Научная картина мира: понятие и строение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Понятие научной картины мира……………………………...4
Формы научной картины мира………………………... …….6
Функции научных картин мира………………………………10
Литература……………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Научная картина мира..docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

Онтологический статус научных  картин мира выступает необходимым  условием объективации конкретных эмпирических и теоретических знаний научной  дисциплины и их включения в культуру

Через отнесение к научной  картине мира специальные достижения науки обретают общекультурный смысл  и мировоззренческое значение. Напр., основная физическая идея общей теории относительности, взятая в ее специальной  теоретической форме (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего  метрику четырехмерного пространства-времени, вместе с тем выступают как  потенциалы гравитационного поля), малопонятна тем, кто не занимается теоретической физикой. Но при формулировке этой идеи в языке картины мира (характер геометрии пространства-времени  взаимно определен характером поля тяготения) придает ей понятный для  неспециалистов статус научной истины, имеющей мировоззренческий смысл. Эта истина видоизменяет представления об однородном евклидовом пространстве и квазиевклидовом времени, которые через систему обучения и воспитания со времен Галилея и Ньютона превратились в мировоззренческий постулат обыденного сознания. Так обстоит дело с многими открытиями науки, которые включались в научную картину мира и через нее влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой жизнедеятельности. Историческое развитие научной картины мира выражается не только в изменении ее содержания. Историчны сами ее формы. В 17 в., в эпоху возникновения естествознания, механическая картина мира была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С появлением дисциплинарно организованной науки (кон. 18 в. — 1-я пол. 19 в.) возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми, автономными формами знания, организующими в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины. Возникают проблемы построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки 19—1-й пол. 20 в. Усиление междисциплинарных взаимодействий в науке 20 в. приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира. Они интегрируются в особые блоки естественнонаучной и социальной картин мира, базисные представления которых включаются в общенаучную картину мира. Во 2-й пол. 20 в. общенаучная картина мира начинает развиваться на базе идей универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода. Выявляются генетические связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате устраняется резкое противопоставление естественнонаучной и социальной научной картин мира. Соответственно усиливаются интегративные связи дисциплинарных онтологии, которые все более выступают фрагментами или аспектами единой общенаучной картины мира.

 

Литература

  1. Садохин, А. П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. стр. 17 (1.5. Научная картина мира) 
  2. Губбыева З.О., Каширин А.Ю., Шлапакова Н.А. Концепция современного естествознания 
  3. Научная картина мира - Визуальный словарь
  4. Алексеев И. С. Единство физической картины Мира как методологический принцип.— В кн.: Методологические принципы физики. 
  5. Степан В. С. Теоретическое знание. М., 2000;
  6. Степан В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Научная картина мира: понятие и строение