Основные способы построения естественнонаучных теорий. Роль научного познания и учёного в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:00, реферат

Описание работы

Теория — это высшая форма познания. Естественно-научные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством — возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание и структура естественнонаучной теории 4
2. Основные способы построения естественнонаучных теорий 10
3. Роль научного познания и учёного в современном мире 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

КСЕ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Основные способы построения естественнонаучных теорий

 

Можно выделить два основных способа построения естественнонаучной теории:

1. Способ, связанный с предварительным построением модели из чувственно-наглядных элементов с последующим построением знаковой модели. Для реализации этого способа необходимо иметь банк экспериментальных данных, на основании которых строится математическая модель.

2. Способ, основанный на первоначальном построении знаковой модели с последующим нахождением ее физического смысла или практического применения. 10

Структура построения любой естественнонаучной теории определяется двумя основными факторами:

выбором тех или иных основных посылок;

типом логического вывода.

Если начальные положения неверны, то теория обречена на неудачу. Так, например, ошибались создатели космогонических теорий, беря за начало отсчета центр мира — Землю или Солнце. Результаты исследований должны быть завершены логическими выводами.

Процесс создания единой картины мира, интегрирующей данные различных наук, далеко не закончен. В настоящее время в сфере знания функционируют частные картины мира: физика, химия, биология и т. д., причем наиболее разработана картина мира, описывающая физическую реальность. Анализ категорий пространства и времени, с точки зрения их вхождения в различные естественнонаучные теории, даст возможность нащупать наиболее общие черты будущей естественнонаучной картины мира. Подходя к процессу познания как к единой картине знаний, нужно научиться представлять знания как систему, логически связывать общие и специфические закономерности и положения.11

 

3. Роль научного познания и учёного в современном мире

 

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.12

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности .13

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.14

 

Заключение

 

Большую роль в научном познании играет научный метод. Чтобы понять, что такое научный метод, рассмотрим сначала, что такое метод вообще. В широком смысле метод — это способ организации средств  теоретической и практической деятельности. Любое разумное действие подчиняется определенным регулятивным принципам, от выбора которых существенно зависит результат деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами ее организации. Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология — это наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности. Методология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности.

Научное познание — это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод — это способ организации средств познания для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. По словам одного из основоположников методологии естествознания Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику. Объясняя значение научного метода, Бэкон любил приводить еще один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.

Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики. Метод объединяет теорию и практику, поскольку аккумулирует обобщенный практикой исторический опыт познания мира.

 

Список литературы

 

  1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студ. вузов / Т. Я. Дубнищева. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 608 с.
  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания .Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 622 с.
  3. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
  4. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. 5-е. изд. —Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 480 с.

1 Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. 5-е. изд. —Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 480 с.

2 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

3 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студ. вузов / Т. Я. Дубнищева. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 608 с.

4 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

5 Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. 5-е. изд. —Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 480 с.

6 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания .Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 622 с.

7 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

8 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания .Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 622 с.

9 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студ. вузов / Т. Я. Дубнищева. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 608 с.

10 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

11 Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие для студ. вузов / Т. Я. Дубнищева. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 608 с.

12 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

13 Найдыш В.М. Концепции современного естествознания .Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 622 с.

14 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

 


Информация о работе Основные способы построения естественнонаучных теорий. Роль научного познания и учёного в современном мире