Основные этапы исторического развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные исторические этапы в развитии естествознания.

Содержание работы

Введение
1. Первый (ионийский) этап развития натурфилософии. Учение о первоначалах мира
2. Второй (афинский) этап развития натурфилософии. Возникновение атомистики. Учение Аристотеля.
3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики.
4. Естествознание эпохи средневековья
5. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
6. Естествознание Нового времени. «Научная революция»
7. Научные революции в истории общества. Сущность и механизм естественнонаучной революции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ксе.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

1.  Первый (ионийский) этап развития  натурфилософии. Учение о первоначалах  мира

2. Второй (афинский) этап развития натурфилософии. Возникновение атомистики. Учение  Аристотеля.

3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой  натурфилософии. Развитие математики и механики.

4. Естествознание  эпохи средневековья

5. Эпоха  Возрождения и революция в  идеологии и естествознании

6. Естествознание  Нового времени. «Научная революция»

7. Научные  революции в истории общества. Сущность и механизм естественнонаучной революции

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

7

 

11

13

15

19

 

21

23

25

 

 


 

 

Введение

 

Тема  моей работы «Основные этапы исторического развития естествознания». Естествознание – это совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое.

Первой  формой существования естествознания была натурфилософия (лат. natura-природа), т.е. философия природы.

Считалось, что философии отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она  была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь её составными частями.

Натурфилософское  понимание природы содержало  много вымышленного, фантастического. Чем же объясняется появление  и довольно длительное существование  натурфилософии? Естественнонаучного знания практически не существовало и попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным способом познания мира.

До  ХIХ столетия естествознание было слабо дифференцировано, еще в ХVIII в. в качестве самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия стремилась заменить отсутствующие науки.

Отрывочные  знания об объектах, явлениях природы, которые давало естествознание, натурфилософия истолковывала вымышленными, фантастическими причинами и связями. Придумывали какую-нибудь силу (например, «жизненную силу») или мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Пробелы в естествознании восполнялись только в воображении.

В ХIХ в. естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло свое значение.

Цель  работы: рассмотреть основные исторические этапы в развитии естествознания.

1. Первый (ионийский) этап развития натурфилософии.

Учение о первоначалах мира

 

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К этому времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.

Среди них выделялся Милет — главный  город Ионийской колонии в  Малой Азии, расположенный на побережье  Эгейского моря. Через него проходили важные торговые пути из Греции в Азию. Город этот являлся также крупным культурным и политическим центром, куда устремлялись видные философы, ученые, политические деятели того времени. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры.

По  мере роста производительных сил  древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось  и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как  всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу. Как уже отмечалось, в рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал ("стихий"). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544— 483 гг. до н. э.) предлагал, например, в качестве такого первоначала огонь. "Этот космос, — писал он, — единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим"

1. При  этом Гераклит считал, что "все  обменивается на огонь и огонь  — на все, подобно тому как  золото на товары, а товары  на золото"

2. В  этом афоризме через сущность товарной экономики раскрывается и античное понимание сущности природы. Подобным образом понимали основу мироздания и представители вышеупомянутой милетской школы. Ее основатель Фалес Милесский (примерно 625—547 гг. до н. э.) полагал, что началом всего существующего является вода. Все возникает из воды и, в конце концов, обращается в воду, — учил он. Нашу землю он сравнивал с островом, плавающим в океане воды. Фалес был одним из первых ученых античности, оставившим определенный след в истории астрономии и математики. Он получил известность благодаря предсказанию солнечного затмения, определению солнцестояний и равноденствий, открытию того, что Луна светит не своим светом. С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев.

Ученик  Фалеса Анаксимен (около 585—524 гг. до н. э.) признавал за основу всего воздух, обладающий способностью разрежаться и уплотняться. Различной степенью его разрежения и уплотнения он объяснял возникновение всех тел окружающего мира. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — облаками, водой и землей. Движение воздуха, порождающее многообразный мир, происходит вечно. Другой ученик Фалеса Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.) пошел несколько иным путем. Он отказался принять за первооснову мира какую-либо из вышеупомянутых четырех "стихий" (т. е. воду, воздух, огонь, землю), ибо считал, что не может быть первоосновой какое-либо состояние материи в ее конкретной, чувственно воспринимаемой форме. Первоосновой мироздания он считал качественно неопределенное мифическое первовещество, которому он дал наименование "апейрон" (в переводе — беспредельное, неопределенное).

  Анаксимандр полагал, что "апейрон"  первоначально представлял собой  неопределенную туманную массу,  находившуюся в постоянном круговом  вращении, из которой в конце  концов произошло все многообразие мира. Заметим, что идея первоначал — очень древнего, донаучного происхождения, видимо, архетипичная для человеческого сознания. Восприятие мира как порождения каких-то первоначал, как царства "стихий" было характерной чертой античной натурфилософии. Анаксимандру принадлежала первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира. В этой картине Земля — центр Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившего Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь. По мнению американского исследователя античности Ч. Кана, это было самое значительное достижение научной мысли милетской школы. Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582—500 гг. до н. э.), который внес немалый для своей эпохи вклад в развитие математики и астрономии. Помимо известной "теоремы Пифагора" на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли и ее вращении вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т. е. считал Землю центром Вселенной. Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. "Самое мудрое в мире — число", — учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь — из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух — из восьмигранников (октаэдров), вода — из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир — из двенадцатигранников (додекаэдров). До нашего времени дошел рассказ позднеримского философа Боэция (480—524 гг. н. э.) о том, что число — основа всего существующего. И таким образом, качественное явление — созвучие — точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал вывод, что "число владеет вещами". Положив в основу космоса число, Пифагор придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово стало обозначать упорядоченное числом мироздание'. Ученики и последователи Пифагора (пифагорейцы) рассматривали всю Вселенную как гармонию чисел и их отношений, приписывали определенным числам особые, мистические свойства, полагали, что, владея всеми вещами, числа могут определять и духовные, в частности, нравственные качества1.

