Метеориты и их происхождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:13, реферат

Большинство ученых начала 19 века знало, что метеориты действительно являются пришельцами из космоса, но никто толком не знал, о происхождении метеоритов. Быть может, они происходят с Луны или других планет, или же они на самом деле представляют собой глыбы материи блуждающей по просторам нашей солнечной системы? Было предположение, что метеориты являются составными частями комет или звезд, или они все же происходят из космического пространства, за пределами нашего известного мира?
Прошло более ста лет, но чтобы разгадать тайну происхождения, по крайней мере, некоторых конкретных групп метеоритов, требуются исследования, с привлечением методов современной физики, астрофизики, астрономии, химии, минералогии.

КСЕ 2.docx

Редкость и непредсказуемость появления метеоритного вещества на Земле вызывает проблемы при его сборе. До сих пор метеоритные коллекции обогащаются в первую очередь за счет образцов, собранных случайными очевидцами падений или просто любознательными людьми, обратившими внимание на странные куски вещества. Как правило, метеориты снаружи

-20-

оплавлены, и  поверхность их часто несет на себе

своеобразную  застывшую "рябь" - регмаглипты. Только в местах падений обильных метеоритных  дождей целенаправленный поиск образцов приносит результат. Правда, в последнее  время обнаружены места естественной концентрации метеоритов, самые значительные из них в Антарктиде.

Если  имеются сведения об очень  ярком болиде, который мог завершиться  выпадением метеорита, следует  постараться собрать наблюдения  этого болида случайными очевидцами  на возможно большей площади.  Нужно, чтобы очевидцы с места  наблюдения показали путь болида  на небе. Желательно измерить  горизонтальные координаты (азимут  и высоту) каких-нибудь точек этого  пути (начала и конца). При этом  используются простейшие приборы:  компас и эклиметр - инструмент  для измерения угловой высоты (это по сути дела транспортир  с закрепленным в его нулевой  точке отвесом). Когда такие измерения  выполнены в нескольких пунктах,  по ним можно построить атмосферную  траекторию болида, а затем поискать  метеорит вблизи проекции на  землю ее нижнего конца.

Сбор  сведений об упавших метеоритах  и поиск их образцов являются  увлекательными задачами для  любителей астрономии, но сама  постановка таких задач во  многом связана с некоторым  везением, удачей, которую важно  не упустить. А вот наблюдения  метеоритов могут проводиться  систематически и приносить ощутимые  научные результаты. Разумеется, такой  работой занимаются и профессиональные  астрономы, вооруженные современной  аппаратурой. Например, в их распоряжении  имеются радиолокаторы, при помощи  которых метеоры можно наблюдать  даже днем. И все же правильно  организованные любительские наблюдения, которые к тому же не требуют  сложных технических средств,  до сих пор играют определенную  роль в метеоритной астрономии.

-21-

Большинство ученых начала 19 века знало, что метеориты

действительно являются пришельцами из космоса, но никто  толком не знал, о происхождении  метеоритов. Быть может, они происходят с Луны или других планет, или  же они на самом деле представляют собой глыбы материи блуждающей по просторам нашей солнечной  системы? Было предположение, что метеориты  являются составными частями комет  или звезд, или они все же происходят из космического пространства, за пределами  нашего известного мира?

Прошло более  ста лет, но чтобы разгадать тайну  происхождения, по крайней мере, некоторых  конкретных групп метеоритов, требуются  междисциплинарные исследования, с  привлечением методов современной  физики, астрофизики, астрономии, химии, минералогии. Соответственно, одним  из критериев цены метеорита является его происхождение. Более подробную  информацию о ценах на метеориты  читайте на этой странице.

Происхождение метеоритов

С конца 1950-х годов, ученые смогли определить точные орбиты некоторых метеоритов, в основном, обыкновенных хондритов, которые были сфотографированы несколькими камерами во время их падения. Каждая из этих орбит имеет свой афелий, то есть, наиболее удаленную точку от Солнца в поясе астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера, что позволяет предположить, что  хотя бы обыкновенные хондриты — это  фрагменты астероидов.

Эта точка зрения согласуется с тем, что мы знаем  об астероидах. Большинство из них, кажется, представляют собой скальные фрагменты, которые никогда не соединились  силами притяжения в большую планету  из-за возмущающего эффекта гравитационного  поля массивного Юпитера. Следовательно, они должны состоять из первичного вещества, которое осталось более  или менее неизменным на протяжении последних 4,5 миллиардов лет — факты, которые имеют место

-22-

для обыкновенных хондритов и большинства других

метеоритов.  Сегодня широко признано, что большинство  метеоритов, берут свое начало в  поясе астероидов, следовательно  имеют астероидное происхождение.

