История развития календаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Одним из сложнейших вопросов, на который даже современная наука не может дать однозначного ответа, является определение понятия «время». Лучшие умы с глубокой древности бились над ним, и характерно в этом отношении мнение Августина Блаженного, констатировавшего, что он понимает сущность времени до тех пор, пока его не спрашивают об этом. Действительно, время – эта одна из основных характеристик реальности, «четвертое измерение», но, задумавшись над столь элементарной вещью, не сразу придет в голову достойное объяснение ее сущности.
Главная цель работы – освещение истории зарождения календаря и его развития до наших дней. Первая часть реферата посвящена вопросу формирования временных представлений и календарных единиц (сутки, неделя, месяц, год), а также этимологии их названий у разных народов. Вторая – истории развития григорианского календаря, которым пользуется сейчас практически весь мир.

Файлы: 1 файл

Черновик.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

     Само  название «неделя» означает «день, в  который ничего не делают» (не зани-маются делами), а понедельник – это  «день после недели» (так же как  «пополудни» - время после полудня). Вторник – это «второй день после недели», а так как «неделя» когда-то была первым днем седмицы (по Ветхому Завету суббота является последним, седьмым днем недели), то среда была действительно средним днем. В старославянском языке встречается и более древнее название среды – третийник.

     История знает примеры, когда неделя состояла из иного числа дней, чем семь. В основе календаря французской  революции находились так называемые декады (десятидневки), а сверхгодичные 5 или 6 (в високосный год) праздновались в конце года.

     В Советском Союзе после революции  существовала некоторое время пятидневка, а потом шестидневка. В период с 1929 по 1940 год правительственными распоряжениями дважды проводились частичные календарные реформы. В октябре 1929 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес решение о введении укороченной пятидневной недели. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. В результате этого календарь подвергся некоторым изменениям. Год был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых содержалось одинаковое число дней – 30. Месяцы делились на 6 пятидневных недель с выходными днями 5, 10,15,20, 25 и 30-го числа каждого месяца. Таким образом, в году получалось 72 пятидневки, то есть 360 дней. Остальные 5 дней было решено считать «сверхгодичными» и приурочить к советским революционным праздникам: 22 января – начало революции 1905 года; 1 и 2 мая – дни Интернационала; 7 и 8 ноября – дни Октябрьской революции. Также «сверхгодичным» стал високосный день – 366-й день года.

     Однако  этот календарь просуществовал недолго. В ноябре 1931 года Совнарком СССР вынес постановление о прерывной производственной неделе и о переходе на шестидневную неделю с постоянными выходными днями в следующие числа каждого месяца: 6, 12,18, 24 и 30-е. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта. Переход на прерывную шестидневную неделю начался с 1 декабря 1931 г. Этому календарю было отмерено около 9 лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о переходе с шестидневки на семидневную неделю, в которой седьмой день (воскресенье) опять стал днем отдыха. Все вернулось на круги своя.

     В какой-то мере продолжительность недельного цикла в 7 дней определена природой и особенностями организма человека: по тем или иным причинам более высокоорганизованные формы жизни на Земле, у которых в клетках имеются ядра, обладают около недельными ритмами. Более низкоорганизованные формы жизни, где в клетках еще нет ядер, обладают ритмом с периодом в три с половиной дня, то есть примерно полунедельным циклом. У здорового человека наблюдаются околонедельные колебания силы и выносливости мышц, поэтому недельный цикл рабочей и социальной активности является естественным для него.

     Месяц – промежуток времени, близкий к  периоду обращения  Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь никак не согласован с изменением фаз Луны.

     Если  судить по некоторым современным  народам, сохранившим первобытную  культуру, издревле отрезки года они  связывали с теми или иными  явлениями природы или с хозяйственной деятельностью. Первоначально в месяц не входило определенное количество дней – это был период, в который укладывалось отмеченное природное или хозяйственное явление. У некоторых народов Западной Сибири год насчитывает 13 месяцев, продолжительность которых различна и зависит от внешних природных признаков, по которым они устанавливались. Например, у чулымских татар августу соответствует «месяц белой рыбы», октябрю – «месяц красных листьев». В календаре этого народа есть также «месяц голых листьев», «месяц маленького мороза», месяц большого мороза». Тунгусский месяц может иметь и 15, и 20, и другое неопределенное количество дней, а листопадный месяц жителя Камчатки так же длинен, как наши три месяца.

