Ноосфера и глобальный эволюционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

В чем смысл жизни? К чему стремиться человек познавая природу и самого себя? Именно эти вечные вопросы человеческого бытия ставшие особенно актуальными на фоне стремительно развивающейся технической мысли, тревожили ученых и философов в конце XIX и XX веке. Геолог и философов в одном лице, В.И.Вернадский, выразил эту тревогу так :” Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым мы не можем сравнить все им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет...

Содержание работы

I. Введение.
1. Сравнительный анализ понятий «ноосфера», «биосфера», «социосфера», «техносфера»………………………………………………………………………....3
II. Основная часть.
1. Универсальный эволюционизм ……………………………………………….4-5
1.1. Принципы универсального эволюционизма…………………………………..5
1.2. Эволюционный подход……………………………………………………….6-7
2. Концепция перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадского……………….8
2.1. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность……………………….8
2.2. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы…..8-10
3. Ноосфера и экологические проблем………………………………………..10-13
3.1.Современные концепции экологии………………………………………..10-13
III. Заключение.
1. Перспективы глобализации эволюционных процессов и роль в этом человека ………14
IV. Список литературы……………………………………………………….….15

Файлы: 1 файл

концепция естествознания.docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

Тема № 39

План

I. Введение.

1.  Сравнительный анализ понятий «ноосфера», «биосфера», «социосфера», «техносфера»………………………………………………………………………....3

II. Основная часть.

1. Универсальный эволюционизм ……………………………………………….4-5

1.1. Принципы универсального эволюционизма…………………………………..5

1.2. Эволюционный подход……………………………………………………….6-7

2. Концепция перехода биосферы в ноосферу В.И. Вернадского……………….8

2.1. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность……………………….8

2.2. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы…..8-10

3. Ноосфера и экологические проблем………………………………………..10-13

3.1.Современные концепции экологии………………………………………..10-13

III. Заключение.

1. Перспективы глобализации  эволюционных процессов и роль  в этом человека  ……………………………………………………………….……………………....14  

                                                                                

IV. Список литературы……………………………………………………….….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 
 
          В чем смысл жизни? К чему стремиться человек познавая природу и самого себя? Именно эти вечные вопросы человеческого бытия ставшие особенно актуальными на фоне стремительно развивающейся технической мысли, тревожили ученых и философов в конце XIX и XX веке. Геолог и философов в одном лице, В.И.Вернадский, выразил эту тревогу так :” Мы подходим к великому повороту в жизни человечества, с которым мы не можем сравнить все им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться той силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?” Именно из этой родившейся на рубеже веков, тревоги возникла столь популярная и быстро развивающаяся наука об охране окружающей среды - экология. Именно она на сегодняшний день занимается урегулированием отношений между научно-технической мыслью человека с одной стороны и окружающей его природой - с другой.

 

Биосфера - это область возникновения живого вещества, среда, необходимая для появления жизни на планете. Жизнь является закономерной функцией биосферы. Говоря о ней, надо учесть три основных закона (или правила) биосферы.

 

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором

разумная деятельность человека становится решающим фактором ее   развития.

Техносфера – область технической деятельности человечества. Ее  создание связано с эволюцией биосферы и живых существ, с появлением человека и орудий труда, с социальным прогрессом общества. Человечество в этой сфере становится мощной геологической силой".

Социосфера - часть геогр. оболочки, входящая в неё наряду co сферой природного ландшафта; включает в свой состав человечество c присущими ему общественными (в т. ч. производственными) отношениями, выступающее в качестве мощной производит. силы, и освоенную им среду.

 

 

 

 

 

 

Универсальный эволюционизм

Анализ самоорганизация  окружающего мира на уровне косного, живого и социальные указывает на общие характерные закономерности процессов,  протекающих в системах разного уровня, общие тенденции  и направленности в эволюции. В  рамках этих представлений Н.Н. Моисеевым  была предложена концепция универсального эволюционизма. В ней Дарвинская триада, выдвинутая на основе эмпирических обобщений – изменчивость, наследственность и отбор получила методологическое обоснование. Выведя эти термины за пределы биологического и расширить их смысл, можно использовать их для объяснения механизма развития систем любой  природы.  Случайность и неопределенность – это фундаментальное свойство материи обуславливает изменчивость окружающего мира. Наследственность означает зависимость настоящего и будущего от прошлого. Степень этой зависимости определяется «памятью» системы, которая в пределе  может принимать значения от нуля (хаотические образования, лишенные памяти) до бесконечности (жестко детерминированные системы). Но реальные системы имеют некоторый «коридор» памяти; ширина которого зависит от уровня их организации. Изменчивость создает возможность реализации множества возможных вариантов развития системы. Однако наследственность ограничивает их число. Из множества допустимых вариантов «отбираются», те которые не противоречат фундаментальным законам природы, в результате отбора «выживают» наиболее целесообразные и устойчивые в сложившихся в условиях структуры.

По своей масштабности открытие механизмов самоорганизации  систем и закономерностей универсального эволюционизма стало научной революцией, более мощной, чем научные революции   XХ века, связанные со становлением теории относительной и квантовой механики. Синергетика дает новый образ мира как открытой системы, развивающейся по нелинейным законам, раскрывает двойственную природу хаоса, его созидающее и деструктивное начала. Новое звучание принимает креативная триада   Хаос-Теос-Космос, обсуждавшая в мифологии и религию. Только уже роль Теоса- управителя мира, играет способность Хаоса к самоорганизация. А случайность, неопределенность и вероятность  оказываются фундаментальными свойствами природы.

