Научное мировозрение, роль естествознания в его формировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания.
Отдельные частные явления соединяются вместе, как части одного целого, и в конце концов получается одна картина Вселенной, Космоса, в которую входят и движения небесных светил, и строение мельчайших организмов, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы мышления или бесконечные законы формы и числа, даваемые математикой

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения.
Глава 2. Суть научного мировоззрения.
Список литературы

Файлы: 1 файл

ксе 22стр.docx

— 182.80 Кб (Скачать файл)

Рациональное начало нельзя смешивать с иррациональным, т.е. с тем, что не является логическим следствием того или иного эмпирического  обобщения. Каждый человек живет  в своей иррациональной среде, играющей важную роль в его действиях и  судьбе. Трудно объяснить иррациональную сущность человека, так как она  обладает своеобразной спецификой и  индивидуальными особенностями, присущими  каждому человеку. Мир человека -- это неразрывная связь рационального и иррационального: интуиции, инстинктов, прозрений, нелогичности поведения и т.п. Любые рациональные действия, основанные на эмпирических фактах, всегда сопряжены с иррациональными элементами. Может быть, иррациональная составляющая мировоззрения дает человеку наибольшую радость, ощущение полноты и прелести жизни. Путь в мир иррационального лежит через религиозные знания, познание искусства, художественных литературных ценностей, через музыку и поэзию, которые способны, минуя логику, затрагивать самые глубинные чувства человека.

В каждом человеке заложено некое иррациональное начало, свой собственный внутренний духовный мир, который не возникает сам по себе. И если люди хотят сохранить себя, свой род, природу и все то, что  накоплено человечеством за тысячелетия, им необходимо не только овладеть естественно-научными знаниями, но и научиться воспринимать те элементы иррационального, которыми богата природа и которые создает человек.

Мировоззрение, включающее рациональное и иррациональное начала, отличается от науки как целенаправленной познавательной деятельности. Наличие  иррациональной составляющей означает, что ограничить мировоззрение определенными  рамками невозможно: в частности, нельзя сделать его основой только одну какую-либо философскую систему. История трех с лишним столетий неопровержимо  свидетельствует, что любая попытка  осуществить такое ограничение (например, признать только материализм в качестве универсального миропонимания, способного заменить религию) кончилась неудачей.

Вместе с тем полностью  сводить религию к иррациональному было бы ошибкой, поскольку она немыслима без рациональных объяснений, лежащих в основе теологии (совокупности религиозных доктрин и учений), которая развивается, как и любая другая наука. Рациональный подход, таким образом, размывает границу между религией и наукой. [3, с.49]

Для более глубокого понимания  сущности научных и религиозных  знаний и их различий попытаемся определить, что такое наука, не ограничиваясь  при этом только аксиоматическими утверждениями: физика -- это наука, биология -- тоже наука, уфология -- нет и т.д. Немецкий философ Георг Гегель (1770--1831) весьма удачно сформулировал основные определяющие науку признаки:

1) существование достаточного  объема опытных данных;

2) построение модели, систематизирующей  опытные данные;

3) возможность на основе  модели предсказать новые факты,  лежащие вне первоначального  опыта.

Названные признаки характерны для любого естественно-научного открытия. Например, Периодический закон Д.И. Менделеева позволил составить таблицу химических элементов и предсказать существование ранее неизвестных химических элементов.

 


Информация о работе Научное мировозрение, роль естествознания в его формировании