Место человека во вселенной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Конечно, учёные с помощью современных приборов изучают вселенную, но то, что они наблюдают, — лишь ничтожная её часть: проявленная составляющая. А ведь можно проникнуть и в самые глубинные слои вселенной.
Человек во вселенной маленькая пылинка, рождённая временем, пространством и духом. Слившись с Землёй единым движением и судьбой, он мерно кружит в пространстве Вселенной. Живая клетка живой планеты, единая часть духа, часть настоящего мига и настоящей реальности.
Наше физическое тело неразрывно связано с телом Земли и телом вселенной.
"Мы не падающие звездочки. Мы принадлежим всем этим звездным мирам, составляем с ними единое целое! Человек — это колония клеточек. Клеточки, сочетаясь, составляют разумное существо, управляющее не только собою, но и, отчасти, судьбами мира, которого они составляют лишь часть!" В.И. Вернадский

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Картина мира как цель естествознания…………………………….5
Влияние космоса на человека………………………………………9
Антропогенное воздействие на космос…………………………...13
Место человека во вселенной……………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….26

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Картина мира как цель естествознания…………………………….5
  2. Влияние космоса на человека………………………………………9
  3. Антропогенное воздействие на космос…………………………...13
  4. Место человека во вселенной……………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Естествознание включает в себя не только науки о неживой  природе: астрономию, геологию, химию, но и науки о живых организмах: биологию, ботанику, антропологию и  др.

Во Вселенной каким-то образом, пока еще не известным науке, возникли живые структуры, могущие  воспроизводить себе подобных. Живой  мир возник из неживого и находится с ним во взаимодействии. Живое является частью природы, элементом системы мира. Утверждение о том, что мир есть система, предусматривает взаимодействие элементов системы между собой. Велика роль высокоорганизованной живой материи.

Мощь человеческого разума оказалась настолько велика, что  человек за весьма короткий исторический интервал времени (верхний предел - десятки тысяч лет, нижний предел несколько тысяч лет) смог не только понять устройство мира, но и проникнуть в тайны материи. Возможность  понимания физических свойств областей Вселенной, находящихся в далеких  и даже противоположных частях Метагалактики, свидетельствует о единстве природы  и единстве живой и неживой  материи.

Человек неразрывно связан с космосом и своим происхождением обязан космосу. Химический состав вещества, из которых состоит организм человека и других биологических структур, резко отличается от химического  состава дозвездного вещества и  звезд первого поколения. Человеческое тело на 65% состоит из кислорода, на 18% из углерода, также в нем имеется  азот, магний, фосфор и другие элементы. Всего в живых организмах установлено  наличие 70 химических элементов.

Вселенная бесконечна и она постоянно развивается. Даже на самом совершенном современном космическом корабле человек не может проникнуть за пределы солнечной системы, не говоря уже о нашей галактике.

Конечно, учёные с помощью  современных приборов изучают вселенную, но то, что они наблюдают, — лишь ничтожная её часть: проявленная  составляющая. А ведь можно проникнуть и в самые глубинные слои вселенной.

Человек во вселенной маленькая  пылинка, рождённая временем, пространством  и духом. Слившись с Землёй единым движением и судьбой,  он мерно кружит в пространстве Вселенной. Живая клетка живой планеты, единая часть духа, часть настоящего мига и настоящей реальности.

Наше физическое тело неразрывно связано с  телом Земли и телом вселенной.

"Мы не падающие звездочки.  Мы принадлежим всем этим звездным  мирам, составляем с ними единое  целое! Человек — это колония  клеточек. Клеточки, сочетаясь, составляют  разумное существо, управляющее  не только собою, но и, отчасти,  судьбами мира, которого они составляют лишь часть!"  В.И. Вернадский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  КАРТИНЫ МИРА КАК ЦЕЛЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

На протяжении всей истории  человечества возникновение и развитие науки, в том числе и естествознания, как и любого другого вида человеческой деятельности, всегда было неразрывно связано с потребностями человеческого  общества. Стимулом для появления  астрономии были потребности человека ориентироваться в пространстве (ориентирование на местности, определение  широты и долготы) и во времени (счет времени, календарь). Второй основной причиной изучения космоса является извечная любознательность человека. Оказалось, что кроме удовлетворения насущных потребностей, человек хочет выяснить свое место в Мире. Чтобы освоить  Мир, он должен знать, его устройство и принципы действия. Целью любой  науки, как интеллектуальной формы  деятельности человека, является формирование картины мира.

