Кооперативная концепция С. С. Маслова (1887 – после 1945)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности идей и положений кооперативной концепции Маслова.
Задачи работы:
Проследить этапы кооперативной и политической деятельности Маслова.
Рассмотреть теоретические особенности его кооперативной концепции.
Проанализировать отношение Маслова к социально-экономическим процессам и явлениям советской России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Практика кооперативной деятельности С. С. Маслова
Из кооператоров - в политики
В поисках политического самоопределения
С.С.Маслов и Трудовая крестьянская партия
Глава 2. Теоретические основы сельскохозяйственной кооперации в работах С. С. Маслова
Глава 3. Анализ С. С. Масловым социально-экономических процессов в советской России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Кооперативная концепция С. С. Маслова (1887 – после 1945).docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

Но впоследствии будущие действия Сергея Семеновича стали свидетельством того, что был полностью не согласен с политикой, которую осуществляла государственная власть. Нача работать в Москве в качестве заведующего  инспекторским подотделом лесопромышленного  отдела культпромсекции, уже в декабре 1920 года он сформировал нелегальную политическую ячейку, которая получила название "Крестьянская Россия". Её структуру образовали студенты и преподаватели Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

Поэтому, естественно, нельзя удивлять тому, что власть отрицательно относилась к Маслову, испытывая к нему минимум  доверия. Дважды он был арестован. В  ноябре 1920 года московская ЧК арестовала "как подозрительных" С. С. Маслова и К. А. Новикова на квартире С. Е. Уманской,  которая была сотрудницей статистического отдела Главкустпрома. Арестованные оправдывали ночную встречу старым знакомством - все они до 1917 года работали в Вологодском обществе сельского хозяйства, а на тот момент осуществляли сотрудничество  с различными московскими кооперативными организациями. Арестованных допросили и позже выпустили на свободу.

Довольно огромное влияние на идею формирования крестьянской партии оказало движение крестьян, которое получило огромный размах в 1918-1921 годах. На Европейском Севере России, с которым Маслов сохранял постоянную связь, только в Вологодской губернии вооруженными крестьянскими восстаниями был охвачен 31 уезд. Масштаб волнений достиг такого размера,  что в марте 1921 года в Верховажском районе повстанцы образовали армию, численность которой достигала более 5000 человек, и двинулись от села Верховажье на Вельск. Крестьянским движением были охвачены Никольский, Биряковский, Чебсарский, Грязовецкий и остальные районы. При этом крестьяне показали умение выдвигать лидеров и выражать политические требования. Чекисты отмечали, что восстания начала 1920-х годов проходили под влиянием идеи создания "Крестьянского союза". Так, упоминавшееся восстание в селе Верховажье было составной частью движения "Союза хлеборобов", которое охватило весь Вельский уезд.

Чисто интуитивно угадывая "замыслы" Маслова, ЧК привлекало его к ответственности  по различным вопросам. Так, только к 5 апреля 1921 года было завершено  дело "по обвинению Маслова, члена Учредиловки, за хранение звонкой монеты серебра... в сумме 31 рубль 10 копеек, которое было возбуждено Вологодской ЧК в конце сентября 1920 года17. Сжимавшийся круг преследования и политические замыслы С. С. Маслова способствовали тому, что он был вынужден эмигрировать. 18 августа 1921 года Маслов выехал из России в Польшу, а в октябре того же года прибыл  в столицу Чехии, Прагу. 

 

1.3. С.  С. Маслов и Трудовая крестьянская  партия 

Будучи в эмиграции, Маслов Сергей пытался осмыслить события, которые  произошли в нашем государстве. Анализируя всё, что произошло, он пришёл к выводу, что роль крестьянства в нашей стране определяющая. По этому поводу он утверждал: "Общественная роль крестьянства делает неизбежной для будущей власти в России искать свою социальную опору, прежде всего  в крестьянстве... Россия будет либо крестьянской державой, или ее вовсе  не будет".  Его взгляды поддерживали многие российские эмигранты. Уже в 1921 году  "Крестьянская Россия" была возрождена уже за границей. Впоследствии на съезде, состоявшемся в 1927 году,  «Крестьянская Россия»  была преобразована  в партию, которая получила название «Трудовая крестьянская партия». Именно Маслов  С.С. стал её Генеральным  секретарём.  Партия пользовалась огромным успехом, оказав влияние на эмигрантские круги Польши, стран Прибалтики, Югославии, дальнего Востока и даже Праги!  Притом, особенное влияние  она оказывала на молодёжь.

