Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации». Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства…………...4-9
Законодательные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………...10-14
Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…...15-21
Правовой статус беженцев……………………………………………22-25
Правой статус вынужденных переселенцев…………………………26-32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

Кроме этого Закона положение  иностранцев определяется в следующих актах:

-  пункте 3 ст. 57 Закона  РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об  образовании» Обучение, подготовка  и повышение квалификации иностранных  граждан в образовательных учреждениях  Российской Федерации, равно как  и граждан Российской Федерации  в иностранных образовательных  учреждениях, осуществляются по  прямым договорам, заключаемым  образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а  также физическими лицами в  соответствии с международными  договорами Российской Федерации.

   Резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН 40/144 13 декабря 1985 г. утверждена Декларация о  правах человека в отношении  лиц, не являющихся гражданами  страны, в которой они проживают.  Согласно Резолюции термин «иностранец»  означает любое лицо, не являющееся  гражданином государства, в котором  оно находится. Каждое государство  должно опубликовывать свое национальное  законодательство или правила,  касающиеся иностранцев. Иностранцы  обязаны соблюдать законы государства,  в котором они проживают или  находятся, и с уважением относиться  к обычаям и традициям народа  этого государства. Они пользуются  в соответствии с внутренним  законодательством и с учетом  соответствующих международных  обязательств государств, в которых  находятся, в частности, следующими правами:

а) на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе  как на таких основаниях и в  соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

б) на защиту от произвольного  или незаконного вмешательства  в личную и семейную жизнь и  в отношении жилища или переписки;

в) на равенство перед  судами, трибуналами и всеми другими  органами и учреждениями, отправляющими  правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах;

г) на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

д) на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с  учетом лишь таких ограничений, которые  предусмотрены законом и которые  необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или  нравственности населения или основных прав и свобод других;

е) на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;

ж) на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств  за границу с учетом внутренних валютных правил. В национальных законах для  иностранцев могут быть установлены  ограничения, которые необходимы в  демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения  или прав и свобод. Они должны быть совместимы с правами, признанными  в соответствующих международных  документах.                               Несмотря на ограничения, установленные в государстве в целях его безопасности, иностранцы пользуются следующими правами:

а) покидать страну;

б) на свободное выражение своего мнения;

в) на мирные собрания;

г) владеть имуществом как  единолично, так и совместно с  другими с учетом внутреннего законодательства;

д) на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в границах государства.

      С учетом  национального законодательства  и наличия надлежащего разрешения  супруге и несовершеннолетним  или находящимся на иждивении  детям иностранца, на законном основании проживающего на территории государства, разрешается сопровождать иностранца, приехать к нему и оставаться с ним. Ни один иностранец не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию, и, в частности, ни один иностранец не должен без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Иностранец, на законном основании находящийся на территории государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом. Если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, он имеет право:

- на представление доводов против своей высылки;

- на пересмотр своего  дела компетентной властью или  лицом (лицами), специально назначенными компетентной властью;

- быть представленным для этой цели перед властью.

   Запрещается индивидуальная  или коллективная высылка иностранцев  на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического  происхождения. Иностранцы, проживающие  на законном основании на территории  государства, пользуются также,  в соответствии с национальными  законами, следующими правами при  условии выполнения своих обязанностей:

а) правом на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. В частности женщинам должны гарантироваться  условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд;

б) правом вступать в профессиональные союзы и другие организации или  ассоциации по своему выбору и участвовать  в их деятельности. Пользование указанным  правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для защиты прав и свобод других людей;

в) правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы  государства чрезмерного бремени. Для защиты прав иностранцев, занимающихся законной оплачиваемой деятельностью  в стране, в которой они находятся, их права могут быть определены соответствующими правительствами в многосторонних или двухсторонних конвенциях (Европейская  конвенция о правовом статусе  трудящихся-мигрантов (24 ноября 1977 г.)). Ни один иностранец не может быть произвольно  лишен имущества, приобретенного им законным образом. Любому иностранцу должна быть предоставлена свобода в  любое время связаться с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого он является. При отсутствии таковых  он может связаться с консульством или дипломатическим представительством любого другого государства, которому поручено защищать интересы государства, гражданином которого он является, в государстве, в котором он проживает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность иностранных граждан и лиц  без гражданства

  Иностранный гражданин,  виновный в нарушении законодательства  Российской Федерации, привлекается  к ответственности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. При этом иностранный  гражданин, незаконно находящийся  в Российской Федерации, подлежит учету,фотографировани и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк.

