Место человека во вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Конечно, учёные с помощью современных приборов изучают вселенную, но то, что они наблюдают, — лишь ничтожная её часть: проявленная составляющая. А ведь можно проникнуть и в самые глубинные слои вселенной.
Человек во вселенной маленькая пылинка, рождённая временем, пространством и духом. Слившись с Землёй единым движением и судьбой, он мерно кружит в пространстве Вселенной. Живая клетка живой планеты, единая часть духа, часть настоящего мига и настоящей реальности.
Наше физическое тело неразрывно связано с телом Земли и телом вселенной.
"Мы не падающие звездочки. Мы принадлежим всем этим звездным мирам, составляем с ними единое целое! Человек — это колония клеточек. Клеточки, сочетаясь, составляют разумное существо, управляющее не только собою, но и, отчасти, судьбами мира, которого они составляют лишь часть!" В.И. Вернадский

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Картина мира как цель естествознания…………………………….5
Влияние космоса на человека………………………………………9
Антропогенное воздействие на космос…………………………...13
Место человека во вселенной……………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

Все эти условия, в свою очередь, предъявляют определенные требования ко Вселенной. Действительно, как минимум время ее существования должно быть таким, чтобы звезды возникли, обзавелись планетами, на них зародилась жизнь и эволюция ее привела к разумной форме (ну и, естественно, чтобы разумная жизнь тоже имела время, хотя бы для доказательства своей разумности). Таким образом мы видим, что факт существования разумной жизни накладывает весьма жесткие условия на структуру и строение Вселенной, в которой она существует. И оказывается, что эти ограничения намного более впечатляющи, нежели простое требование достаточного времени существования Вселенной. К этому вопросу мы и переходим.

Б. Картер сформулировал  слабый антропный принцип так: «То, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя». Известный советский космолог А. Л. Зельманов дает сходную формулировку: «Мы являемся свидетелями данных процессов потому, что другие процессы протекают без свидетелей». Таким образом, влияние слабого антропного принципа распространяется только на тот отрезок эволюции Вселенной, когда в ней возникла разумная жизнь и требуется, чтобы именно в эту эпоху Вселенная удовлетворяла тем жестким условиям, которые были указаны выше.

Но обладает ли в этом случае сформулированный принцип какой-либо эвристической силой и не является ли он простой констатацией факта? Прежде всего заметим, что сложные формы движения материи (сложные химические соединения, необходимые для разумной жизни) могли возникнуть во Вселенной только на определенном этапе ее эволюции. Таких условий не было в далеком прошлом Вселенной, когда не было еще ни звезд, ни планет. По-видимому, большие трудности для зарождения жизни (а тем более, разума) возникнут и в далеком будущем, когда погаснут звезды, а тем. более позже, когда начнут распадаться тяжелые частицы, превращаясь в фотоны и нейтрино.

Итак, мы приходим к выводу: разумная жизнь может возникнуть во Вселенной во вполне определенный период — в эпоху, когда есть для  этого условия. Следуя И. Д. Новикову, можно сказать, что Вселенная  может «порождать наблюдателей» («свидетелей») только в нашу эпоху. Этот вывод позволяет  объяснить совпадение времен, подмеченное  Дираком. Можно показать, что промежуток времени 10^10 по порядку величины равен  продолжительности жизни средней  звезды, и возраст Вселенной примерно равен возрасту звезд. Когда возраст  Вселенной намного превзойдет возраст  звезд и они потухнут, зарождение и развитие жизни вплоть до разумной, станет уже невозможным. С другой стороны, тот же процесс невозможен и в заметно более раннюю эпоху, ибо для этого необходимо появление звезд и их длительное стабильное излучение. Еще один вывод слабого антропного принципа: наблюдатели могут появиться только при определенном наборе физических констант (включая и размерность пространства), при определенных физических законах. Если и были (и, возможно, есть?) вселенные с иными законами, в них никогда не возникнет разумная жизнь. В этом смысле, наша Вселенная такая, какой мы ее видим именно потому, что в ней есть мы.

