Основные этапы исторического развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные исторические этапы в развитии естествознания.

Содержание работы

Введение
1. Первый (ионийский) этап развития натурфилософии. Учение о первоначалах мира
2. Второй (афинский) этап развития натурфилософии. Возникновение атомистики. Учение Аристотеля.
3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики.
4. Естествознание эпохи средневековья
5. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
6. Естествознание Нового времени. «Научная революция»
7. Научные революции в истории общества. Сущность и механизм естественнонаучной революции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ксе.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Объём знаний, унаследованный от древности  и средневековья, был невелик. «Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознания заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов, - пишет Ф. Энгельс и дальше, останавливаясь на биологических науках, продолжает, -… в области биологии занимались главным образом ещё накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического и собственно физиологического».

В XVI-XVIII  вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. В конце XVI начале XVII в. в Италии возникает несколько учёных ассоциаций, именовавшихся академиями, например знаменитая флорентийская Акодемия дель Чименто. Вскоре и в других станах Европы наряду с ростом числа университетов, которые в рассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции, организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. Так, в 1660 г. организуется и в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество – Английская Академия наук, в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в.1739 г. – Стокгольмская и т. д.

Во  Франции XVII-X VII вв. в «академии» превращается ряд научных обществ и кружков, существовавших в провинции. В конце VI в. в Дании открывается знаменитая обсерватория Тихо Браге. Постепенно возникают обсерватории почти во  всех странах Европы.

В VI-XVII вв. открываются многочисленные ботанические сады, перд которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладывается знаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нём были созданы зоологический сад и естественно-исторические музеи.

Начинают  выходить труды многочисленных академий. Издаётся всё возрастающее количество естественнонаучных сочинений на самые различные темы. Академии разных стран объявляют конкурсы на премии, что также способствует разработке определённых научных вопросов.

Создаётся или расширяется ряд крупных государственных библиотек. Существовавшая ещё в XIV в. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на её основе возникает знаменитая «национальная библиотека».

Развитию  биологических наук в то время  способствовали, во-первых, использование изобретённых в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и др.), во-вторых многочисленные путешествия. За великими географическими открытиямиXV – начала XVI в., связанными с именами Колумба, Васко да Гма, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки  вначале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная  экспедиция» (1768-1777). Участники русских экспедиций И.Г. Гмелин, Г.В.Стеллер, В.Ф.Зуев, И.И. Лепёхин и другие сильно увеличили объём не только географических, но и биологических знаний.

Одновременно  с бурным накоплением нового фактического материала идёт разработка новых принципов познания. Одним из основоположников нового экспериментального естествознания стал Леонардо да Винчи. Он утверждал, что знания, не рождённые опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природа на нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основу научного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы, ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчи плодотворно работал во многих областях естествознания, в том числе в области анатомии и ботаники. Итальянский естествоиспытатель и философ материалист Б. Телезио, руководитель известного  в ту эпоху неаполитанского научного общества, ратовал за опытное изучение природы и её закономерностей, вёл борьбу со схоластикой. Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания. Их взгляды оказали влияние на формирование материалистических принципов познания природы5.

6. Естествознание Нового времени. «Научная революция»

 

Основной  метод исследований Нового времени — научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюдений тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все наблюдения и измерения направлены на ее подтверждение или опровержение.

Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и у него не было соответствующих технических возможностей и условий. Не разработана была также логическая структура экспериментального метода. Эксперименту Леонардо да Винчи недоставало строгости определений и точности измерений, но можно только восхищаться универсальностью ума этого человека, которой восторгались его современники и которая поражает сегодня нас. С методологической точки зрения Леонардо можно считать предшественником Галилея. Помимо опыта он придавал исключительное значение математике. «Лучше маленькая точность, чем большая ложь», — утверждал он6.

Начало  экспериментальному методу Нового времени  положило изобретение двух важнейших инструментов: сложного микроскопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении нескольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изобрел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу — голландский оптик Франц Липперстей.

С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четыре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солнце, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководителей католической церкви.

К середине XVII в. выдающийся астроном Гевелий изготовил первую карту Луны. Именно он впервые предложил принятые в настоящее время названия темных пятен Луны — океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших комет, что положило начало их систематическому исследованию.

