Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Жизнь на Земле представлена громадным разнообразием форм, которым присуща возрастающая сложность строения и функций. Всем живым организмам свойственны два признака: целостность и самовоспроизведение. В ходе индивидуального изменения (онтогенеза) организмы приспосабливаются к внешним условиям, а смена поколений приобретает эволюционно-исторический характер (филогенез). Организмы выработали способность к относительной независимости от внешней среды (автономность). Одно из главных свойств всякого живого организма — обмен веществ. Наряду с ним существенными признаками жизни являются раздражимость, рост, размножение, изменчивость, наследственность. Всякий живой организм как бы стремится к главному — воспроизведению себе подобных.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Определение жизни 4
3. Основные концепции происхождения жизни 5

4. Аргументы концепции происхождения жизни 7
а) креационистской концепции;
б) эволюционистской концепции;
в) теории саморождения (самоорганизации);
г) концепции панспермии.
5. Заключение 17
6. Список литературы 18

Файлы: 1 файл

ксе.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

                                                                               6

     Аргументы концепции происхождения жизни

 

а) креационистской концепции;

 

Креационизм - концепция, объясняющая происхождение  многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Название учения происходит от латинского слова creatio, creations - “создание”, “сотворение”. Креационизм исходит из того, что, несмотря на присущее человеку стремление разрешить вопрос о происхождении  мира, он сам по себе не может добиться этого без помощи Бога, которому мир обязан своим существованием.

Корни креационизма уходят в эпоху глубокой античности. До сих пор известен древневавилонский миф о герое-боге Мардуке, который, обладая колоссальной силой, разорвал надвое чудовище Тиамат и создал из его спины небо, а  из живота - землю. 
Исходя из имеющихся представлений о структуре живых организмов, основным компонентом которых является вода, в известной мере можно объяснить почему в поисках субстанций жизни упор всегда делался и на воду. На первых порах идея сотворения выглядела довольно просто: некто создает нечто и всегда из чего-то. Творец, созидатель (демиург) - это искусный мастер, копирующий некую модель. 
На новый уровень креационисткие представления выходят уже в библейские времена. Главная идея библейского ответа на вопрос о происхождении жизни, как частного случая сотворения мира, в том, что Бог создал мир из ничего - не из готовой материи и не из собственного своего существа. Всему сущему предшествовала безначальная вечность, в которой творил один Господь. Именно им было положено новое начало, бытие - мир видимый и невидимый.

В соответствии с Библией, начало жизни на Земле  связано с пятым днем творения, когда появились рыбы и водяные  твари, птицы и воздушные творения. На следующий день на земле являются разного рода животные, обитающие  на суше. Не ясно было только - для кого все это? И на седьмой день Бог  сотворил человека “по образу нашему, и по подобию Нашему”.

Креационистские представления о происхождении  жизни и ее развитии господствовали в науке до возникновения эволюционного  учения. Они являлись не только догмами  официальной религии, их придерживалось подавляющее большинство естествоиспытателей. Отправляясь от факта многообразия форм органического мира, сторонники креационизма рассматривали это  многообразие как результат Божественного  творения. Они защищали идею неизменности видов и отрицали эволюцию. 
 

 

 

                                                                7

б) эволюционистской концепции;

 
      Основу эволюционного  подхода к проблеме возникновения  жизни составляет идея развития, которая как методологический  принцип познания живой природы  начала оформляться в период XVII-- XVIII веков. Однако первые попытки  носили характер стихийных, гениальных  догадок. Наука еще не располагала  достаточным естественнонаучным  материалом, метафизический взгляд  на природу не позволял подойти  к исследованию подлинных источников  развития.

