беженцами.

  Кроме того, им гарантированы  права  на:

1)  получение услуг   переводчика   и получение информации   о порядке  признания беженцем, о своих правах и обязанностях;

2) получение  содействия   в обеспечении  проезда   и провоза  багажа  к месту  пребывания;

3)  получение  единовременного  денежного пособия    на каждого  члена семьи;

4) получение направления   территориального органа  федерального  органа исполнительной власти  по миграционной  службе  в  центр  временного размещения;

5) сопровождение и на  охрану   представительного территориального  органа исполнительной власти  по  внутренним делам  в центре  временного размещения в целях  обеспечения  безопасности  данных  лиц;

6)  получение  питания   и пользования  коммунальными  услугами в центре  временного  содержания  или в центре временного  размещения;

7) медицинскую  и лекарственную  помощь;

8)  получение  содействия   в направлении  на профессиональное  обучение в центре  временного  размещения или  в трудоустройстве;

9 подачу заявления о прекращении рассмотрения   ходатайства.

  Лицу, признанному беженцем  и  достигшему  возраста 18 лет,  федеральным органом исполнительной  власти  по миграционной  службе  либо его  территориальным органом  выдается  удостоверение  о признании его беженцем. Выданное удостоверение действительно на всей  территории  Российской  Федерации и является основанием  для регистрации.             Лицо признается беженцем на срок  до 3-х лет. Лицо, признанное беженцем, имеет те же права, что  были у него при наличии свидетельства, а также право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, социальную защиту, в том числе и социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, получение содействия в   устройстве детей   в государственные муниципальные   и общеобразовательные учреждения, учреждения начального  профессионального  образования, а также участие  в общественной деятельности  наравне с гражданами Российской Федерации и  право на выезд  на место жительства  в иностранное государство и добровольное  возвращение  в государство  своей    гражданской принадлежности.  Кроме того, правовое  положение беженцев  на территории Российской Федерации регулируется  Постановлением  Правительства РФ от 30.06.1998г. « Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих  о признании беженцами». Настоящее Общее положение регулирует  деятельность места временного содержания лиц, ходатайствующих о признании их  беженцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус вынужденных переселенцев

 Правовой статус вынужденных  переселенцев на территории Российской  Федерации регулируется   Законом  « О вынужденных переселенцах». Настоящий Закон определяет  статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые  гарантии защиты  их прав  и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, общепризнанными принципами  и нормами международного права и международными  договорами  Российской Федерации.

  Статья 1  настоящего  Закона дает  определение  понятия  « вынужденный  переселенец.  Так, в ней записано:

1.  вынужденный  переселенец-  гражданин  Российской Федерации,  покинувший  место  жительства  вследствие  совершенного в отношении  его  или членов  его семьи   насилия  или преследования  в иных формах  либо вследствие   реальной опасности подвергнуться   преследованию по признаку  расовой   или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также   по признаку  принадлежности  к определенной  социальной  группе  или политических  убеждений, ставших   поводами  для проведения  враждебных   кампаний  в отношении  конкретного лица   или группы лиц, массовых  нарушений  общественного порядка.

2. По обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом 1 настоящей   статьи, вынужденным  переселенцем   признается:

1) гражданин  Российской  Федерации, вынужденный покинуть  место жительства  на территории  иностранного  государства и прибывший   на территорию  Российской Федерации;

2) гражданин  Российской  Федерации, вынужденный  покинуть  место жительства  на территории  одного   субъекта  Российской  Федерации  и прибывший   на территорию  другого  объекта   Российской Федерации.

3. Вынужденным  переселенцем  также  признается  иностранный  гражданин или лицо без гражданства,  постоянно  проживающие  на  законных  основаниях  на территории  Российской Федерации  и изменившие  место  жительства в пределах  территории  Российской Федерации   по обстоятельствам, предусмотренным   пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем   признается также  гражданин   бывшего  СССР,  постоянно   проживавший  на территории  республики, входившей  в состав  СССР, получивший  статус  беженца   в Российской  Федерации и утративший  этот статус  в связи  с  приобретением  гражданства Российской  6Федерации, при наличии  обстоятельств, препятствовавших  данному лицу  в период  действия  статуса  беженца  в  обустройстве  на территории Российской  Федерации.

   Однако, существует  и ряд  обстоятельств, по  которым лицо  не может быть  признано  вынужденным переселенцем, в частности:

- при совершении  лицом  преступления  против мира,  человечности  или другого тяжкого   преступления, признаваемого  таковым  законодательством   Российской Федерации;

- в случае не обращения   по уважительным причинам с  ходатайством о признании   его вынужденным переселенцем  в течение 12 месяцев со дня  выбытия с места жительства  либо в течение одного месяца  со дня  утраты  статуса беженца  в связи с приобретением        гражданства  Российской  Федерации;

-  в случае, когда   лицо   покинуло   место жительства  по экономическим причинам либо  вследствие голода, эпидемии или  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера.

  Лицо, покинувшее  место  жительства  по  обстоятельствам,  которые  предусмотрены п.1 ст.1  настоящего Закона и претендующее  на признание  его вынужденным  переселенцем, должно лично  или  через  уполномоченного  представителя   обратиться  с ходатайством  о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной  службы по месту своего  нового  пребывания. При  положительном  решении вопроса  о регистрации  ходатайства каждому   лицу, претендующему  на признание вынужденным переселенцем, выдается   или направляется свидетельство  о регистрации  его ходатайства.

  Права и обязанности   лица, получившего  свидетельство   о регистрации  ходатайства   о признании  его вынужденным  переселенцем во многом схожи  с правами и обязанностями   беженцев. Вынужденные переселенцы  имеют права на:

1) получение  единовременного  денежного  пособия на каждого  члена   семьи  в размерах, которые определяются  Правительством  Российской Федерации , но не  ниже 100 рублей;

2)  получение направления  территориального  органа  миграционной  службы на проживание  в центре  временного размещения  вынужденных   переселенцев при отсутствии  возможности самостоятельного определения   места жительства или места   пребывания  на территории Российской  Федерации;

3) содействие  в обеспечении   их проезда и провоза багажа  в месту временного  поселения.  При этом малообеспеченные  лица (одинокий пенсионер, одинокий  инвалид, семья, состоящая   только из пенсионеров и (или)  инвалидов, одинокий  родитель ( заменяющее  его  лицо) с ребенком  или  детьми в возрасте  до восемнадцати  лет, многодетная семья с тремя   и более   детьми в возрасте  до восемнадцати лет), получившие  свидетельства  о регистрации   ходатайства, имеют право  на  компенсацию  расходов на проезд  и провоз багажа   от места   регистрации  ходатайства   к месту временного переселения   на территории Российской  Федерации  ;

4) проживание  в центре  временного  размещения  вынужденных   переселенцев, получение  питания   по  установленным нормам и  пользование  коммунальными  услугами ;

5) медицинскую  и лекарственную  помощь в государственных и  муниципальных учреждениях здравоохранения.

  Обязанности  вынужденного  переселенца  аналогичны обязанностям  беженцев. Лицу, признанному вынужденным переселенцем,  присваивается статус  вынужденного переселенца сроком на пять лет и выдается удостоверение,  действительное на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