Картина мира является эволюционным понятием. По мере познания природы  картины мира менялись. Количественные изменения в знаниях приводили  к скачкам в отношении целостностного представления о мире. На формирование картин мира накладывали отпечаток  две основные черты, связанные с  социальным характером процесса познания:

  • безграничная экстраполяция известного на неизвестное (плоскостность участка поверхности Земли на представление обо всей Земле; физические условия на Земле на представление об условиях на других планетах, Луне, Солнце...);
  • антропоцентризм (топоцентризм, геоцентризм, гелиоцентризм, галактикоцентризм и т.д.).

Картина мира не может быть абсолютно достоверна, как не может  быть абсолютного знания, но в каждой картине мира есть достоверное ядро, которое уже не меняется при переходе на другую картину мира. Картина  мира, существующая на данном историческом этапе развития человечества, является единой, но в каждой науке рассматриваются  различные аспекты общей картины мира. Поэтому, можно говорить об астрономической картине мира - картине мегамира, сформированной преимущественно методами астрономии и физики, о физической картине мира, биологической картине мира и т.д.

На протяжении человеческой цивилизации неоднократно менялись картины мегамира.

  1. Первой картиной Вселенной было представление о плоской Земле, накрытой хрустальным куполом неба. Это представление, отраженное в мифологии многих народов мира, основывалось на зрительных восприятиях древнего человека. Такая картина мира была развита в основных религиях представлениями о многослойной Вселенной: три основных этажа: небо, земля, преисподняя, состоящая в свою очередь из нескольких функциональных оболочек. Мифологические картины мира, являлись ложными, тем не менее, они были первыми попытками понять устройство мега мира и положение человека в нем. Благодаря им, человек оказался подготовленным к более глубокому познанию мегамира.
  2. Первой научной картиной мира была геоцентрическая модель мира Птолемея. В ней утверждалась пространственность Вселенной, дискретность космических тел и их движение, был создан математический аппарат, позволяющий вычислять положение космических тел на небе. Хотя эта картина мира в целом была неверна, но ее обстоятельность, отсутствие новых идей позволили просуществовать ей около полутора тысяч лет.
  3. Революционный переворот в познании мира был совершен ученым Н. Коперником в XV веке, создавшим гелиоцентрическую картину мира. В нее утверждалась подвижность Земли, находящейся не в центре мира, а занимающей рядовое положение в Солнечной системе. В его теории устройство Солнечной системы оказывалось принципиально более простым, и объяснялись многие наблюдаемые небесные эффекты. Однако переворот в человеческом сознании оказался настолько большим, что потребовалось около двухсот лет, что бы эта теория утвердилась. Картина мегамира Коперника имела и принципиальные недостатки. Космос Коперника был ограничен пространственно, так как в нем рассматривалось устройство только внутренней части Солнечной системы (по орбиту Сатурна). В ней сохранилось представление о сфере неподвижных звезд и атавизмы теории Птолемея: круговые движения небесных тел и эпициклы, хотя количество последних стало существенно меньше.
  4. Гелиоцентрическую систему мира сменила картина однородной и бесконечной Вселенной Ньютона, заполненной звездами - солнцами. Закон всемирного тяготения и законы динамики объясняли наблюдаемое движение небесных тел. Законы Ньютона не только обосновали геометрию и кинематику Солнечной системы, но и позволили в последствии объяснить устройства звездных систем и движение звезд в них. Система мира Ньютона впоследствии дополнилась представлениями У. Гершеля о структурной Вселенной.
  5. В иерархической гравитационной картине мира выявились принципиальные недостатки, получившие название парадоксов: гравитационного, фотометрического, термодинамического. Эта картина мира была заменена новой более сложной моделью расширяющегося мегамира Эйнштейна - Фридмана, в которой также существуют иерархические структуры. В последние десятилетия XX века эта картина мира была уточнена. По современным представлениям Вселенная (точнее Метагалактика) имеет филаментарно (волокнисто) - ячеистую структуру.
  6. Новая формирующаяся космофизическая картина мира основывается на новейших открытиях и достижениях физики элементарных частиц, астрономических открытиях, сделанных с помощью больших телескопов и космических аппаратов. Ее принципиальным положением является представление о "раздувающейся Вселенной", о множестве угасающих и возникающих вселенных, характеризующихся разными физическими свойствами.