 
      Проблема развития - важнейшая проблема философии.  С решением ее на разных  этапах связано преодоление кризисных  состояний в становлении естествознания, что способствовало выходу науки  о природе на новые уровни  и открывало новые перспективы  перед естествоиспытателями. Как  известно, вопросы развития разрабатывались  не только материалистами, идеалистическая  философия также пыталась дать  их решение со своих позиций.  Естественно, что проблема развития  является важной и для самой  биологии. Более того, эта проблема, как свидетельствует история  науки о жизни, выступает центром  формирования основных положений  и представлений современной  биологии. Концепция развития не  может существовать только в  рамках чистой философии. Философские  конструкции должны подкрепляться  знанием подлинных явлений, источников  и причин их развития. Впервые  концепция развития (в особенности  органического) была сформулирована  древнегреческими философами. Лосев  А.Ф. подчеркивает, что именно  в философии Аристотеля появляется  диалектический результат живого  развития жизни. Дальнейшая философская  разработка этой идеи во многом  зависела от решения целого  ряда естественнонаучных проблем,  которое, в свою очередь, требовало  эффективной методологической основы.

Такая диалектическая взаимосвязь - методологии  и результатов конкретных наук - принципиальное качество научного познания. История становления эволюционного  учения подтверждает, какую важную роль в этом процессе играют философские  взгляды естествоиспытателей. Так, в свое время широкое распространение  в биологии получила аристотелевская  идея градации органического мира, завершением которой явилась  натурфилософская концепция “лестницы  существ”. Ее сторонники представляли живую природу в виде восходящей “лестницы”, ступеньками которой  выступают отдельные формы органического мира, располагающиеся

в порядке  повышения их сложности.

 

 

 

 

 

 

                                                   8

 

 
Эти взгляды дальнейшее воплощение получили в принципе непрерывности  Г.В. Лейбница и его учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц приходит к  выводу о родстве всех живых существ  и о их единстве с неорганической природой. “Идея “вездесущия” жизни, - подчеркивал В. И. Вернадский, - проникала  философию Лейбница и едва ли можно  сомневаться в том, что через  нее она многообразным путем  все время сохранялась и жила в той среде, в которой творила  научная работа человечества”.

Воззрения швейцарского философа и естествоиспытателя Ш. Бонне (1720-1793) испытали влияние Лейбница. По мнению Бонне, органический мир в  целом можно сравнить с организмом, в котором все элементы связаны  между собой настолько тесно, что невозможно допустить отсутствие какого-либо из них. Хотя “лестница  существ” у Бонне, в которую он включал также и сверхъестественные существа -- ангелов и т. п., отражала несогласие с искусственной классификацией Линнея, она была далеко от того, чтобы  рассматривать внешнее сходство видов как результат единства их исторического происхождения. Концепция  Бонне в своей основе не содержала  идеи развития, так как основывалась на преформистских представлениях, согласно которым эволюция - это развертывание  вечно существующих зародышей, исключающее  новообразования. Взгляды Бонне  оказали сильное влияние на формирование естественнонаучных представлений  французских материалистов.

Французский материалист Ж.О. Ламеттри (1709-1751) высказал идею о возникновении живых форм из органических зародышей под влиянием внешней среды. Единство растительного  и животного царства он усматривал в сходстве составляющих их элементов. Ламеттри в какой-то степени подходил к идее эволюции, но делал это  с крайне механистических позиций, полагая, что различие между животным, растительным миром и человеком - чисто количественного порядка.

Более развернутый характер эволюционные идеи приобрели в учении Д. Дидро (1713-1784), который прямо ставил вопрос о качественной изменчивости органического  мира. Предвосхищая некоторые положения  эволюционного учения, Дидро считал, что человек как биологический  вид имеет свою историю становления, равно как и другие живые существа. 
Важную роль в разработке идеи развития и становления эволюционного учения сыграли труды выдающегося французского естествоиспытателя XVIII в. Ж.Л. Бюффона (1707-1788), автора знаменитой многотомной “Естественной истории”. Бюффон резко критиковал классификацию Линнея, построенную на идее неизменяемости видов.

 

 

 

 

                                                  9

Он  выступил против абсолютизации разрывов между видами и исходил из представления  о постепенности переходов от одного вида к другому. В своей  критике искусственной системы  Линнея Бюффон впал в крайность. Он вообще стал отрицать возможность какой  бы то ни было классификации, полагая, что виды - не реально существующие в природе единицы, а искусственные, надуманные категории.