Кроме организационных работ, которые  проводились Масловым, и его политической деятельности, Маслов также увлекался  научной работой, проводя публичные  выступления. В 1923-1924 годах он осуществлял  руководство над заграничным  отделом пражского Института  изучения России,  контролировал  работу Комитета практических проблем  сельской жизни, читал лекции в Русском  народном университете в Праге, был  одним из основателей Союза русских  писателей и журналистов. В 1930-е  годы Маслов не раз выступал с различными докладами на заседаниях экономического кабинета профессора С. Прокоповича, перед  различными аудиториями. Постоянная научная  и организационная деятельность делала его жизнь довольно яркой  и своеобразной, делая её, таким  образом, более динамичной.   Маслов посетил Германию, Моравскую Остраву, Белград, Софию, Субботицу, Париж, где он постоянно выступал с публицистическими докладами. Аудитория была весьма многолюдной, число слушателей достигало несколько сотен.

Но всё-таки программные положения  партии "Крестьянская Россия " оставались довольно опасными для господствовавшей в нашем государстве идеологии. С чем это было связано? Как  считал сам Маслов, крестьянство наравне  с казачеством считалось основой  государственной жизни России. Оно  шло впереди, захватывая  новые  территории, из жителей сел на 80 процентов  комплектовалась армия, большая  часть богатства страны формировалась  именно в деревне, там проживало 2/3 всех государственных налогоплательщиков.

Но, несмотря на это,  власть видела в крестьянстве только инструмент для  развития государства, выжимая, тем  самым, из него непосильные налоги и  не принимая во внимание сельские нужды. Деревня была политически бесправной, по словам Маслова. О ней заботились в самую последнюю очередь. Маслов считал, что всё это, конечно, несправедливо  и вредно, в первую очередь, для  самого государства. Но, тем не менее, Маслов не ожидает от власти каких-либо изменений. Он говорит, что власть коммунистов, в сущности, враждебна крестьянству. Эта власть просто испытывает страх,  боязнь от объединения крестьянства, пытаясь уничтожить любые попытки  его объединения.

Задача данной партии- оказать помощь крестьянству в организации, чтобы оно добилось создания демократического устройства. Причём, главную роль в строительстве новой власти должно сыграть именно крестьянство с помощью своей организации- крестьянской партии.

По мнению Маслова, крестьянская партия, принимая участие в управлении нашей  страной, обязано охранять государственного единство России,  пытаясь обеспечить максимальную свободу  для развития ей отдельных регионов и областей,  устанавливать справедливые налоги, равно распределяя обязанности  и права между городским и  сельским населением.  В сфере  сельского хозяйства- развивать земледелие, устанавливая право собственности за каждым крестьянином,  оказывать помощь в развитии кооперации. В промышленном секторе- передавать организации и предприятия в частную собственность. В международной политике- осуществлять политику, ориентированную на мировое сотрудничество и кооперацию, которая направлена на восстановление и защиту интересов нашей страны.

1920- 1990-е года. Как считает Сергей  Семёнович, были именно теми  годами, когда можно было осуществить  данный переворот.  «Даже верхушка  партии, - говорит, - Маслов, "чувствует  необходимость перемен", о них  "тихо вздыхает и шепотком  говорит... правая коммунистическая  оппозиция во главе с тремя  Ивановичами (Рыков, Томский и  Калинин)». 6

По мнению Маслова, крестьянству необходимо сформировать подпольную организацию, которая состояла бы  из "немногочисленных по составу партийных групп (не больше 3-7 человек),  которые связаны между собой лишь  через уполномоченных и их заместителей".  7

Члены партии обязаны были искать союзников  в городах, среди рабочих, среди деревенской и городской  интеллигенции и в армии. Маслов полагал, что деятельность партии важно  развивать в нескольких направлениях.  Первый фронт крестьянской борьбы  был назван "мирно-политическим". Задача данного направления - удаление коммунистов из сельских организаций  и замещение обнаруженных  мест представителями крестьянства, которые  поддерживали идеи ТКП.  Вторым фронтом  должен был стать экономический. Главная задача его деятельности-  сокращение продаж продовольственных припасов заготовительным органам, уменьшение покупок промышленных товаров, неплатежей или задержек налогов, отказ от покупок заемных бумаг, пожертвования на МОПР, отказ от работы в совхозах. Весьма большой эффект мог бы вызвать бойкот советской водки, продажа которой давала огромные поступления в бюджет. Третьим фронтом крестьянской борьбы Маслов  считал культурный, цель деятельности которого заключалась, главным образом, противостоянии оскудению добрых начал человека, прежде всего,  против влияния коммунистической пропаганды. Четвертым он считал фронт "вооруженно-политической борьбы". По мнению Сергея Семеновича, эта политическая борьба велась крестьянством постоянно. Эта борьба  необходима лишь для последних этапов схватки населения с властью, в другие моменты она повлечет слишком много жертв.

Таким образом, предложенную Масловым программу действий  невозможно было осуществить. Поскольку, во-первых, крестьянство в нашей стране всегда было трудно организуемым классов. Кроме  того, огромное влияние на это также  оказала сезонность сельскохозяйственного  производства, разрозненность, конкуренция  между хозяйствами. Да и, надо сказать, что сама мысль, сама идея о создании подпольной партии являлась абсолютно  утопичной. Маслов не принимал во внимание новую ситуацию в нашем государстве, возросшую мощь репрессивного аппарата. И социальной опоры, как таковой, в нашей стране не было. Той опоры, что необходима  для создания оппозиционной крестьянской организации: многие сельские хозяева, составлявшие основу кооперации в деревне, были раскулачены, а кооперативная интеллигенция  и её деятельность строго контролировались, несмотря на то, что оппозиционные настроения в советском обществе, конечно, присутствовали.