Последний вывод допускает  довольно-таки глобальное обобщение, которое  названо сильным антропным принципом. Б. Картер сформулировал его так: «Вселенная должна быть такой, чтобы  в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель». Этот принцип накладывает ограничения уже на все врем я существования Вселенной и всю ее структуру. Он утверждает, что Вселенная должна быть приспособлена для возникновения и развития жизни, и как законы физики, так и начальные условия подстраиваются так, чтобы обеспечить эволюцию жизни вплоть до ее разумной формы. В этом отношении сильный антропный принцип сродни религиозному объяснению мира: Бог сотворил мир, чтобы люди населяли его. Очевидно, что в этом случае слабый антропный принцип есть лишь частный случай сильного.

С физической и философской  точек зрения представляется странным, что только существование разумной жизни должно объяснить структуру  Вселенной. Сложившиеся физические условия могли бы привести к появлению  человека, но вряд ли можно приписать  разумной жизни возможность формулировать  требования, обязательные для всей окружающей материи в любые временные  эпохи. В середине 80-х гг. А. Линде и А. Старобинский предложили такую модель возникновения Вселенной, которая предполагает, что природа действительно «пыталась и пытается создавать» бесконечное число вселенных с разной физикой, т. е. с разными наборами фундаментальных констант, с разной размерностью пространства и т. д. И тогда мы — наблюдатели — появились только в редчайшей из этих вселенных, нашей Вселенной, которая удовлетворяет всем требованиям, необходимым для возникновения и развития жизни вплоть до разумной формы, т. е. в том мире, который подчиняется сильному антропному принципу.

Подведем итоги. Современная  наука установила, что для развития разумной жизни требуются очень  специфические условия, накладывающие  довольно жесткие ограничения на свойства Вселенной. И что интересно, наша Вселенная оказалась необычно точно удовлетворяющей всем требованиям, правда, и очень чувствительной к  незначительному изменению каждой из фундаментальных констант, ответственных  за ее свойства, причем любое это  изменение практически делает невозможным  существование разумной жизни. Для  объяснения этой удивительно точной настройки был выдвинут антропный  принцип, связывающий фундаментальное  строение Вселенной с фактом существования в ней разумной жизни. Этот принцип позволяет понять весьма специфические свойства наблюдаемой Вселенной: чрезвычайную однородность в большом масштабе, но все-таки не такую, чтобы не могли образоваться галактики; достаточно низкую температуру, необходимую для химических реакций; значение постоянных, характеризующих четыре известных нам типа взаимодействий, позволяющих существовать ядрам, но не позволяющих выгорать всему космическому водороду и др.

Но в своей сильной  форме антропный принцип приводит к заключениям, которые справедливо  критикуются как физиками, так  и философами. Однако дальнейшее развитие науки позволит построить такую  физическую модель Вселенной, в которой  антропный принцип получит свое материалистическое толкование и займет вполне естественное место. Но пока это  остается только теоретической схемой, требующей дальнейшей разработки и  практического подтверждения. Поэтому  история антропного принципа еще  далека от окончательного завершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек и Вселенная, взаимоотношения  людей и окружающего мира – извечный вопрос, который беспокоил гениальнейшие умы на протяжении многих тысячелетий существования человечества. Будь то Восток или Запад, древние народы или современное урбанистическое общество, всегда находились те, кто свою жизнь посвящал изучению Homo sapiens и его связям с природой Земли, с ее существом, структурой, строением. Результатом трудоемких биологических и химических исследований, сложнейших медицинских практик и тысячелетнего опыта можно назвать вывод, к которому приходит большинство исследователей, а именно: Человек – часть Вселенной, он такая же равноценная часть нашей планеты, как растения, животные и многие другие организмы живой и неживой природы. Этому есть множество доказательств, которые берут свое начало у истоков старейших цивилизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бочкарёв А. И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов / А. И. Бочкарёв, Т. С. Бочкарёва, С. В. Саксонов; под ред. проф. А. И. Бочкарёва.  – Тольятти:  ТГУС, 2008. – 386 с.
  2. Грушевская Т.Г., Садохин П.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 2007
  3. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: Учебник. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 540 с.
  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Я. Дубнищева. -6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -608 с.
  5. Концепции современного естествознания: Под ред. профессора СИ. Самыгина. Серия ≪Учебники и учебные пособия≫ — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: ≪Феникс≫, 2003. — 448 с.
  6. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд-е. – Уфа, 2003. – с.
  7. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – М., 2006. - 264 с. 
  8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — (в пер.)

Информация о работе Место человека во вселенной