  В соответствии со  ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным  гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания  в Российской Федерации, выразившееся  в несоблюдении установленного  порядка регистрации либо передвижения  или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из  Российской Федерации по истечении  определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил  транзитного проезда через территорию  Российской Федерации, влечет  наложение административного штрафа  в  размере от двух тысяч  до пяти тысяч рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации или без такового .  Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации Выдворение из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не является односложным актом. Оно может осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории иностранного гражданина. При классификации иностранных граждан и лиц 4без гражданства в нашей стране следует учитывать срок пребывания в Российской Федерации (постоянно или временно пребывающие иностранные граждане или лица без гражданства), цель пребывания (туристическая поездка, приглашения родственников или знакомых и т.п.), деликтоспособность (подлежащие ответственности на общих основаниях с гражданами России и пользующиеся дипломатическим иммунитетом) и другие обстоятельства.

  Так, решение о выдворении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, прибывших в  нашу страну в качестве туристов  или по частным делам и уклоняющихся  от выезда из Российской Федерации  по истечении определенного им  срока пребывания, принимает МВД,  УВД, ГУВД субъектов Российской  Федерации по согласованию с  органами Федеральной службы  безопасности и при необходимости с МИД России.

 Законодательным основанием  выдворения являются ведомственные  нормативные акты МВД, ФСБ России  и других государственных органов,  чья деятельность непосредственно  связана с обеспечением правил  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства в нашей стране. Письменные ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства перед МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации возбуждают министерства, ведомства, образовательные учреждения и иные организации, осуществляющие прием указанных лиц, незамедлительно при наличии к тому оснований. В случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыл в частном порядке или не установлена принимавшая его организация, материалы на выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства оформляются органами внутренних дел по согласованию с органами Федеральной службы безопасности.

