Конституция Республики Беларусь. О роли партий и общественных объединений в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:07, реферат

Описание работы

Республика Беларусь — президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.
Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин.

Содержание работы

Введение 3
Список партий РБ 4
Формирование первых политических партий 5
Становление многопартийной системы 6
Финансирование партий Беларуси 7
Референдумы 8
Виды политических партий 10
Значимость партий 12
Гражданская активность 13
Причины малой популярности партий у граждан 14
Вывод 17
Список источников 18

Файлы: 1 файл

ПАРТИИ РБ-КИКЕЛЬ.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

 

Значимость партий.

 
В настоящее время партийная система  Республики Беларусь находится в  стадии формирования, отличается нестабильностью  и имеет свои особенности. 
Не все партии способны разработать научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствуют механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта. 
Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую осуществляет назначенное Президентом и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической-1) 

Гражданская активность в политических партиях.

 

В условиях размытости и  неопределенности социального адресата, общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.

 

Причины малой  популярности партий у населения.

 
Между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий. 
В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для  решения насущных проблем трудящихся, люди не видят в их существовании  большой пользы и не нуждаются  в них. Этим частично объясняются  низкие рейтинги политпартий. Так, по данным Института социально-политических исследований при Администрации  Президента Республики Беларусь, самый  высокий рейтинг у поддерживающей Президента страны Коммунистической партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую партию – 1,2 %. В то же время более половины жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения ни одной из политических партий. 
Наличие объективных трудностей во многом объясняет причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.

Особо важное место в современных политических партиях занимают политические лидеры. Они, как правило, являются их брендом, особенно в ходе избирательных кампаний, в общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры должны выражать существующие интересы, в этом смысле – быть отражением настроений партийного электората, своих избирателей – всегда находиться впереди «на белом коне». Они во многом влияют на политическую партию, в некоторых случаях полностью сравниваются с ней, «растворяются» в ней. Современная политическая реальность, заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам – быть компетентными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей, понимать их настроения, а не быть Бабой Ягой на метле и в ступе, пытающейся призывами и заклинаниями вести электорат к лучшей жизни. Новые условия требуют полной смены поведенческой парадигмы современных партийных лидеров, формирования их принципиально нового имиджа. Что в Беларуси так и не произошло и не очень скоро произойдет. Как результат, у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающим современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать необходимые политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий просто-напросто не интересны. У них полностью отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Под вопросом и моральный облик лидеров некоторых политических партий. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда ничего не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса – 0, 00… процента. История показывает, что политические партия нужны до тех пор, пока они служат людям, выполняют и отражают их запросы и интересы, эффективно и целеустремленно сражаются за них.

 

 

Вывод:

 

Множество партий – это еще не многопартийная система, а лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом. 
Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от способности получить поддержку на выборах, от взаимоотношений со структурами власти, налаживания конструктивных переговоров с ними. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.  
Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси на первоначальном этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, которые стоят перед народом.

 

Список источников информации

 

1) Википедия - http://ru.wikipedia.org/

2) Сайт президента РБ  – http://president.gov.by/

3) Сайт научно-методического  семинара - http://socio.bas-net.by/

4) Сайт тем для рефератов  - http://www.allbest.ru/


Информация о работе Конституция Республики Беларусь. О роли партий и общественных объединений в жизни общества