  
Глава 2. Теоретические основы сельскохозяйственной кооперации в работах С. С. Маслова

 

Основу  теоретического построения Маслова  составляет излюбленная  мысль народников об индивидуальности и самобытности российской жизни ввиду сохранения общины.

Он  считает, что общинное землевладение  является признаком, который характеризует  отсталость государства, в то же время полагая, что землевладение составляет особенность и выгоду нашей страны.

Но несмотря на это, общину он рассматривает в качестве особого фактора, который позволяет формировать специфическую социальную психологию крестьянской среды, его предрасположенность к восприятию  артельных воззрений и идей, вопреки традиционной привязанности к собственной земли. Маслов считал, что общинный традиции, которые были свойственны крестьянской среде на фоне широкой популярности социалистических взглядов и их влияния на все кооперативное движение, обуславливают тягу крестьян к земледельческим артелям.

Также довольно интересными мне показались размышления Маслова по поводу сохранения индивидуального хозяйства артельщиков. Артель обязана стремиться быть как можно дальше принудительно-казарменного строя, который нивелирует все склонности личности и  уродует последнюю.  По мнению Маслова, индивидуальное хозяйство ни в коем случае нельзя запрещать, поскольку оно удовлетворяет индивидуальные склонности представителей артели, является основой в домашнем хозяйстве, «создает уют вокруг жилища» и т.д. Он также подмечает, что существует определённое противоречие между общественным и индивидуальным производством, но его можно ликвидировать.

Основу  руководства артелью должны составлять четыре главных принципа: активное участие все членов артели в управлении, коллективность выборных органов, формирование контролирующих органов и специализация  органов управления по конкретным  областям артельной деятельности.

В своих взглядах Маслов руководствовался представлениями о кооперативной  организации как экономическом  учреждении, главной целью деятельности которого считалась  капитализация, в независимости от того, на какие  нужды (социально значимые или нет) планировалось потратить прибыль. Маслов попытался вывести за рамки  учения о кооперации внеэкономические, внехозяйственные цели и задачи, которые ставили перед собой экономические индивиды и субъекты, применяя кооперативные формы. Поступательное развитие экономических начал кооперации являлось, по мнению Маслова, важным условием достижения всех ее задач. В соответствии с его представлениями, основу кооперативного движения определяет индивид, стремление его участников улучшить свое экономическое положение. Главное условие для достижения желаемой задачи- коллективная практика экономических субъектов.

В сущности, все усилия Маслова устремлены на то, чтобы деидеологизировать кооперативный идеал, пересмотреть его психологические предпосылки. Это важно,  поскольку «у представителей различных типов кооперации существуют различные психологические основы для кооперативной деятельности, различные ее мотивы и различные идеологии кооператоров как хозяйствующих субъектов». 8Ограничение прибыли в кооперативе Маслов рассматривал не в качестве способа ограничить частнособственнический инстинкт, а в качестве отказа от развития кооперации, в общем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ С. С. Масловым социально-экономических  процессов в советской России 

 

Опыт "военного коммунизма" и реакция  на него крестьянства стали убедительным свидетельством того, что максимизация крестьянского и сельского потенциала возможна только при проведении политики, которая подобна НЭПу.  Маслов считал, что новая экономическая  политика формирует условия для  благополучного существования крестьян, определяя, тем самым, хозяйственную, или экономическую свободу крестьян.

В соответствии с проведённой коллективизацией и её результатами, цель своей работы Маслов полагал, прежде всего,  дать о происходящем в нашей стране достоверное, истинное знание.

В своих трудах  Маслов пытался  объективно проанализировать  факт коллективизации: «когда почти исчез  хозяйственно-свободный и самодеятельный крестьянский двор, ибо нынешнее его  хозяйство является лишь придатком  к колхозному. Почти все крестьянство загнано в колхозы и там с отвращением, часто с ненавистью, по чужому приказу должно пахать, засевать и убирать восемь десятых всех посевных площадей и ухаживать за двумя пятыми всего скота. Все его хозяйственные понятия, навыки и технические приемы насильственно сломаны. Большая часть его имущества, начиная с земли, отобрана и против его воли передана в чужие управительские руки. Хозяйственная самостоятельность, с которой вырастали десятки поколений его предков, от него отобрана и теперь стала меньше, чем в самую тяжелую пору крепостного права. И все это разыгралось на пространстве одной шестой земной суши, среди людского океана в 120 млн. человек и свершилось всего-навсего в три-четыре года".

Информация о работе Кооперативная концепция С. С. Маслова (1887 – после 1945)