В конце  века Тихо Браге усовершенствовал технику наблюдений и измерений астрономических явлений, достигнув предела возможностей использованного им оборудования. Он также ввел, как отмечалось выше,  в практику наблюдения планет во время их движения по небу.

В Новое  время, во многом благодаря экспериментальному методу, были объяснены многие довольно простые явления, над которыми человечество задумывалось в течение многих веков, а также были высказаны идеи, определившие научные поиски на века вперед.

Законы  функционирования линз удалось объяснить Кеплеру;

Проблему  «почему вода в насосах не поднимается  выше 10,36 м» - Торричелли сумел связать  с давлением атмосферы на дно колодца.

Правильные  объяснения приливов и отливов в морях и океанах, дали Кеплер (начало рассуждений) и Ньютон.

Причина цветов тел была установлена Ньютоном. Его теория цветов представляет собой одно из выдающихся достижений оптики, сохранившее значение до настоящего времени. Ньютон также начал разработку эмиссионной и волновой теорий света, современный фундамент которой создал Гюйгенс.

В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. В 1543—1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представлений о человеческом теле.

У. Гарвей (1578—1657) продвинул дело гораздо дальше, начав развитие биологических аспектов механистической философии. Он заложил основы экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему циркуляции крови в организме. Гарвей воспринимал сердце как насос, вены и артерии — как трубы. Кровь он рассматривал как движущуюся под давлением жидкость, а работу венозных клапанов уподоблял клапанам механическим. В спорах со своими коллегами Гарвей утверждал, что «никакого жизненного духа» (эфирного тела) ни в каких частях организма не обнаружено7.

 

 

7. Научные революции в истории общества. Сущность и механизм естественнонаучной революции

 

Развитие  естествознания не является монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природным миром. И если процесс простого приращивания знаний (а иногда и вымыслов) был  присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного процесса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Эти переломные этапы в научном познании получили наименование научных революций. В любой научной революции можно выделить более и менее длительный исторический период, в течение которого она происходит.

Периоды революций в науке, отмечал известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний».

Эти решающее этапы в развитие фундаментальных  наук можно разделить по результатом  и степени влияния на развитие науке в целом на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означает создание новых теорий в том или иной области науки, которые меняют представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывают решающего влияния на существующую научную картину мира, требуют коренного изменения способа научного мышления.

Глобальная  научная революция приводит к  формированию совершенного нового видения  мира, вызывает появление принципиально  новых представлений о его  структуре и функционировании, а  также влечет за собой новые способы, методы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук, превращая её в лидера науки8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основании проведенного в работе исследования, можно заключить следующее. Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н.э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Ассирия) именно в Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. Именно там возникли первые научные сообщества (Милетская школа, Платоновская академия, пифагорейцы). При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки. Это был доклассический этап в развитии естествознания (классическое естествознание начнется с ХVI–ХVII вв., когда будут заложены основы современной науки).

Самыми  древними науками можно считать  астрономию, геометрию и медицину, созданные жрецами Египта и Междуречья. Большие успехи в данных направлениях были достигнуты также в Древнем Китае и Древней Индии. Следует отметить определенные взаимосвязи, существовавшие между этими регионами Древнего Востока. Астрономия и медицина не представляли собой в те времена отдельных наук, а были прочно вплетены в ткань философско-религиозной мысли. Математика начала развиваться для нужд астрономии, но именно математика, по мнению ряда ученых, является единственной наукой, сформировавшейся в Древнем Мире.

Формирование  наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как  и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования»9.

Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие  способы, методы и приёмы познания, которые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но приобретают общекультурное значение, ныне рациональная естествонаучная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабушкин А. Н. Современные концепции естествознания : курс лекций / А. Н. Бабушкин. 4-е изд., стер. СПб. : Лань ; М. : Омега-Л, 2004. - 224 с.
  2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Горбачев. М. : ОНИКС 21 век : Мир и образование, 2003. - 592 с.
  3. Грушевицкая Т. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.
  4. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. 2-е изд. испр. и доп. Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2005. - 592 с.
  5. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. 7-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2006. -  608 с.
  6. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 317 с.
  7. Свиридов В. В. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. В. Свиридов. 2-изд. СПб. : Питер, 2005. - 349 с.
  8. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов / Г. И. Рузавин. М. : ЮНИТИ, 2005. - 287 с.

Информация о работе Основные этапы исторического развития естествознания