 

 

2. Второй (афинский) этап развития натурфилософии.

Возникновение атомистики. Учение Аристотеля.

 

Этот  этап, охватывающий V—IV вв. до н. э., был  периодом времени между возвышением  Афин как города-государства и  подчинением Александром Македонским греческих полисов. В этот период в античной натурфилософии завершается господство концепции "стихий" как первоначал мира и возникает новое направление — анатомистика. Своеобразным итогом взглядов представителей милетской школы и Гераклита явилось учение Эмпедокла (433— 423 гг. до н. э.), согласно которому природа признается самостоятельно существующей, вечной, а в качестве первоосновы всего ее многообразия выдвигаются четыре элемента, или "корня": земля, вода, воздух и огонь. Эти неизменные "корни" вещей, по мнению Эмпедокла, смешиваясь друг с другом, образуют все богатство природы. Но уже в этот период на смену подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени анатомическое учение о природе. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии анатомизма был Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.).

Основные  принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям.

1. Вся  Вселенная состоит из мельчайших  материальных частиц — атомов  и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве.

2. Атомы  неуничтожимы, вечны, а потому  и вся Вселенная, из них состоящая,  существует вечно. 

3. Атомы  представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, представляют собой "кирпичики мироздания".

4. Атомы  находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в  пространстве.

5. Различаются  атомы по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, Слово "атом" в буквальном переводе с греческого означает "неделимый". по выражению Демокрита, "атомы души и человеческой мысли".

6. Все  предметы материального мира  образуются из атомов различных  форм и различного порядка  их сочетаний (подобно тому, как  слова образуются из букв).

Представляет  интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы. Демокрита отличала глубокая преданность науке. Он говорил, что предпочитает найти одно причинное объяснение какому-либо непонятному явлению, нежели приобрести персидский престол. Учение Демокрита об атомном строении тел, о бесконечности Вселенной и множественности ее миров, о вечности, неуничтожимое движения настолько опережало время, настолько ушло вперед, что впоследствии многие поколения ученых разрабатывали его идеи. Одним из величайших ученых и философов античности, чья деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель (3S4—322 гг. до н. э.).

Ученик  знаменитого древнегреческого философа Платона, получивший образование в  его академии, Аристотель создал впоследствии в Афинах, свою собственную школу — Ликей, завоевавшую большую известность. Карл Маркс, удачно "обыграв" два факта: большой вклад Аристотеля в античную философию и пребывание его в роли воспитателя будущего знаменитого полководца Александра — сына царя Македонии Филиппа, назвал Аристотеля Александром Македонским греческой философии. В круг естественнонаучных интересов Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Аристотель явился создателем формальной логики, которую он называл силлогистикой, ибо в основе ее лежали силлогизмы, т. е. такие умозаключения, когда из двух суждений (посылок) вытекает определенное следствие. Среди естественных наук ему удалось достичь наибольших успехов в изучении живой природы. Он определил жизнь как способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сот различных животных. Причем описывает многих из них с такой точностью и столь детально, что не оставляет сомнения в том, что это — его собственные наблюдения. Многие факты, изложенные Аристотелем, были "переоткрыты" в последующие века. Ему было известно, например, что киты — живородящие животные, он различал хрящевых рыб и позвоночных, описывал развитие куриного яйца вплоть до появления цыпленка и. д. Вместе с тем у Аристотеля было немало наивных и даже ложных представлений о явлениях природы.

Следуя  своему учителю — Платону, он, например, приписывал движению некоторое "врожденное" свойство, заставляющее все на Земле стремиться к своему "естественному месту". Поэтому, считал он, дым поднимается вертикально вверх, а камень падает вертикально вниз. Но несомненной заслугой Аристотеля было стремление к собиранию и систематизации знаний, накопленных в древнем мире. Исходя из своих представлений об отраслях знания, он впервые попытался дать классификацию наук. С точки зрения Аристотеля, следует различать науки: теоретические (где познание ведется ради него самого), практические (дающие руководящие идеи для поведения человека) и творческие (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного). Теоретические науки Аристотель разделил на три части: так называемую "первую философию", математику и физику.

"Первая  философия" посвящена неким  высшим началам всего существующего, недоступным для органов чувств и постигаемым лишь умозрительно. В ведении математики находятся взятые в абстракции числовые и пространственные свойства тел. Физика изучает различные состояния тел в природе. Аристотель сразу же противопоставил "первую философию" остальным наукам, отделив ее от наук, изучающих природный мир. Впоследствии, в I в. до н. э., древнегреческий исследователь творчества Аристотеля Андронник Родосский, выделил ту часть его учения, которая была известна как "первая философия", и обозначил ее термином "метафизика", т. е. буквально — "то, что следует после физики".

Информация о работе Основные этапы исторического развития естествознания