Ноосфера и глобальный эволюционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

В чем смысл жизни? К чему стремиться человек познавая природу и самого себя? Именно эти вечные вопросы человеческого бытия ставшие особенно актуальными на фоне стремительно развивающейся технической мысли, тревожили ученых и философов в конце XIX и XX веке. Геолог и философов в одном лице, В.И.Вернадский, выразил эту тревогу так :” Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым мы не можем сравнить все им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет...

Содержание работы

I. Введение.
1. Сравнительный анализ понятий «ноосфера», «биосфера», «социосфера», «техносфера»………………………………………………………………………....3
II. Основная часть.
1. Универсальный эволюционизм ……………………………………………….4-5
1.1. Принципы универсального эволюционизма…………………………………..5
1.2. Эволюционный подход……………………………………………………….6-7
2. Концепция перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадского……………….8
2.1. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность……………………….8
2.2. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы…..8-10
3. Ноосфера и экологические проблем………………………………………..10-13
3.1.Современные концепции экологии………………………………………..10-13
III. Заключение.
1. Перспективы глобализации эволюционных процессов и роль в этом человека ………14
IV. Список литературы……………………………………………………….….15

Файлы: 1 файл

концепция естествознания.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Но теперь основной опасностью для стабильности биосферы становится человек. И есть основания полагать, что компенсационные возможности  биосферы либо уже нарушены, либо находятся  на пределе своих возможностей.

Биосфера обладает колоссальной самоочищающей способностью. К сожалению, эти способности природы не безграничны. Антропогенные воздействия на природу  поставили под угрозу нормальное осуществление присущих ей биотических  процессов, нарушили равновесие состояния  биосферы. Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду достигла сегодня таких масштабов, что  привела к глобальному экологическому кризису. Многие ученые считают, что  мы стоим на грани экологической  катастрофы.

Катастрофа может разразиться  совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже  ничего не смогут изменить. Поэтому  проблема изучения стабильности биосферы должна превратиться в одно из основных направлений фундаментальных исследований. Но самое главное - должна появиться новая стратегия цивилизации, согласованная со стратегией природы. Это должна быть стратегия выживания. Для этого нам предстоит научиться изучать биосферу как единый целостный организм и соизмерять свой образ действия с реакцией на него этого общепланетарного организма. Антропоцентризм должен уступить место биосфероцентризму. Поэтому так важно создать концепцию перехода, а затем - будущего человеческой культуры и цивилизации. Немалую помощь в этом может оказать учение В.И. Вернадского о ноосфере [7].

Заключение:

Итак, идея глобализации с одинаковой степенью рациональности может быть вписана в разного рода активистские парадигмы человекобожества, например, в контексте эволюции технической  цивилизации. Детерминистский характер данных моделей проявляется не только в каузальном характере эволюционного  процесса (что, кстати, не всегда соблюдается), но и в преодолении разрыва  между телеологической предопределенностью  на ограниченном временном отрезке  и неопределенности финального результата в Вечности.

Кроме того, необходимость постижения соотношения между непрерывно эволюционирующими  субъектом и объектом определяет динамизм идеи глобализации. Как и  природные процессы, глобализация с  равной степенью достоверности описывается  и как цепь плавных переходов, и совокупность резких эмерджентных скачков.

С определенными оговорками можно  утверждать, что представления о  глобализации находятся в рамках антропоцентризма: даже в тех случаях, когда прожект предполагает возникновение  иной, нежели человеческий социум, системы, речь идет скорее о расширении пространственно-временных  границ человечества. При такой трактовке  в любом глобальном построении можно  определить некий предельный уровень, за которым происходит слияние человека с тем, что на предыдущем этапе  находилось в его власти. Отсутствие динамических моделей постсоциального  развития подтверждает представление  о наличии предела, за которым  понятие глобализации обессмысливается в связи с необходимостью иных, «постантропных» онтологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Игнатова В.А. концепция современного естествознания. Учебное пособие .2005 г.
  2. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994 г.
  3. Моисеев Н.Н. Стратегия разума//Знание - сила. 1986. №10.
  4. Казначеев В.П. Учение о биосфере. - М., Знание, 1985 г.
  5. http://uchebnikionline.ru/estestvoznanie/kontseptsiyi_suchasnogo_prirodoznavstva_-_bobilov_yup/zavdannya_schodo_tvorennya_noosferi.htm
  6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. — М.: Гардарика, 1999.
  7. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 287 с.

 


Информация о работе Ноосфера и глобальный эволюционизм