     Несколько  иной порядок выдворения иностранных  граждан и лиц без гражданства,  постоянно проживающих в нашей  стране. Для их выдворения МВД,  УВД, ГУВД субъекта Российской  Федерации подготавливает архивное  дело иностранного гражданина  и лица без гражданства, к  которому приобщаются паспорт  (взамен выдается справка), справки  с места жительства и работы, постановление о выдворении (два  экземпляра), утвержденное руководством  МВД, УВД, ГУВД субъекта Российской  Федерации, в котором излагаются  основания выдворения. Эти материалы  направляются в МВД России, которое, согласовав вопрос о выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства с органами ФСБ и МИД России, выносит соответствующее заключение. По получении из МВД России указания о выдворении МВД, УВД, ГУВД объявляет лицу о принятом решении, оформляет выездную визу и сообщает о сроке выезда. При вручении визы лицо предупреждается под расписку о том, что в случае невыезда в указанный срок оно будет выдворено в принудительном порядке. Порядок выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию по служебным, частным и иным делам, немного проще. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации, согласовав с органами ФСБ материалы, при отсутствии возражений с их стороны принимают решение, которое оформляется путем утверждения руководством МВД, УВД, ГУВД соответствующего заключения. О принятом решении иностранным гражданам или лицу без гражданства, находящимся в России по частным делам, объявляется на личном приеме. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим по иным делам, сообщается решение о выдворении, паспорта и въездные визы вручаются в присутствии представителя принимающей организации в течение 24 часов после вынесения заключения. Иностранные граждане и лица без гражданства предупреждаются под расписку о том, что в случае невыезда в указанный в визе срок они выдворяются в принудительном порядке. Выдворению из Российской Федерации в принудительном порядке подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, которым сокращен срок пребывания в нашей стране за нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан, и злостно уклоняющиеся от выезда в указанный им срок. Выдворение под конвоем (в принудительном порядке) осуществляется в настоящее время только с санкции прокурора.  Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся в соответствии с законодательством России и международными договорами Российской Федерации привилегиями и иммунитетами.Основанием для административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной границы РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о привлечении к административной ответственности. Анализ российского законодательства и административно-юрисдикционной практики свидетельствует, что выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства может выступать как мера административного предупреждения, как мера административного пресечения и как мера административного взыскания. В качестве административно-принудительной меры выдворение выступает, когда, например, выясняется, что иностранный гражданин или лицо без гражданства является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступление тяжких нежелательных последствий. Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без гражданства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обеспечения государственной безопасности или правопорядку.  В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение продолжительного времени систематическое нарушение общественного порядка. Например, когда он по истечении срока пребывания не убывает в свою страну, когда нарушает порядок передвижения и т.д. При таких ситуациях важно приостановить, пресечь антиобщественную деятельность иностранного гражданина и лица без гражданства. Эту роль и выполняют специальные меры административно-правового пресечения. Меры административного пресечения применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы РФ отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы Федеральной пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу России. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России из пунктов пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором России с соответствующим государством. Санкции за совершение административных правонарушений реализуются посредством применения административных взысканий. Их исполнение обеспечивается мерами властно-принудительного характера. По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной из наиболее серьезных мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности. В связи с этим особое значение приобретают вопросы соблюдения законности при осуществлении выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 13 указывает, что иностранный гражданин может быть выслан за пределы государства пребывания на основании решения, вынесенного в соответствии с законом. Это требование Пакта, вносит некоторые ограничения свободы усмотрения государства при высылке иностранных граждан. Именно эти ограничения, содержащиеся в международно-правовых актах, предусматривают установление системы гарантий, соблюдение законности при принятии решений о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства и их исполнении. Российское законодательство в этом плане полностью соответствует международно-правовым актам. Вопросы уголовной ответственности иностранных граждан регулируются статьей 11 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 

          Лицо, совершившее преступление  на территории Российской Федерации,  подлежит уголовной ответственности  по Уголовному Кодексу Российской  Федерации. Вопрос об уголовной  ответственности дипломатических  представителей иностранных государств  и иных граждан, которые пользуются  иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по Уголовному Кодексу РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской 5Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

     В соответствии  с п. 1 ст. 2 Федерального закона  РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»  используется понятие «депортация». Депортация признается принудительная  высылка иностранного гражданина  из Российской Федерации в  случае утраты или прекращения  законных оснований для его  дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация  применяется, если иностранный  гражданин или лицо без гражданства  не выехало за пределы Российской  Федерации по истечении определенного  срока (3 или 15 дней):

- если срок проживания  или временного пребывания иностранного  гражданина в Российской Федерации  сокращен в связи с тем, что  изменились условия или перестали  существовать обстоятельства, на  основании которых был разрешен  въезд в Российскую Федерацию  (3 дня);

- если разрешение на  временное проживание или вид  на жительство, выданные иностранному гражданину, (15 дней). Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что депортации подвергаются иностранные граждане или лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации, а также лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ. Следовательно, возникает вопрос о целесообразности использования двух различных понятий для обозначения единой процедуры - принудительной высылки иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. На наш взгляд, одним из путей преодоления существующего терминологического несоответствия является отказ от использования в законодательстве понятия «депортация» как определения законной меры физического воздействия государства на правонарушителей - иностранных граждан и лиц без гражданства, а также понятия «административное выдворение», определяющего законодательно закрепленную меру административного наказание. В качестве наименования указанной меры административного наказания следует использовать закрепленное Конституцией Российской Федерации понятие «высылка», а понятие «депортация» использовать для обозначения процедуры принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации. В этом случае понятие «депортация» как мера административного принуждения приобретет окончательный, завершенный смысл обозначения процедуры принудительной «высылки», понимаемой в широком смысле в качестве синонима традиционно используемого термина «выдворение»

Информация о работе Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