Основные понятия и значение генетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Действительно, за неполных 100 лет после вторичного открытия законов Г. Менделя генетика прошла триумфальный путь от натурфилософского понимания законов наследственности и изменчивости через экспериментальное накопление фактов формальной генетики к молекулярно-биологическому пониманию сущности гена, его структуры и функции. На данный момент генетика является едва ли не основной наукой, среди принадлежащих к ряду естественного знания, которая имеет огромнейший потенциал и очень весомую значимость для общества. Отрадно, что развитие ее идет поступательно и не малыми темпами. Именно поэтому я счел нужным уделить именно этой науке.

Файлы: 1 файл

курсовая по генетике.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Стержень концепции Эфроимсона состоит в убеждении, что потенциальные  и состоявшиеся таланты и гении  имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего "допинга", резко повышающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: 1) гиперурикемия или повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; 2) высокое содержание андрогенов у женщин с синдромом Морриса; 3) повышенный уровень катехоламинов при синдроме Марфана; 4) циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза. Ученый призывает исследовать, как в разных ситуациях гены, стимулирующие творческую активность, зависимые от генотипа гормональные допинги определяли судьбу личностей в истории.

Исследуя феномен А. С. Пушкина, Эфроимсон изучил его генеалогическое  древо до пятого колена, предрасположенности, характеры и наклонности всех его предков по материнской и отцовской линиям. По его наблюдениям, одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выраженой циклотимии (склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения), унаследованной им от своих родителей - кровных родственников (предки отца и матери поэта в пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта, как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная память, широкий кругозор, гибкость ума. Психиатры охарактеризовали такой тип как акцентуированную личность. В молодости повеса, донжуан, дуэлянт, он с возрастом стал более управлять своими страстями и направлять их в творческое русло. По воле случая поэт оказался наследником еще одного фактора психической стимуляции умственной активности. Известно, что его ближайшие родственники страдали подагрой, был склонен к ней и сам поэт. Заболевание это связано с увеличением в крови мочевой кислоты, по своим свойствами действию похожей на кофеин, большие дозы которого вызывают гипертимическую стимуляцию умственной активности1. Как правило, обострение этой болезни происходит в осенний период. Эти факторы, соединившись в геноме Пушкина в их пограничном выражении, оказались стимуляторами его творческой деятельности, которые, воздействуя на необыкновенную природную одаренность поэта, дали человечеству гения с ярко выраженной цикличность в творчестве, максимум которой приходился в большинстве случаев на осенний период.

Другой пример - творчество Ганса Христиана Андерсена. Исследователи, изучавшие его жизнь и творчество, отмечают, что у него налицо все признаки синдрома Марфана, особой формы диспропорционального гигантизма, - связанного с пороками развития мезодермы и экзодермы зародышевого листка эмбриона. Сегодня ген сндрома Марфана локализован, он находится в длинном плече хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий - высокий рост при относительно коротком туловище, непропорционально длинные конечности, арахдодактилия (чрезмерно длинные ("паучьи") пальцы), вывих хрусталика, большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, недоразвитость жировой ткани, воронкообразную форму груди, что может сопровождаться пороком сердца и аневризмой аорты. Такие люди характеризуются психической неустойчивостью, биохимическими нарушениямии, связанными с выбросом в кровь больших количеств адреналина. Чаше всего такие люди - психически ненормальны. Но в редчайших случаях, при определенном сочетании с другими генами, люди с синдромом Марфана показывают очень высокий интеллект. Явные признаки синдрома Марфана были налицо у таких выдающихся личностей, как Николо Паганини, Авраам Линкольн, Шарль де Голль, К. Чуковский. Л. Ландау, почти доказано, что синдром Марфана был В. Кюхельбекера.

В длинном ряду исследований была отмечена исключительная деловитость, физическая и умственная энергия женщин с тестикулярной феминизацией (синдромом Морриса) - наследственной нечувствительностью периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников. Она является результатом дефекта гена, кодирующего клеточный рецептор мужского полового гормона тестостерона. Все клетки такого эмбриона обладают половыми хромосомами X и Y. Такой хромосомный набор определяет наряду с наличием женских гормонов повышенное содержание в крови мужского полового гормона тестостерона. Однако поскольку клеточные рецепторы для тестостерона отсутствуют, он не воспринимается клетками, на которые действуют поэтому только женские гормоны, заставляющие зародыш развиваться, если можно так сказать, в женскую сторону.

