Основания естествознания. Кибернетика как отдельная наука и общенаучное направление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:52, реферат

Описание работы

Естествознание - это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. В естествознании первой половины нашего века ведущим направлением была физика.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Естествознание
1.1. Предмет естествознания…………………………………………….5
1.2. Цели Естествознания………………………………………..………5
1.3. Место естествознания в обществе……………………….…………6
1.4. Общий ход развития естествознания……………………...……….7
II. Кибернетика как отдельная наука и общественное направление.
2.1. Кибернетика как наука, основные понятия кибернетики…………..9
2.2. Вклад кибернетики в научную картину мира………………...……15
2.3. Проблемы кибернетики………………………………………….….16
2.4. Модели мира…………………………………………………...…….19
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература………………………………………………….……………………24

Файлы: 1 файл

кибернетика.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Нижегородский государственный  университет им Н.И.Лобачевского

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

Реферат

«Основания естествознания.

Кибернетика как отдельная  наука и общенаучное направление»

 

 

Выполнила:

Студентка 4-го курса

41 группа

Гусева А.Д.

Руководитель:

Белоусов Валерий Алексеевич

 

 

 

Нижний Новгород, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3 
I. Естествознание

    1. Предмет естествознания…………………………………………….5
    2. Цели Естествознания………………………………………..………5
    3. Место естествознания в обществе……………………….…………6
    4. Общий ход развития естествознания……………………...……….7

II. Кибернетика как отдельная наука и общественное направление.

           2.1. Кибернетика как наука, основные понятия кибернетики…………..9

           2.2. Вклад кибернетики в научную картину мира………………...……15

           2.3. Проблемы кибернетики………………………………………….….16

           2.4. Модели мира…………………………………………………...…….19

Заключение……………………………………………………………………….21

Литература………………………………………………….……………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Естествознание - это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. В естествознании первой половины нашего века ведущим направлением была физика. Начиная с 50-х годов, наряду  с  физикой,  химией  и  биологией  все возрастающее значение и влияние на  развитие  науки  и  всего  уклада  нашей жизни  начала  оказывать  кибернетика.  Кибернетика   становится   важнейшим фактором  научно-технической  революции  на  высших  этапах   ее   развития.

       Кибернетика возникла на стыке многих  областей  знания  математики,  логики, семиотики, биологии и социологии. Обобщающий характер  кибернетических  идей и методов сближает науку об  управлении,  каковой  является  кибернетика,  с философией.

       Кибернетика  как наука об управлении многое  дает  современному  философскому  мышлению.  Она позволяет  более  глубоко   раскрыть   механизм   самоорганизации   материи, обогащает  содержание  категории  связей,   причинности,   позволяет   более детально изучить  диалектику  необходимости  и  случайности,  возможности  и действительности.  Открываются   пути   для   разработки   "кибернетической" гносеологии,  которая  не  подменяет  диалектический   материализм   теорией познания, но позволяет уточнить, детализировать и углубить в свете науки  об управлении ряд существенно важных проблем. Возникнув в  результате  развития и взаимного стимулирования ряда, в недалеком прошлом слабо  связанных  между собой,  дисциплин  технического,  биологического   и   социального   профиля кибернетика проникла во многие  сферы  жизни.  Столь  необычная  "биография" кибернетики объясняется целым рядом  причин,  среди  которых  надо  выделить две.  

Во-первых,    кибернетика        имеет   необычайный,   синтетический  характер.  В  связи с  этим  до  сих  пор существуют различия   в  трактовке некоторых  ее   проблем  и  понятий. 

Во-вторых,    основополагающие    идеи кибернетики пришли в нашу  страну  с  Запада,  где  они  с   самого   начала оказались под влиянием  идеализма и метафизики, а иногда и   идеологии.   То же  самое,  или  почти  то  же  самое происходило и в  нашей  стране.  Таким образом, становится очевидной  необходимость  разработки  философских  основ кибернетики,  освещение  ее  основных   положений   с  позиции  философского познания. Осмысление  кибернетических  понятий  с  позиции  философии  будет способствовать более успешному осуществлению  теоретических  и  практических работ в этой области,  создаст  лучшие  условия  для  эффективной  работы  и научного поиска в этой области познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Естествознание.

        Естествознание — система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание — одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

 

1.1. Предмет естествознания

    Предмет естествознания — различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия — пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания — движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 67—68).

         Природа, которая служит предметом  Естествознания, рассматривается не  абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся  под 

воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге  не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

 

1.2. Цели Естествознания

   Цели Естествознания — двоякие:

1) находить сущность явлений  природы, их законы и на этой  основе предвидеть или создавать  новые явления и 

2) раскрывать возможность  использования на практике познанных  законов, сил и веществ природы.  Можно сказать: познание истины (законов природы) — 

непосредственная или  ближайшая цель Естествознания, содействие их практическому использованию  — конечная цель Естествознания.