Вместе с тем, нельзя считать  синергетику как некую панацею. Это всего лишь одна из интерпретаций, используемых в понимании сложного, один из возможных подходов к описанию мира. Она позволит объединить казалось бы, разнородные явления и процессы, протекающие в неживой природе, живом веществе и обществе в единое целое, используя общий язык для  их  описания. Это позволяет    увидеть весь окружающий мир в  контексте единого процесса развития. В настоящий момент модели, построенные  синергетикой, более реалистичны,  более адекватно описывают особенности  развития окружающего мира. Но вовсе не исключено, что в будущем найдутся более новые, более совершенные модели и подходы к его описанию.[1]

Принципы универсального эволюционизма.

Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется  как принцип, обеспечивающий экстраполяцию  эволюционных идей, получивших обоснование  в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и  социальной материи как единого  универсального эволюционного процесса. Это действительно очень важный аспект в понимании глобального  эволюционизма. Но он не исчерпывает  содержания данного принципа.

Возникновение в 40-50-х годах  нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода  внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Системное  рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности  исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой.

Практически все объекты, которые современная наука включает в сферу своего исследования, носят  системный и эволюционный характер. Предметом научного исследования становятся не отдельные, выделенные части целого, которые раньше исследовались изолированно, а целостные комплексы, которые  в качестве неотъемлемого компонента включают человека [2].

Системное познание и преобразование мира предполагает:

1. Рассмотрение объекта  деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного  множества взаимодействующих элементов.

2. Определение состава,  структуры и организации элементов  и частей системы, обнаружения  главных связей между ними.

3. Выявление внешних связей  системы, выделения из них главных.

4. Определение функции  системы и ее роли среди  других систем.

5. Анализ диалектики структуры  и функции системы.

6. Обнаружение на этой  основе закономерностей и тенденций  развития системы.

Таким образом, для изучения объектов в рамках системного подхода  оказывается недостаточно поэлементного  анализа, поскольку в процессе исследования может быть обнаружен такой уровень  объектов, где экспериментирование  над частью с неизбежностью затрагивает  целое, что приводит к радикальной  трансформации целостной системы  в направлении, идущем не на сохранение данной системы, и ставит под вопрос возможность существования человека.

Все это означает, что  в процессе исследования объектов, необходимо анализировать их не изолированно, а как часть более широкой  целостной системы, учитывая, что  от манипулирования с этой частью зависит сохранение целостной системы.

Совокупность связей между  элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность  системы. Связи по горизонтали –  координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения  других. Связи по вертикали –  связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми, чем другие, и подчиняются им.

Система обладает признаком  целостности – это означает что  все ее составные части, соединяясь в единое целое, образуют нечто обладающее качествами, не сводимыми к качествам  отдельных элементов.

Согласно современным  научным взглядам все природные  объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы [2].

Эволюционный  подход.

Возникновение концепции  глобального эволюционизма во многом связано с расширением границ эволюционного подхода, принятого  в биологической и социальных науках. Сам факт исторического появления  и эволюции этих систем (или, как  их называют некоторые ученые, видов  движения) заставляет усомниться в  абсолютной статичности и вечности других систем. Загадочность качественных скачков к биологическому и от биологического к социальному миру, наверняка можно постичь только исходя из допущения необходимости  подобных переходов между другими  системами. То есть, исходя из факта  наличия эволюции мира на последних  этапах его истории, можно сделать  предположение, что он в целом  является эволюционной системой, то есть и все другие системы (помимо биологической  и социальной) сформировались в результате эволюции. Это высказывание и есть самая общая формулировка парадигмы  глобального эволюционизма.

Эволюционный подход к  существующим эволюционным системам не подразумевает, что все они находятся  в постоянном процессе эволюции, а  наоборот констатирует необходимость  их последовательного формирования на определенных этапах истории. Вообще эволюция, как процесс, относящийся  ко всей Вселенной в каждый момент времени реализуется локально только в одном виде движения. То есть всегда существует только одна локальная система (то есть не тождественная всему  миру), которую можно назвать эволюционной, в которой происходит появление  принципиально новых, уникальных определений мира.

Чтобы отличить эту систему  от других, уже прошедших эволюцию, можно ввести термин “авангард эволюции”. Естественно, что авангардом эволюции всегда является последнее по времени появившееся в мире форма движения (сейчас социальная система). Все предыдущие виды движений, пройдя эволюционный этап и достигнув равновесного состояния (не статичного, а, скорее всего состояния медленного изменения параметров, либо повторяющегося процесса развития отдельных элементов) служат основой для формирования и эволюции нового движения. Возможны появления и новых характеристик у “предыдущих” движений, но они необходимо связаны с эволюцией последнего по времени появления типа движения (системы) – авангарда эволюции [1].

Принцип эволюции получил  наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным  принципом со времен Ч.Дарвина. Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это  было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной  выступала физика, которая транслировала  свои идеалы и нормы в другие отрасли  знания. 

Согласно эволюционной теории Дарвина, в мире происходит непрерывное  появление все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого.

Иначе говоря, биологическая  теория говорит о созидании в  процессе эволюции все более сложных  и упорядоченных живых систем.

Здесь необходимо выделить важную характеристику направленности самоорганизующихся процессов, которую  можно обозначить как принцип  экономии энтропии, дающей «преимущество» сложным системам по сравнению с  простыми. Этот принцип звучит так: если в данных условиях возможны несколько  типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее  развитие именно тот, который позволяет  утилизировать внешнюю энергию  в наибольших масштабах, наиболее эффективно.

Информация о работе Ноосфера и глобальный эволюционизм