В конечном итоге на свет появляется псевдогермафродит, который обладает мужским половым набором хромосом, однако выглядит как девочка. В ее теле во время эмбриогенеза успевают сформироваться семенники, но они не опускаются в мошонку (из-за ее отсутствия) и остаются в брюшной полости, что нередко приводит впоследствии к паховым грыжам. Матка и яичники полностью отсутствуют, что неизбежно приводит к полному бесплодию, хотя не исключает более-менее нормальной половой жизни. Следовательно, синдром Морриса не может рассматриваться как врожденное, передающееся по наследству нарушение. С вероятностью около 1:65 000 он возникает в каждом новом поколении в результате случайных генетических нарушений.

Псевдогермафродитизм должен был бы порождать тягчайшие психические травмы, но эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны. Например, по физической силе, быстроте, ловкости они настолько превосходят физиологически нормальных девушек и женщин, что девушки и женщины с синдромом Морриса (легко определяемые по отсутствию полового хроматина в мазках слизистой рта) подлежат исключению из спортивных женских состязаний.

При редкости синдрома он обнаруживается почти у 1% выдающихся спортсменок, т. е. в 600 раз чаще, чем можно было бы ожидать, если бы он не стимулировал исключительное физическое и психическое развитие.

Гигантизм при синдроме Марфана  бросается в глаза и прослеживается в потомстве, тогда как тестикулярная феминизация очень интимна и больные ею потомства не оставляют.  Тем удивительнее, что все же в истории есть одна необычайно много совершившая девушка-героиня с этим синдромом.

Жанна д'Арк  (1412 - 1432) была высокого роста, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо тоже было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, очень охотно носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет нам по совокупности других особенностей через пять с половиной веков уверенно ставить Жанне д'Арк  диагноз тестикулярной феминизации - синдрома Морриса.. И основная загадка этой величайшей героини, величайшей гордости Франции, круто изменившей ход истории, сохранившей человечеству одну из сильнейших наций, разрешается естественно - научным методом генетического анализа.

 

Если "средний" человек со средними способностями характеризуется  некой "генетической гармонией" - нормой, то гений - это отклонение от нормы. Но отклонение перерастает в гениальность лишь при условии тесного взаимодействия генетической и социальной программ человека2.

Гениальность сродни природному дару предвидения. Все гениальные люди имеют высокий уровень интуитивного мышления. Но интуиция, озарения посещают человека, который, вникая в проблему, пытается идти нетрадиционным путем, взглянуть на явление с другой стороны. И примером этому научные озарения. Которые, как правило, приводили к сменам научных парадигм. Ньютон, Больцман, Планк, Эйнштейн - все это люди, которые обладали мощным интеллектом и интуицией. А. Эйнштейн в одной из статей написал: "Творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом".

 

 

                                              8.2.2. Значение генетики  для общества

 Гигантский потенциал гениальности

 

Частота зарождения потенциальных  гениев оценивается В.П. Эфроимсоном  как 1:2000–1:10 000, и она должна быть более-менее одинаковой у всех народностей. Статистически это не такая уж и маленькая цифра. Из нее следует, что, как минимум, в каждой второй школе страны должен учиться потенциальный гений. Хуже дело обстоит со статистикой гениев, сумевших реализовать себя в истории. Частота таких случаев падает уже до 1:1 000 000. Противопоставление этих цифр указывает на гигантский потенциал человеческих ресурсов, который, как правило, на 95% и более остается нереализованным.

Попытки совершенно сознательно  воспользоваться потенциалом человеческой гениальности в истории были. Так, например, Карл Великий специально рассылал гонцов во все концы своей обширной империи, включавшей в 800 г. Францию, Бельгию, Голландию, почти половину Германии, Австрию, север Италии и Испании, для того чтобы те выискивали одаренных от природы мальчиков и отсылали их для обучения в школы. Такая практика через некоторое время привела к так называемому каролингскому возрождению.

Практичные американцы поставили на поток производство не только автомобилей, но и человеческих талантов. Ежегодно в результате специальных тестов, ориентированных на выявление не объема знаний, а уровня мышления и сообразительности, в США отбираются 35 тыс. одаренных старшеклассников (всего около 3% от общего числа учащихся), которым в дальнейшем оказывается государственная поддержка для получения высшего образования. Более того, денежные субсидии получают и те колледжи, которые эти молодые люди избирают для дальнейшего обучения. В рамки этой политики «выращивания» талантов и гениев вписывается и программа «откачки мозгов» из стран, отстающих в экономическом отношении от ведущих держав Запада.

Для повышения доли талантливых  детей, сумевших реализоваться, в нашей  стране надо не так уж и много. По мнению В.П. Эфроимсона, «достаточно  предоставить детворе и юношеству хорошие, равные, соответствующие возрасту условия, и задача резкого повышения частоты развивающихся гениев, тем более выдающихся талантов, да и талантов вообще, будет решена». Необходимо также целенаправленно выявлять людей с синдромами Марфана и Морриса и предоставлять им условия для проявления своих способностей.