Картины мира являются своего рода индикаторами развития человеческого  общества. Их появление связано обычно с переломом в развитии общества, их уровень отражает уровень развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ВЛИЯНИЕ КОСМОСА НА ЧЕЛОВЕКА

 

Естествознание включает в себя не только науки о неживой  природе: астрономию, геологию, химию, но и науки о живых организмах: биологию, ботанику, антропологию и  др. Во Вселенной каким-то образом, пока еще не известным науке, возникли живые структуры, могущие воспроизводить себе подобных. Живой мир возник из неживого и находится с ним во взаимодействии. Живое является частью природы, элементом системы мира. Утверждение о том, что мир есть система, предусматривает взаимодействие элементов системы между собой. Велика роль высокоорганизованной живой материи. Мощь человеческого разума оказалась настолько велика, что человек за весьма короткий исторический интервал времени (верхний предел - десятки тысяч лет, нижний предел несколько тысяч лет) смог не только понять устройство мира, но и проникнуть в тайны материи. Возможность понимания физических свойств областей Вселенной, находящихся в далеких и даже противоположных частях Метагалактики, свидетельствует о единстве природы и единстве живой и неживой материи.

Человек неразрывно связан с космосом и своим происхождением обязан космосу. Химический состав вещества, из которых состоит организм человека и других биологических структур, резко отличается от химического  состава дозвездного вещества и  звезд первого поколения. Человеческое тело на 65% состоит из кислорода, на 18% из углерода, также в нем имеется  азот, магний, фосфор и другие элементы. Всего в живых организмах установлено  наличие 70 химических элементов. Все  химические элементы, более тяжелые, чем водород и гелий, включая  железо, синтезировались в термоядерных реакциях в недрах звезд. Химические элементы, более тяжелые, чем железо, образовались во время взрывов Сверхновых звезд, то есть во время коллапса массивной  звезды.

Из рассеянного звездного  вещества, насыщенного тяжелыми элементами, сформировались звезды второго поколения, к которым относится и Солнце, а также планеты. Уже из этого вещества возникли и земные живые организмы. Не будет преувеличением утверждать, что человек, как и другие биологические структуры на Земле, - это дети звезд; не было бы эволюции звезд и, вероятно, не было бы человека.

Жизнь на Земле существует около трех миллиардов лет, а вот  человек как биологический вид  насчитывает не более двух миллионов  лет. Одной из причин появления человека, как биологического вида, могли быть мутации, вызванными изменениями в  окружающей среде.  Таким фактором могла оказаться вспышка Сверхновой в окрестностях Солнца. Поток корпускулярного и электромагнитного излучения мог привести к изменениям мозга предшественника человека и обезьяны, в результате чего появился человек разумный.

Не только возникновение, но и эволюция живого на Земле, сильно зависит от космических факторов. Известны глобальные проявления на поверхности  Земли, которые к гибели отдельных  видов живых организмов. Например, гибель гигантских ящеров 65 миллионов  лет назад объясняется столкновением  Земли с малым телом типа кометы или астероида, в результате чего произошло запыление атмосферы  и понижение температуры. Периодические  оледенения Земли также носят  глобальный характер и все больше ученых склоняются к мысли об их космической природе (в частности, прохождением Солнечной системы  через облака космической пыли).

Солнечная система в целом  находится в благоприятном месте  Галактики. Она расположена на окраине  звездной системы, на расстоянии 10 килопарсек от нестационарного ядра. Солнце находится  вне областей звездообразования  и период обращения Солнца вокруг ядра Галактики равен периоду  обращения звезд спиральных рукавов этой части Галактики. Таким образом, по крайней мере, в течение нескольких оборотов Солнца стабильность окружающего Солнечную систему космического пространства сохраняется.

Роль самого Солнца велика в функционировании живого на Земле. Солнце оказывается достаточно стабильным объектом, по крайней мере, в течение  нескольких миллиардов лет Солнце сохранило  свою светимость и постоянство характера  излучения. Но это не означает, что на Солнце не протекают активные процессы, под которыми понимают быстрые явления, сопровождаемые увеличением корпускулярного и электромагнитного излучений. Прежде всего - это солнечные вспышки, когда на Солнце, в области между двумя участками с сильными локальными магнитными полями разной полярности происходит резкое увеличение температуры, при этом происходят выбросы корпускул. Электромагнитное и корпускулярное излучения, достигнувшие поверхности Земли, приводят к нарушению радиосвязи, плохому самочувствию, особенно людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, увеличению числа инфарктов, повышению числа автомобильных катастроф. Особенно опасны вспышки на Солнце для космонавтов на орбите, которых не защищает земная магнитосфера. Обнаруженные в последние годы озоновые дыры пропускают жесткое ультрафиолетовое излучение, которое тоже является опасным для людей.

Информация о работе Место человека во вселенной