         Цели Естествознания совпадают,  с целями самой человеческой  деятельности. «Законы внешнего  мира, природы... суть основы целесообразной  деятельности человека» (Ленин  В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 169).

 

1.3. Место естествознания  в обществе

         Место Естествознания в жизни  и развитии общества вытекает  из его связей с др. социальными  явлениями и институтами, прежде  всего с техникой, а через неё  с производством, производительными  силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов  в области идеологии. При всей  внутренней целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, Естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Естествознания через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Естествознания. Связь Естествознания с техникой складывается в силу того, что «техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)»

(Ленин В. И., Полное  собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 170).

      В современную эпоху Естествознания опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется «фронтальное» их изучение со стороны Естествознания. Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Естествознания.

         Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Естествознания как непосредственной производительные силы.

         Связь Естествознания с философией  вытекает из того, что «естествоиспытатели... без мышления не могут двинуться  ни на шаг, для мышления же  необходимы логические категории...»  (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс  Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), которые разрабатываются  философией. Чем более широкий  характер имеют теоретические  обобщения в Е., тем теснее они  связаны с философией. Отсюда  возникает потребность в единстве  между философами и естествоиспытателями, их взаимопомощи. О союзе между  ними писал ещё А. И. Герцен. Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою «Диалектику природы». В. И. Ленин отмечал, что без поддержки со стороны философов-материалистов «... крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех

областях, что без философских  выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 31).

 

1.4.  Общий ход  развития естествознания

         Общий ход развития Естествознания  включает основные ступени познания  природы. «Мысль человека бесконечно  углубляется от явления к сущности  первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредственных явлениях «... открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.) — таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал, что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие основные ступени:

     1) непосредственное созерцание природы как нерасчленённого целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; такой взгляд был присущ древнегреческой натурфилософии;

     2) анализ природы, расчленение её на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, например анатомирование живых организмов, выделение составных частей сложных химических веществ; но за частностями исчезает общая картина, универсальная связь явлений;

     3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления омертвленного, связывания изолированного раньше, т. е. на основе фактические соединения анализа с синтезом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 12—23).

         К. Маркс охарактеризовал ход  познания, как идущий от исходного  представления о конкретном предмете  как нерасчленённом целом, к  его анализу при помощи абстрактного мышления и далее — от результатов его анализа, от полученных т. о. абстрактных представлений к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности путём соединения, сочетания (синтеза) многочисленных определений, как единства многообразного (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 12, с. 726—27). Общий ход развития Естествознания ложится в основу его периодизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Кибернетика как отдельная наука и общественное направление.

 

2.1. Кибернетика  как наука, основные понятия  кибернетики

 

     Кибернетика - наука об общих закономерностях  процессов  управления  и

передачи информации в  технических, биологических и социальных  системах.  Её основателем  является   американский   математик   Н.   Винер   (1894-1964), выпустивший в 1948 году  книгу  "Кибернетика,  или  управление  их  связь  в животном и машине". Своё название новая наука получила  от  древнегреческого слова  "кибернетес",  что  в  переводе  означает  "управляющий",  "рулевой", "кормчий". Основной интерес этой  науки широкий класс как живых,  так и неживых систем.

      Со  сложными  системами  управления  человек   имел  дело  задолго   до

кибернетики (управление людьми, машинами; наблюдал регуляционные процессы  у живых организмов и  т.д.).  Но  кибернетика  выделила  общие  закономерности управления  в  различных  процессах  и  системах,  а  не  их  специфику.   В «докибернетический»  период  знания  об  управлении  и  организации   носили «локальный» характер,  т.е.  в  отдельных  областях.  Так,  еще  в  1843  г. польский мыслитель Б.  Трентовский  опубликовал  малоизвестную  в  настоящее время книгу «Отношении философии  к  кибернетике  как  искусству  управления народом». В своей книге «Опыт философских наук» в 1834 году известный  физик Ампер  дал  классификацию  наук,  среди  которых  третьей  по  счету   стоит кибернетика  –  наука  о  текущей   политике   и   практическом   управлении государством (обществом).

      Эволюция  представления об управлении  происходила в  форме  накопления, суммирования   отдельных   данных.   Кибернетика   рассматривает    проблемы управления на устойчивом  фундаменте,  вводя  в  науку  новые  теоретические «заделы», новый понятийный,  категориальный  аппарат.  В  общую  кибернетику обычно  включают теорию информации теорию алгоритмов, теорию  игр  и  теорию автоматов, техническую кибернетику.

      Техническая  кибернетика - отрасль науки, изучающая  технические системы управления.  Важнейшие  направления  исследований  разработка   и   создание автоматических   и   автоматизированных   систем   управления,    а    также автоматических устройств и комплексов для передачи, переработки  и  хранения информации.

      К основным задачам кибернетики относятся:

      1) установление  фактов, общих для управляемых  систем или для некоторых их совокупностей;

      2)  выявление   ограничений,  свойственных  управляемым   системам.   и

Информация о работе Основания естествознания. Кибернетика как отдельная наука и общенаучное направление