С точки зрения синергетики, человек представляет собой целостную  самоорганизующуюся  систему. Его  совершенствование и усложнение функций происходит под воздействием биологических и социальных факторов. Морфологическая, психическая и социальная эволюция человека протекали одновременно, но на разных этапах развития преимущество получал какой-то один тип: в ранний период преимущество было за морфологическими изменениями, в более поздний - психическими и социальными.

Развитие головного  мозга, инструментальной деятельности, речевого аппарата, абстрактного мышления, социализация индивида происходили синхронно в процессе коллективной трудовой деятельности, общения с другими индивидами и культурно-исторического развития.

 

 

          Таким образом, крайне необходимо  разработать специализированную  программу по поддержке детей  с яркими выделяющимися способностями  и особенностями,  детей талантливых  в той или степени и области.  Также власти просто обязаны в виду будущего нашей страны и общества создать благоприятные условия  для проживания и обучения гениальных детей,  в  максимально возможной степени окружать их своим теплом и постепенно направлять их на путь служения государству и обществу в научной, художественной, а также иных сферах жизнедеятельности человечества.  Безусловно, данные решения, проекты должны реализовываться в тесной совокупности, взаимонаправленно с общими реформами практической и, прежде всего, научной медицины, в  том числе научно-исследовательской  деятельности в фармакологической промышленности. Должны быть произведены поэтапное улучшение социальных условий жизнедеятельности, улучшение условий труда (в том числе – модернизация рабочих мест: оборудование, принадлежности и т.д.). Если в общем плане резюмировать все выше сказанное, то подчеркнем, что государством для работников практической медицины, фармакологов, работников научного состава, должны быть созданы такие  условия, чтобы люди стремились попасть в эту сферу деятельности, испытывали гордость, за свое место, которое они занимают в общей иерархической лестнице и пирамиде профессий, должностей, специальностей. Необходимо стимулировать с помощью ряда мероприятий то восприятие людьми свой профессии, когда человек видит в своем рабочем месте только одну положительную сторону,  по  возможности (имея ввиду врачей) получает перед, и во время рабочего процесса, исключительно позитивный настрой    и энтузиазм на весь рабочий день.

 

 

 

 

 

 

        Что касается генетики, то для  государства было бы выгодно направить средства на развитие научной исследовательской  и прикладной деятельности. Источником данных средств могут быть, как и в случае с социальной программой, отчисления из Стабилизационного фонда, средства, выделяемые специальной строкой в государственном бюджете на развитие науки, объем которых должен быть увеличен. Часть средств в рамках специализированной программы должна быть направлена на исследования генетической сущности гениев, на выявление Гена гениальности. Как известно, люди, рождающиеся с гениальными способностями в большинстве больны, а жизнь индивидуумов с «сверхвозможностями», как правило, коротка. Соответственно, необходимо разработать и полномасштабно внедрить универсальную программу по выявлению гениев и «сверхгениев», по их общественной  реабилитации, поддержке их физического и психического здоровья.

Необходимо найти  научные основы и возможности  моделирования Гена гениальности с  тем, чтобы опытным практическим исследовательским  методом попытаться найти путь к увеличению процентного соотношения рождаемости людей с гениальными способностями относительно общего числа новорожденных.

 

 

    Что касается  медицины и общественного здравоохранения,  то генетика и  проблемы, связанные  с предметом и объектами генетики  также играют чрезвычайно весомую роль. Как известно, в наше время, к сожалению, по различным причинам, прежде всего ухудшающейся среды существования человека, ввиду нарастания производственных мощностей и параллельного с ним роста объемов загрязнения окружающей среды; зачастую неверного питания и образа жизни; низкой духовной культуры и т.д. и т.п. прогрессирует  рост общего объема заболеваний, в том числе их сущностный и видовой ряд. Множество  поражений организма различной степени тяжести и проявлений передается человеку генетически от родителей и предков и мутированных генов. В этом направлении важной задачей генетики является разработка, с помощью государственной поддержки, программы по исследованию и практической реализации методов по воздействию на геном человека с целью оптимизировать законы и механизмы наследственности. Это, прежде всего касается, информационной политики, разработка диагностического комплекса выявления предрасположенности к   отрицательному влиянию  генной информации родителей на организм потенциального плода, а также разработка и реализация мероприятий по изменению генетического кода в положительную сторону. И,  по возможности, диагностика подобная должна проводиться задолго до зачатия плода и в первую неделю его созревания.

Информация о работе Основные понятия и значение генетики