История развития календаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Одним из сложнейших вопросов, на который даже современная наука не может дать однозначного ответа, является определение понятия «время». Лучшие умы с глубокой древности бились над ним, и характерно в этом отношении мнение Августина Блаженного, констатировавшего, что он понимает сущность времени до тех пор, пока его не спрашивают об этом. Действительно, время – эта одна из основных характеристик реальности, «четвертое измерение», но, задумавшись над столь элементарной вещью, не сразу придет в голову достойное объяснение ее сущности.
Главная цель работы – освещение истории зарождения календаря и его развития до наших дней. Первая часть реферата посвящена вопросу формирования временных представлений и календарных единиц (сутки, неделя, месяц, год), а также этимологии их названий у разных народов. Вторая – истории развития григорианского календаря, которым пользуется сейчас практически весь мир.

Файлы: 1 файл

Черновик.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, если полнолуние в XVI в. имело  место между 11 и 21 марта, то согласно церковным правилам оно весенним не считалось, и пасха праздновалась  лишь через 30 дней, после следующего полнолуния. В результате этот типично весенний праздник передвигался в сторону лета, что не могло оставаться не замеченным. Так как  даты весеннего равноденствия пасхальных полнолуний, принятые в качестве основы для расчета пасхи, уже не соответствовали реальным астрономических явле-ниям, проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.), Латеранском (1512 –1517 гг.) и Тридентском (1545 –1563 гг.) соборах.

     Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.  В специальной булле «Inter gravissimas» («Среди важнейших…») от 24 февраля 1582 г. папа говорит следующее: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на десять дней приблизительно, и луне вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и луна со своих мест никуда не сдвигались» .

     Угрожая отлучением от церкви всякому, кто откажется  принять календарную реформу, папа Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась в дальнейшем, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. будет високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а 3323.

     Такая календарная система получила наименование григорианской или «нового стиля». В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого сти-ля».

     Календарная реформа 1582 г. не была сразу же единодушно принята и вызвала бурю протестов  и ожесточенную полемику. Против нее высказались почти все университеты Западной Европы, причем особенно категорично Парижский и Венский. Многие ученые того времени утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован и является лишь искажением юлианского. В ответ на папскую буллу появился целый поток памфлетов, анонимных писем, слухов о близком «конце света». Особенно содействовали их распространению протестанты, считавшие, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой» . Тем не менее, страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 – 100 лет.  Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет.

     Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Право-славная церковь изначально отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря. Дело в том, что в григорианском календаре довольно часто христианская пасха приходится вместе с еврейской или даже раньше ее, что запрещено «Апостольскими правилами»: «если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина» .

     Позиция церкви по этому вопросу была такой долгое время и, можно констатировать факт, не изменилась даже к концу XX в. Однако проблема реформы календаря в России поднималась неоднократно, особенно в XIX в. В тридцатых годах прошлого столетия Петербургская Академия наук выступила с предложением о введении нового стиля, но Николай I под влиянием министра народного просвещения  князя К.А.Ливена и под давлением церковников отклонил нововведение. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей научных учреждений и некоторых министерств. Перед комиссией ставилась задача подготовить проведение календарной реформы. Эта попытка также окончилась неудачей.

     Вопрос  о календарной реформе в России получил окончательное решение только после Октябрьской социалистической революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., подписанным  В.И.Лениным, в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница  между старым и новым стилем составляла 13 дней. Поэтому декретом Совнаркома РСФСР предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

     Сейчас  григорианский календарь стал международным, поскольку в международных отношениях невозможно обойтись без единого календаря.

     Календарь будущего

     Сегодня наш календарь с астрономической  точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких  изменений. И все же о реформе  его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

     В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является  и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается  тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

     На  протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

           Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный – только они отвечают критерию практической реализации. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 - 1857). В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.

           Однако 13-месячный календарь  имел бы ряд существенных недостатков  хотя бы потому, что при делении  года на кварталы пришлось бы делить и  месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календар-ный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня. Вводить же календарь Армелина удобно вводить с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.

           Проект этого календаря  был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея ООН откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение, а сейчас проблема вечного календаря будущего признана неактуальной и решение ее отложено на неопределенный срок. Скорее всего, ныне действующий и признанный большинством стран григорианский календарь просуществует без изменений еще очень долго. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. В.В.Цыбульский «Календари и хронология стран мира», М., «Просвещение», 1982
  2. Н.Николов, В.Харлампиев «Звездочеты древности», М., «Мир», 1991
  3. Н.Моисеева «Время в нас и время вне нас», Л., «Лениздат», 1994
  4. Н.В.Володомонов «Календарь: прошлое, настоящее, будущее», М., «Наука», 1987
  5. И.А.Климишин «Календарь и хронология» М., «Наука», 1985
  6. А.П.Пронштейн, В.Я.Кияшко «Хронология: учебное пособие для исторических вузов», М., «Высшая школа», 1981
  7. С.И.Селешников «История календаря и его предстоящая реформа», Л., «Лениздат», 1959
  8. С.Куликов «Нить времен: малая энциклопедия времени с заметками на полях газет», М., «Наука», 1991
  9. О.Р.Бородин «Человек и время: возникновение современной хронологии», М., «Зание», 1991
  10. Л.С.Хренов, И.Я.Голуб. «Время и календарь», М., «Наука», 1989

Информация о работе История развития календаря