На самом деле, пояс астероидов населен тысячами крупных  астероидов. Альбедо и спектры  отражения астероидов служат основой  для системы классификации, и  они дают нам представление об их составе. Астероиды М-типа имеют  в составе металлы, показывая  спектральные характеристики, аналогичные  железным метеоритам. Астероиды С-типа характерны для темных тел, с почти  безликим спектром, предполагая, углеродистый состав. Кроме того, метеориты, имеющие  происхождение от астероидов С-типа, могут иметь в своем составе  включения алмазов (особая форма  кристаллической решетки углерода). Астероиды S-типа представляют собой  спектрально разнообразный класс, который включает в себя хондриты и ахондриты родительских тел.

Характерным примером происхождения метеоритов является астероид Веста. При диаметре около 530 км, Веста является сферическим  объектом, который имеет много  общих черт с планетами земной группы, например, Венерой, Марсом и Землей. На астероиде Веста есть кратер вблизи его южного полюса, который составляет 460 км в ширину и 30 км глубиной — остатки чудовищного удара, который расколол базальтовую кору Весты до ее мантии. Из-за огромной силы этого удара, большие куски материи были выброшены из Веста, образуя астероиды меньшего размера и аналогичного состава — так называемые Вестоиды. Некоторые из этих «детей Весты» впоследствии пересеклись с орбитой Земли, и упали на Землю в виде метеоритов.

-23-

Метеорит астероидного происхождения

Несколько метеоритов имеет более известное происхождение.

В начале 1980-х  годов, японские и американские ученые обнаружили первые лунные метеориты  в ледяных полях Антарктиды  -  фактически

фрагменты Луны! Впоследствии, несколько других метеоритов лунного происхождения было извлечено  из жарких пустынь Австралии, Африки, и Омана. В результате общее число  лунных метеоритов достигло около 70. Все  эти метеориты по минеральному составу  похожи на образцы, полученных с лунных миссий «Аполлонов», доказав свое лунное происхождение. Если вы решили прикупить  такой метеорит, будьте осторожны. Вот  несколько советов при покупке  метеоритов.

Метеориты следующей  группы еще более увлекательны, так  как они являются подлинными фрагментами  планеты Марс. При возрасте кристаллизации от 1,35 до 0,15 миллиарда лет, большинство  метеоритов этой группы очень молоды, по сравнению с другими ахондритами. В 1980 году открытие газовых включений  в составе метеоритов марсианского происхождения, дали  окончательный  ответ. На основании данных, полученных зондами викингов, которые приземлялись на Марс в 1976 году, газ в составе  этих метеоритов более или менее  идентичен газам атмосферы Марса, что является убедительным доказательством  принадлежности этой группы метеоритов планете Марс, а метеориты относятся  к группе метеоритов марсианского происхождения. Интересные статьи о метеоритах, астероидах, кометах читайте здесь.

-24-

Заключение

Среди ученых до сих пор продолжаются дискуссии  о соответствии метеоритов разных классов  тем или иным типам астероидов. В частности о том, почему оптические характеристики наиболее многочисленных астероидов S-типа не совпадают с  теми же характеристиками наиболее часто  падающих на Землю хондритов, и о  других проблемах взаимосвязи метеоритов и астероидов. Но самое главное, до сих пор уверенно не решена небесно-механическая проблема транспортировки вещества из пояса астероидов к земной орбите. Большинство ученых сейчас все же склонны считать, что наиболее вероятными источниками падающих на земную поверхность  метеоритов являются астероиды, сближающиеся с Землей (это т.н. Атонцы, Аполлонцы и Амурцы). Однако все они достаточно мелкие - не более нескольких десятков километров. Самые большие среди них 1036 Ганимед и 433 Эрос, средние диаметры которых составляют 38,5 и 22 км соответственно. И все же популяция сближающихся с Землей астероидов еще изучена недостаточно для того, чтобы можно было уверенно ее считать основным источником метеоритного вещества.

Куда бы ни вывели нас тернистые пути познания в  будущем, но уже сейчас очевидно, что  метеориты - это один из важнейших  источников информации о прошлом, настоящем  и будущем нашей планетной  системы, а быть может, и других миров.

-25-