Контрольная работа по «Естественнонаучная картина мира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 07:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полное рассмотрение всех методов познания естественных наук.
Задачи работы:
Проанализировать и изучить специальную литературу;
Найти ответы к тестам;
Ближе ознакомиться с методами познания естественных наук;
Сделать вывод.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Тестовая часть………………………………………………………………………………..5
Реферативная часть……………………………………………………………………….9
Методы познания естественных наук
Аксиоматический метод………………………………………………………………...9
Метод гипотезы…………………………………………………………………………….10
Анализ синтеза………………………………………………………………………….….12
Индукция и дедукция……………………………………………………………………14
Аналогия и моделирование…………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

енкм.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Братский  государственный университет

 

Кафедра «Физики»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Естественнонаучная картина мира»

 

 

 

 

Выполнил:                       

Студент группы  П-12                                                              И. С. Сафронова

Проверил:

к. п. н., доцент                                                                           Л. А. Геращенко

 

  

 

 

Братск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

  1. Тестовая часть………………………………………………………………………………..5
  2. Реферативная часть……………………………………………………………………….9

Методы познания естественных наук

    1. Аксиоматический метод………………………………………………………………...9
    2. Метод гипотезы…………………………………………………………………………….10
    3. Анализ синтеза………………………………………………………………………….….12
    4. Индукция и дедукция……………………………………………………………………14
    5. Аналогия и моделирование…………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………………………….20

Список  литературы…………………………………………………………………………………22

 

 

 

Введение

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем  научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. За 300 лет, а именно такой  возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который  наши предки не могли даже предположить (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Однако  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов  и императивов познания. Именно правильно  выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать  глубинную связь явлений, вскрывать  их сущность, открывать законы и  закономерности. Количество методов, которые  разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе  с тем все эти методы находятся  в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях.

Понятие метод (от греческого слова «методос»  — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для  решения тех или иных задач, и  умение применять это знание на практике.

Методы познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся такие методы исследования как: наблюдения, эксперимент, аксиоматический метод, моделирование,  анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, доказательство и др.

Цель работы: наиболее полное рассмотрение всех методов познания естественных наук.

Задачи работы:

  1. Проанализировать и изучить специальную литературу;
  2. Найти ответы к тестам;
  3. Ближе ознакомиться с методами познания естественных наук;
  4. Сделать вывод.

 

Тестовая часть

  1. Установите соответствие между методом научного познания и самим методом:

1) Преднамеренное и целенаправленное  изучение объектов, опирающееся  на чувственные способности человека.

2) Активное, целенаправленное исследование  объектов в контролируемых и  управляемых условиях.

3) Метод замещения изучаемого  объекта подобным ему по ряду  интересующих исследователя свойств  и характеристик.

Наблюдение

Эксперимент

Моделирование

Ответ: 1-наблюдение; 2-эксперимент; 3-моделирование. [6, стр.18]

  1. Основоположником системного подхода в химии является: (1)

А) Дж. Дальтон

Б) Д. И. Менделеев

В) А. М. Бутлеров

Г) Ф. А. Кекуле

Ответ: Б

Основоположником системного подхода  в химии стал русский химик  Д.И. Менделеев. После посещения конгресса  Менделеев приступил к изучению элементов и обратил особое внимание на периодичность изменения валентности  у элементов, расположенных в  порядке возрастания атомных  весов.

Менделеев считал, что любое точное знание составляет систему, в основе которой должен быть единый систематизирующий  фактор. В качестве такого фактора  он выбрал атомный вес, полагая, что  последний является главной характеристикой  всех химических элементов.

Основываясь на увеличении и уменьшении валентности элементов в соответствии с их атомным весом, Менделеев  разделил элементы на периоды (отсюда название «периодическая система элементов»). Первый период включает только один водород, затем следуют два периода  по семь элементов в каждом, а  затем периоды, содержащие более  семи элементов. Такая периодическая  система элементов была яснее  и нагляднее, чем график. Благодаря  форме таблицы мировое сообщество ученых отдало приоритет открытия периодической  системы именно Менделееву, а не другим ученым, которые к тому времени  также систематизировали элементы, но в других формах. [7]

  1. С волновой точки зрения невозможно объяснить следующий установленный экспериментально закон фотоэффекта: (1)

А) наличие или отсутствие фотоэффекта  зависит от интенсивности света, но не зависит от его длины волны.

Б) наличие или отсутствие фотоэффекта  зависит от длины волны света, но не зависит от его интенсивности.

