Ноосфера, ее значение, образование, распространение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. Термин «ноосфера» переводится буквально как сфера разума.
По В.И.Вернадскому, эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда”

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 8

 

Теоретический вопрос

Ноосфера, ее значение, образование, распространение.

 

Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. Термин «ноосфера» переводится буквально как сфера разума.

По В.И.Вернадскому, эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда”. Подобно тому, как в зрелом и здоровом человеческом организме все функции, касающиеся взаимоотношения организма с внешней средой, координируются головным мозгом, так и функционирование современного глобального сверхорганизма – ноосферы – должно управляться ее совокупным разумом.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым  в Природу. Обобщая с позиции  натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду.

Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная  с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Ноосферная  концепция Вернадского пробивала  себе дорогу с большим трудом. “Ноосфера, - писал В. И. Вернадский, - это царство человеческого разума. Это – новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся…

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века. Определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые  задания

  1. Установите соответствие характера инструктажа по технике

безопасности (ТБ) предлагаемым условиям.

 

 

Обязательный инструктаж по ТБ

Первичный

Вводный

Целевой

1. При ликвидации последствий аварий

Первичный инструктаж на рабочем  месте проводят по инструкциям по охране труда, разработанным для  отдельных профессий или 

видов  работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда.

делают запись в журнале  регистрации вводного инструктажа  с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися 

регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, в рабочем журнале руководителя кружка, секции.

Инструктажи на рабочем месте  завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой 

приобретенных  навыков безопасных способов работы.

2. При поступлении на работу

Первичный инструктаж на рабочем  месте до начала работы проводят:   
- со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;   
- с работниками, выполняющими новую для них работу. командированными, временными работниками;   
новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

проводят со всеми вновь  принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности.

О проведении первичного инструктажа  на рабочем месте, повторного, внепланового делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

При регистрации внепланового инструктажа  указывают причину его проведения.

3.С временными и  командированными работниками

Первичный инструктаж на рабочем месте  проводят с каждым работником или  учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных  заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются  и обязаны вновь пройти инструктаж.


  1. К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:

а) стандарты  предприятия;

б) инструкции по охране труда;

в) стандарты  системы безопасности труда;

г) отраслевые стандарты;

д) опытно-конструкторские разработки в области создания

средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Ответ: а, г 

Основным видом  нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта.

В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация

 всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается).

 

3.  В зависимости от содержания информации выделяются следующие типы памяти:

а. Моторная.

б. Смысловая.

в. Механическая.

г. Эмоциональная.

д. Образная.

Ответ: д

Образная память, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.).

 

 

Практическое  задание

У человека сильный  ожог. Расскажите о правилах оказания первой помощи (с учетом площади поражения и степени ожога).

 

Ожог — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). Различают 4 степени ожога:

  1. покраснение кожи,
  2. образование пузырей,
  3. омертвение всей толщи кожи,
  4. обугливание тканей.

Ожоговое поражение - это открытое повреждение или  деструкция кожи, ее придатков или  слизистых оболочек. По фактору, который  вызвал повреждение, ожоги распределяются на 4-вида:

 • термические;

 • химические;

 • электрические;

 • радиационные (лучевые) ;

 • комбинированные.

Тяжесть ожога  определяется величиной площади  и глубиной повреждения тканей. Чем  больше площадь и глубже повреждение  тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Первая помощь при ожогах заключается в прекращении воздействия внешних факторов и обработке раны.

Правила оказания первой помощи:

  1. При термических ожогах

1) вынести пострадавшего  из зоны действия высокой температуры; 
2) потушить горящие части одежды или тела; 
3) при оказании помощи нельзя прикасаться к обожженной поверхности, прокалывать пузыри, отрывать прилипшие части одежды; 
4) после прекращения горения (если помощь оказывается в первые 20 мин) обожженные участки желательно охладить путем длительного (20-30 мин) промывания чистой проточной холодной водой или прикладыванием (через чистую сухую ткань) полотенца, полиэтиленовых пакетов с холодной водой, льда; 
5) если очаг поражения невелик, надо наложить сухую стерильную повязку; при обширных поражениях - прикрыть место ожога чистой простыней или другой тканью; 
6) дать любое обезболивающее средство (анальгин, аспирин, цитрамон) - 3 - 4 таблетки; 
7) дать внутрь 15-20 капель валокордина; 
8) пострадавшего следует напоить большим количеством жидкости (чаем, минеральной водой); 
9) согреть пострадавшего (не перегревая).

 
До наложения повязки обожженную кожу нужно обильно полить холодной водой. 

 

 

Запрещается: 
1) вскрывать или удалять пузыри; 
2) производить любые манипуляции в ожоговой ране; 
3) удалять прилипшие участки одежды; 
4) удалять из раны кусочки битума и пр.; 
5) накладывать повязки с маслами, жирами, мочой, прочими веществами; 
6) применять растворы марганца, "зелёнки”, йода, одеколона пр. 
7) присыпать рану содой, солью, другими веществами.

  1. При химических ожогах

1) смыть большим количеством проточной водой в течении 10-20 мин (кроме тех случаев, когда контакт химическою вещества с водой противопоказан) попавшее на кожу вещество; 
2) для нейтрализации химического воздействия кислоты участок ожога можно промыть 1-2%-ным раствором пищевой соды, щелочи - слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, 
3) остатки щелочи после промывания водой нейтрализуют слабыми растворами кислот (0,01%-ный раствор хлороводородной кислоты, 1-2%-ный раствор уксусной кислоты). При ожогах веществами, нерастворимыми в воде (фенол, крезол), кожу обработать 40%-ным спиртом; 
4) наложить чистую, сухую повязку.

  1. При электрическом ожоге

1) освобождение от действия электротока; 
2) прекратить действие: выключить рубильник, палкой отбросить провод, вывернуть предохранитель сухой тряпкой, веревкой, выбить палкой. Можно оттащить пострадавшего от провода (руки защитить резиновыми перчатками, сухой тканью). И зоне обрыва контактного провода оказывающий помощь должен находиться в резиновой обуви либо стоять на сухой доске; 
3) при потере сознания немедленно проводить искусственное дыхание любым способом до появления признаков жизни (иногда да до нескольких часов); 
4) при остановке сердца сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца; 
5) после прихода в себя (в сознание) напоить пострадавшего большим количеством жидкости (чай, минеральная вода), дать 1 -2 таблетки анальгина; 
6) на место ожога наложить стерильную повязку (чистую ткань); 
7) обеспечить покой лежа; 
8) даже если не было потери сознания и пострадавший, после оказания помощи, чувствует себя удовлетворительно, его необходимо доставить в лечебное учреждение, т.к. в дальнейшем может произойти нарушение сердечной деятельности.

4. При радиационном поражении

1)укрыть(ся) от воздействия  ионизирующего излучения;

2)принять  радиопротектор и стабильный  йод (при аварии на АЭС);

3)обратиться  немедленно в лечебно-профилактическое  учреждение данного объекта или близрасположенного;

4)провести дезактивацию-помывку  под душем горячей водой с мылом и щеткой.

При наличии  механической травмы, термического ожога  дополнительно следует:

  • рану промыть струей воды с дезинфицирующим средством;
  • рану обработать раствором перекиси водорода с целью удаления радионуклидов;
  • на раневую поверхность наложить асептическую повязку;
  • ввести (дать) обезболивающее средство.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ноосфера, ее значение, образование, распространение