Одним из первых философов, сделавших попытку  применить современное ему естествознание для объяснения строения и развития мира, был И. Кант. Неоднократные  его ссылки на сочинения Бюффона, Бонне позволяют сделать вывод, что Кант был знаком с новейшей литературой по вопросам познания жизни. Значительное влияние на него оказали  труды Лейбница и Лессинга. Признание  эволюции живого и растительного  мира явилось для Канта логическим завершением его космогонической  гипотезы. Идея развития рассматривалась  им как всеобщий принцип, применимый к познанию всех явлений, имеющих  место на Земле. Фактический научный  материал, которым располагала в  то время биология, не мог дать Канту  убедительных доказательств правильности его концепции. Тем не менее выводы, к которым он пришел, рассматривая живую природу, способствовали проникновению  идеи эволюции в умы биологов. Кант предугадал сущность материалистического  объяснения природы наследственного  материала, совершенно верно подметив независимость его от внешних  причин.

Возможность доказательства общности происхождения  “великого множества” видов живых  организмов, населяющих Землю, Кант видел  в создании естественной истории  как самостоятельной науки. Высказываясь в защиту исторического подхода, Кант горячо выступает против идеи множества локальных актов творения.

В этот же период немецкий естествоиспытатель К. Ф. Вольф (1734--1794) опубликовал свою диссертацию “Теория зарождения”, в которой опроверг учение о преформации  и научно обосновал теорию эпигенеза.

Смелую  попытку распространить идеи развития на человеческую историю предпринял ученик Канта И. Г. Гердер. В его  теории органических сил идея развития приобретает всеобщий характер. Из области поэзии, языка, мышления Гердер переносит ее на всю природу. В  труде “О переселении душ” он излагает взгляды на развитие животного мира, которые затем в его основном труде “Идеи к философии истории  человечества” выражаются в форме  всеобщего закона природы.

Большой вклад в развитие эволюционных представлений  внесли Эр. Дарвин, К.Ф. Кильмейер и  в особенности французский натуралист Ж. Б. Ламарк(1744-1829). 

 

 

 

 

                                                 10

 

 

Накопленный длительным развитием  биологической науки фактический  и теоретический материал требовал своего объяснения в рамках общей  концепции, диалектически отражающей противоречивые процессы развития в  живой природе. Такое объяснение было дано Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие  материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического  мира. В 1859 г. был выпущен главный труд всей жизни Ч. Дарвина - “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”.

 

в) теории саморождения (самоорганизации);

 

Религиозные учения всех времен и всех народов  приписывали обычно появление жизни  тому или другому творческому  акту божества. Весьма наивно решали этот вопрос и первые исследователи природы. Даже для такого выдающегося ума  древности, каким являлся Аристотель, принять представление о том, что животные -- черви, насекомые  и даже рыбы - могли возникнуть из ила, не представляло особых затруднений. Напротив, этот философ утверждал, что  всякое сухое тело, становясь влажным, и, наоборот, всякое мокрое тело, становясь  сухим, родят животных.

Авторитет Аристотеля имел исключительное влияние  на воззрения средневековых ученых. Мнение этого философа в их умах причудливо переплеталось с учением  отцов церкви, зачастую давая нелепые  и даже смешные на современный  взгляд представления. Приготовление  живого человека или его подобия, “гомункулуса”, в колбе, при помощи смешения и перегонки различных  химических веществ, считалось в  средние века хотя и весьма трудным  и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом.

Получение же животных из неживых материалов представлялось ученым того времени  настолько простым и обычным, что известный алхимик и врач Ван-Гельмонт прямо дает рецепт, следуя которому можно искусственно приготовить  мышей, покрывая сосуд с зерном мокрыми  и грязными тряпками.

Ряд сочинений, принадлежащих к XVI и XVII вв., подробно описывает превращение  воды, камней и других неодушевленных предметов в пресмыкающихся, птиц и зверей. Гриндель фон Ах даже приводит изображение лягушек, образующихся из майской росы, а Альдрованд дает рисунки, показывающие, каким образом  птицы и насекомые родятся  из веток и плодов деревьев.

 

 

                                                   11

Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"