В) количество электронов, выбиваемых с поверхности металла светом, пропорционально энергии фотона падающего на нее света.

Г) количество выбиваемых с поверхности  металла электронов пропорционально  интенсивности падающего на нее  света.

Ответ: Б

Фотоэффект — это испускание электронов веществом под действием  света (и, вообще говоря, любого электромагнитного  излучения).

Законы фотоэффекта:

Формулировка 1-го закона фотоэффекта: Сила фототока прямо пропорциональна  плотности светового потока.

Согласно 2-му закону фотоэффекта, максимальная кинетическая энергия  вырываемых светом электронов линейно  возрастает с частотой света и  не зависит от его интенсивности.

3-й закон фотоэффекта:  для каждого вещества существует  красная граница фотоэффекта,  то есть минимальная частота света, при которой ещё возможен фотоэффект, и если, то фотоэффект уже не происходит. [8]

  1. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТАГАТ. Исходя из принципа комплементарности, последовательность нуклеотидов в другой цепи ДНК следующая: (1)

А) АГЦТГУ

Б) ГАТЦТА

В) АГЦТАТ

Г) ГАТАТЦ

Ответ: Б

Каждая новая молекула ДНК состоит  из одной старой цепи и одной новой, комплементарной старой. Этот способ был опробован, и механизм репликации молекулы доказан опытами М. Месельсона и Ф. Сталя (1958 год). В основе комплементарности  лежит свойство нуклеотидов спариваться  при помощи своих оснований: А  с Т, Ц с Г – в ДНК; А с У и Ц с Г – в РНК. [6 стр. 443].

  1. Следствием однородности времени является закон сохранения… (1)

А) энергии

Б) массы

В) импульса

Г) заряда

Ответ: А

Закон сохранения энергии – один из центральных моментов всей физики и техники. Этот закон налагает строгие  ограничения на возможности извлечения энергии и ее преобразования из одной формы в другую. Закон сохранения энергии запрещает существование вечных двигателей такого типа, в которых замкнутая сила непрерывно «поставляет» механическую энергию наружу. Так же этот закон является следствием однородности времени. [4 стр. 56]

  1. Социально-культурная эволюция человека отличается от биологической эволюции тем, что: (н)

А) не связана с биологической эволюцией

Б) в процессе развития человека влияние  биологической эволюции возрастает, а социально-культурной уменьшается

В) наследуется целенаправленно  через обучение

Г) знания, идеи, технологии распространяются по всей популяции быстрее, чем генетическая информация.

Ответ:  В, Г

Связь и различие между биологической  и социальной эволюцией заключены  в двойственной природе самого человека: по генетической природе он существо биологическое, но его деятельность осуществляется в обществе (он существо социальное) и не может не отличаться от поведения других живых существ: человек, сохраняя свою биологическую  природу, превратился вместе с тем  в общественное существо – его  деятельность включает не только естественные, природные, но и искусственные «сверхприродные», социальные и культурные факторы.

Поэтому эволюция социально-экономических  систем качественно отличается от эволюции природных систем.

Во-первых, основной эволюционный принцип  – принцип целесообразности –  не проявляется в рамках общества столь же однозначно, как в природной  системе: при естественном отборе выживают наиболее приспособленные особи, а  человек по сравнению с другими  живыми существами располагает более  скромными физическими возможностями  приспособления. Только свойственные ему дух и интеллект компенсируют физическую слабость по сравнению с  другими животными, позволяют ему  приспосабливаться к окружающей среде, создавая искусственные структуры  (орудия труда, социальные организации и т.п.), компенсирующие его физическое несовершенство. Поэтому многие явления социальной жизни, избыточные с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяют развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы.

Во-вторых, в ходе биологической  эволюции происходит наследование и  передача чисто генетических свойств  и факторов, но передаются лишь генетические признаки родителей (не все и не всегда), а социально-культурная эволюция сопровождается передачей исторического опыта будущим поколениям, освоением традиций и опыта многочисленных социальных коллективов и общества в целом: навыки, знания, правила поведения, опыт усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения и воспитания как в семье, так и в школе и других социальных коллективах и группах, по этой причине социальная эволюция происходит несравнимо быстрее, чем биологическая. [1]

  1. Качество любой формы энергии определяется: (1)

А) степенью замкнутости системы, обладающей данной энергией

Б) легкостью ее превращения в  другие формы энергии

В) легкостью превращения других форм энергий в данную форму

Г) температурой системы, которая обладает этой энергией.

Информация о работе Контрольная работа по «Естественнонаучная картина мира»