Естествознание в системе науки и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:53, реферат

Описание работы

Термином "естествознание" обозначается совокупность наук, объектом изучения которых является природа в широком смысле слова, как окружающая нас объективная реальность, Универсум, мир, космос, Вселенная. Естественные науки исследуют законы, которым подчиняются различные, тесно взаимосвязанные уровни организации материального мира – микромир, макромир и мегамир.
Обозначив объект и очертив границы предметного поля естествознания, перейдем к его предмету. Выясним, какие стороны объекта, т. е. аспекты исследования природы, являются предметом интереса естественных наук.

Файлы: 1 файл

Реферат по естествознанию.docx

— 25.24 Кб (Скачать файл)

УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Естествознание в системе науки и культуры

 

 

 

 

                                                                       Подготовила: студентка 12 гр.

                                                                        исторического факультета

                                                           Жовнерик И.А.

 

 

  Минск

2011г. 
      Современная естественнонаучная картина мира                                                      тип рациональности

      Естествознание в системе научного знания. Термином "естествознание" обозначается совокупность наук, объектом изучения которых является природа в широком смысле слова, как окружающая нас объективная реальность, Универсум, мир, космос, Вселенная. Естественные науки исследуют законы, которым подчиняются различные, тесно взаимосвязанные уровни организации материального мира – микромир, макромир и мегамир.

      Обозначив объект  и очертив границы предметного  поля естествознания, перейдем к  его предмету. Выясним, какие стороны  объекта, т. е. аспекты исследования  природы, являются предметом интереса естественных наук.

      Исходным пунктом  естественнонаучного исследования  являются эмпирические факты, воспринимаемые  органами чувств человека непосредственно  или же при помощи научных  приборов. Все остальные аспекты  объективной реальности, которые  невозможно проверить на опыте  и представить в численной  форме, естествознанием отвергаются, ибо на их основе невозможно  вывести научный закон, который  должен обладать – таково обязательное  требование – свойствами необходимости  и всеобщности. Именно поэтому  наука отвергает религию, магию  и парапсихологию. Таким образом, можно сказать, что предметом естественных наук является природа, представленная в виде эмпирических фактов.

      Перечислим другие  особенности научного знания, позволяющие четко отграничивать его от донаучных и вненаучных форм знания.

      Во-первых, научное  знание всегда оформлено в  виде теоретической системы, т. е. в виде строго упорядоченной  совокупности понятий, суждений, выводов, гипотез. Эти элементы научного  знания логически выводятся один  из другого в соответствии  с методологическими той или  иной науки. Конечной целью естествознания является создание такой научной теории, которая объясняла бы все многообразие фактов и явлений исходя из одного общего принципа.

      Во-вторых, естественнонаучное  познание имеет дело не с  самими объектами природы, не  с вещами и явлениями реального  мира как таковыми, а с идеализированными  объектами. Например, теоретическую  механику совершенно не интересует, движется ли камень, снаряд или кирпич. Все эти три реальных объекта она обозначит понятием материальной точки.

      В-третьих, естественнонаучное  познание выдвигает по отношению  к создаваемым теориям требование  объективности. Это означает, что  научные положения должны быть  независимы от познающего субъекта, его эмоций, чувств, эстетических  пристрастий.

      Помимо естественных  наук окружающую нас действительность  исследуют и другие науки, отличающиеся  от естествознания своим предметом. Общественные науки изучают специфику организации и законы развития общностей людей различного уровня; выявляют причины возникновения и тенденции развития различных социальных явлений, проявляющихся в ходе взаимодействия людей с природой и друг с другом. К общественным наукам относят социологию, политологию, социальную психологию, демографию. В методологии данных наук большое место занимает субъективный момент, что совершенно не свойственно естествознанию. По этой причине методология общественных наук не может строиться по тем же стандартам, что и естествознание, а социальные закономерности будут отличаться от естественнонаучных.

      Гуманитарные науки изучают индивидуальные и социальные ценности человека. К ним относят мировоззренческие идеалы, социальные цели, нормы и правила мышления, нормы общения и поведения, принятые в той или иной социальной среде. К данной группе наук можно отнести философию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию, педагогику. Субъективный момент в этих науках играет еще большую роль, поэтому методы естественных наук здесь применимы в гораздо меньшей степени, чем в науках общественных.

      Технические науки нацелены на решение практических задач в различных сферах человеческой деятельности, поэтому все они являются прикладными – они помогают человеку преобразовывать мир. Технические науки изучают законы функционирования и специфику создания сложных технических систем – машин, компьютеров, систем управления. К техническим наукам относят космонавтику, прикладную механику, горное дело.

      Отдельно в данной  классификации стоит математика, служащая рабочим инструментом  огромного количества наук, и  прежде всего естественных. Ее особенностью является то, что она исследует не реальные, а идеальные предметы.

