Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:03, реферат
Как подчеркивал Гегель, не только результат  исследования, но и путь, ведущий  к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.  
 
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Основные методы научного познания
 
Как подчеркивал Гегель, не только результат 
исследования, но и путь, ведущий 
к нему, должен быть истинным. Метод - 
это совокупность правил поведения и требований 
к деятельности, сформулированных на основе 
знаний о свойствах объективной реальности. 
Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий 
путнику дорогу в темноте.  
 
Существуют различные типы классификации 
методов, в совокупности образующих методологию, 
которая понимается и как система принципов 
и способов организации и построения теоретической 
и практической деятельности, и как учение 
об этой системе.  
 
Остановимся лишь на одном, но важном, 
разделении всех методов на две большие 
группы - на методы эмпирические и теоретические. 
Эмпирические методы не вытекают из сущности 
объекта, а поэтому содержат в себе много 
субъективных моментов. Но они таковы 
только в том случае, если не входят как 
необходимый момент в сферу действия системы 
методов теоретических, которые построены 
на единстве предмета и метода. Поскольку 
теоретические методы выступают способом 
организации субъектом своей деятельности 
в соответствии с сущностью предмета, 
то эмпирические методы, вовлеченные в 
сферу действия теории, получают внутри 
нее направленность и объективность.  
 
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - 
это метод направленного отражения характеристик 
предмета, позволяющий составить определенное 
представление о наблюдаемом явлении. 
В блок процедур наблюдения входят описание, 
измерение, сравнение.  
 
Эксперимент - 
это более эффективный метод, отличающийся 
от наблюдения тем, что исследователь 
с помощью эксперимента активно воздействует 
на предмет путем создания искусственных 
условий, необходимых для выявления ранее 
неизвестных свойств предмета.  
 
Метод моделирования основан на создании 
модели, которая является заместителем 
реального объекта в силу определенного 
сходства с ним. Главная функция моделирования, 
если брать его в самом широком понимании, 
состоит в материализации, опредмечивании 
идеального. Построение и исследование 
модели равнозначно исследованию и построению 
моделируемого объекта, с той лишь разницей, 
что второе совершается материально, а 
первое - идеально, не затрагивая самого 
моделируемого объекта. Из этого вытекает 
вторая важная функция модели в научном 
познании - модель выступает программой 
действия по предстоящему построению, 
сооружению моделируемого объекта.  
 
Анализ 
и синтез. Эмпирический анализ - это 
просто разложение целого на его составные, 
более простые элементарные части. Синтез 
- это, наоборот, - соединение компонентов 
сложного явления. Теоретический анализ 
предусматривает выделение в объекте 
основного и существенного, незаметного 
эмпирическому зрению. Аналитический 
метод при этом включает в себя результаты 
абстрагирования, упрощения, формализации. 
Теоретический синтез - это расширяющее 
знание, конструирующее нечто новое, выходящее 
за рамки имеющейся основы.  
 
Индукция 
и дедукция. Индукция может быть определена 
как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. 
Дедукция - это метод перехода от знания 
общих закономерностей к частному их проявлению. 
Теоретическая индукция и основанная 
на ней дедукция отличаются от эмпирических 
индукции и дедукции тем, что они основаны 
не на поисках абстрактно-общего, одинакового 
в разных предметах и фактах ("Все лебеди 
- белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, 
на поисках закона существования и развития 
исследуемой системы. 
Исторический 
и логический методы основаны на диалектике, 
т. е. взаимопревращении, исторического 
и логического: изучая историю, мы познаем 
ее объективную логику, изучая же предмет 
логически, мы реконструируем его историю. 
Историзм может быть абстрактным и конкретным. 
Абстрактный историзм - это эмпирический 
метод хронологического описания событий 
без глубокого понимания их сути.  
 
Интегрирующим научным 
методом, включающим в себя все предыдущие 
методы как моменты, является метод восхождения 
от абстрактного к конкретному. Это теоретический 
системный метод, состоящий в таком движении 
мысли, которое ведет исследователя ко 
все более полному, всестороннему воспроизведению 
предмета. В процессе такого движения 
теоретической мысли можно выделить три 
этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, 
чувственно-конкретно данного предмета, 
2) этап восхождения от чувственно-конкретного 
к исходной абстракции, к познанию сущности 
предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" 
в процессе абстрагирования предмету 
на основе знания его собственной сущности, 
т. е. этап восхождения от исходной абстракции 
к целостному теоретически-конкретному 
понятию предмета; это путь к конкретному, 
сущностному научному мышлению, способному 
опредметиться в практике.  
Для образного восприятия 
всего сказанного о содержании теории 
познания приведем специальную таблицу, 
координирующую принципы, формы и методы 
научного познания (см. табл. 1).  
 
Таблица 1
| Основные принципы познания | Основные формы познания | Основные методы познания | 
| Принцип единства объективного и субъективного (принцип деятельностного отражения) | Чувственная и рациональная Формальная и содержательная | Наблюдение Эксперимент Моделирование Анализ и синтез | 
| Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) | Эмпирическая и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) | Индукция и дедукция Исторический и логический методы | 
| Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) | Истина | Метод восхождения от абстрактного к конкретному | 
 
 
Как можно видеть, каждый 
столбец начинается с наиболее простого 
элемента, и чем ниже опускаем мы 
свой взгляд, тем с более и более 
сложными, конкретными принципами, 
формами и методами имеем дело. 
Однако каждый предыдущий элемент при 
этом не исчезает, а остается в последующем 
элементе в подчиненном и