       Имеется также  целый ряд наук, которые трудно  классифицировать согласно приведенной  схеме, так как они занимают  промежуточное положение и, находясь  на стыке предметных полей  указанных выше наук, например, экономическая  география, бионика.

      Внутри естественных  наук также проводят классификацию. Выделяют следующие науки:

      физику – объектом  ее изучения являются микро-, макро-, мегамир в их единстве и  развитии;

      химию – объектом  ее изучения является микромир, закономерности строения и превращения веществ на уровнях от молекулярного до атомного;

      биологию – исследует  закономерности функционирования  биологических систем любого  уровня;

      этологию – исследует  поведение биологических сообществ, популяций и отдельных индивидов;

      экологию – изучает  биосферу в целом, выявляя глобальные  закономерности эволюции живого  вещества в масштабе планеты;

      геологию – исследует  планету в целом, а также отдельные  ее регионы с целью выявления  закономерностей строения земной  коры;

      астрономию –  исследует видимую, непосредственно  наблюдаемую часть Вселенной.

      Критерии  научной рациональности в естествознании. В естественнонаучном познании следует различать такие элементы его структуры, как фактический материал, почерпнутый  из эмпирического опыта; результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; основанные на фактах проблемы и научные предположения(гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; философские установки (основания); социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и империтивы; стиль мышления.

      Идеалы и нормы  научного познания – совокупность  определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом  конкретно – историческом этапе  ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный и ценностный характер. Стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно – исторической форме. Различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

      Философские основания  науки – это философские идеи  и принципы, которые содержатся  в данной науке и дают самые  общие ориентиры для познавательной  деятельности. Они наряду с функцией  обоснования уже добытых знаний  выполняют также эвристическую (участвуют  в построении новых теорий) и  методологическую функции. Являясь  средством приращения нового  знания, они способствуют формированию  новых методов научного исследования. Философские основания науки  разнородны и историчны: при переходе  от одного этапа развития науки  к другому в ходе научных  революций один их «набор»  сменяется другим, но определенная  преемственность при этом  сохраняется.

      Важным компонентом  научной деятельности являются методологические установки познания. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем. По своему содержанию методологические установки – это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования. Система методологических установок характеризует конкретно – исторические особенности естественнонаучного

      Методологические  установки соединяют познавательный  и ценностный аспекты познания. Через методологические установки  познания каждая наука включается  в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Начиная с 17 в. долгое время лидером естествознания выступала физика. В конце 20 в. эта роль перешла к биологии.

      Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок. Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования (например, естественнонаучная картина мира), картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая).

      В структуре научной  картине мира можно выделить  два главных компонента – понятийный  и чувственно – образный. Понятийный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма), общенаучными понятиями и законами (например. Закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция).

      Чувственно – образный компонент научной картины мира – это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (например, планетарная модель атома, образ Мегагалактики в виде расширяющейся сферы).

      Главное отличие  научной картины мира от ненаучных  картин мира (например, религиозной) состоит в том, что она строится  на основе определенной доказанной  и обоснованной  фундаментальной  научной теории. Вместе с тем  научная картина мира как форма  систематизации знания отличается  от научной теории. Если научная  картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения  знания, то научная теория содержит  в себе не только знания  об объекте, но и логические  средства проверки их истинности. Научная картина мира играет  эвристическую роль в процессе  построения частных научных теорий.

      Картина мира, как  и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность, выделяя те ее сущностные связи, познание которых и составляет  основную цель науки. Картина  мира – это упорядоченная совокупность мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. Это специфическая форма систематизации культурного знания, выражающаяся в системе так называемых категорий культуры (универсалий культуры) и определяющая видение предметного мира основных форм общественного сознания (науки, религии, философии, права, морали и искусства).

связей и отношений объективного мира фиксируются в виде системы принципов, на которые опирается развитие общества и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать отдельные факты и тенденции еще не актуализировавшейся социальной динамики.

      Основные функции  научной картины мира – эвристическая (определяемая функционированием научной картины мира как исследовательской программы), систематизирующая и функции объективирования знаний и их включения в культуру.

      Поскольку существуют  различные уровни систематизации  знания в научной картине мира, различают три основных ее  типа. Соответственно можно указать  на три основных значения, в  которых применяется понятие  «научная картина мира». Во-первых, оно обозначает особый горизонт  систематизации знаний, полученных  в различных науках. В этом  значении говорят об общей  научной картине мира , которая  выступает как целостный образ  мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающаяся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках. В-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке. Соответственно указанным значениям понятие «научная картина мира» расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий: «общенаучную», «естественнонаучную» и «социогуманитарную», «специальные научные» картины мира.

Информация о работе Естествознание в системе науки и культуры