     Месяцы, носящие имена природных сезонных явлений, встречаются у славянских народов. Древнерусские названия месяцев имеют в своей основе описание при-родных явлений. Так, январь носил название просинец (появление просини на небе после сплошной осенне-зимней облачности), или сечень («сечь» – рубить лес; рубить лес приходилось зимой, чтобы приготовить новые площади для посевов). Февраль – снежень, или лютый. Март – березозоль (в самый сухой месяц года березовый лес подсыхал, и его сжигали по подсечной системе, используя золу как удобрение), или сухий (имелось в виду время просыхания срубленного леса). Апрель – цветень (квитень, красовик). Май – травень (время бурного цветения трав). Июнь – червень (красный месяц; другая трактовка – название происходит от слова «червец» (червь), в это время люди собирали в садах и огородах вредных гусениц), южное название – изок (изоки – кузнечики, июнь – пора стрекотания кузнечиков). Июль – червень на севере, где все расцветает медленнее, и липец (время цветения лип) на юге. Август – серпень, жнивень (пора жатвы серпами), на севере в древности назывался зарев, зорничник (в это время на севере начинаются пазори – северные сияния). Сентябрь – вересень (южное название – в честь цветов вереска), рюин (северное название – ржаной месяц, месяц сбора ржи). Октябрь – листопад, жовтень (на юге – месяц пожелтевшей листвы). Ноябрь на юге, где октябрь назывался жовтень, получил название листопад, на севере – грудень (время не проезжих дорог, «грудь» - замерзшая колея на дороге). Декабрь – на юге, где ноябрь назывался листопад, числился как грудень, а на севере – как студень, в связи с наступлением холодов.

     Традиция  связывать название месяца с явлениями  природы или хозяйственной деятельностью  человека довольно часто встречается  в календарях мира, но не менее часто можно проследить связь с религиозными представлениями. Так, большинство месяцев у древних египтян были посвящены богам. Тот – бог Луны, мудрости и сче-та, а также первый месяц в календаре; месяц Атир посвящался богине Хатор; Пайни – «празднику долины», а Месори – «рождению Солнца».

     Один  из вариантов египетского календаря  был создан на территории Ирана в  первой половине первого тысячелетия  до н.э. Названия месяцев тоже восходили  к именам богов. Первый из них (Фервердин) – это месяц Фравашей (душ всего сущего); третий (Хордад) – месяц божества целостности, здоровья; четвертый (Тир) посвящался Сириусу; шестой (Шехривер) – богу-покровителю металлов; седьмой (Мехр) – богу света и неба; восьмой (Абан) – богу вод; девятый (Азер) – богу огня; десятый (Дей) – верховному богу-творцу Ахурамазде; одиннадцатый (Бехмен) – божеству доброй мысли и двенадцатый (Эсфепд) – богине святого смирения, богине Земли.

     Своеобразен современный арабский календарь. Название месяцев в нем представляют собой смешение наблюдений за природой и религиозных предписаний. Год начинается месяцем Мухаррам («запретный», «священный» - в Мухарраме запрещались войны). Следующий месяц – Сафар («желтый» - будто бы из-за моровой язвы, выбиравшей этот месяц для своих набегов, от которой желтело лицо). Месяцы Раби первый и Раби второй напоминали о весенних цветах и о росе («раби» - весна). Два месяца Джумада («джамада» - застывать) приходились на зимний период. Раджаб – «безопасный» («ирджабу» – воздерживаться от войн и набегов). Шаабан – от «ташаа-ба – разветвляться (в этом месяце рекомендовалось совершать набеги). Рамадан («ра-мида» – быть жгучим) – жаркий месяц. В месяц Шаввал («шаля» – поднимать, переносить) арабы поднимались со стоянки. В месяц Зу-л-Каада полагалось оставаться дома («каада» и означает: сидеть, оставаться дома). В месяце Зу-л-Хиджа доисламские арабы совершали  паломничество в Мекку («хаджж» - паломничество).

     О происхождении современных названий месяцев григорианского календаря  будет рассказано в следующей  главе, посвященной истории календаря древних римлян.

     Годом называется промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

     В глубокой древности выделению отрезка  времени «год» предшествовало выделение сезонов, например, сухого и дождливого времени у аборигенов Австралии, или зимы и лета, которые сначала считались каждое за самостоятельную единицу. Так, у индейцев Северной Америки был как год зимний, так и год летний. У отдельных племен, как, например, тунгусского племени удэ, имеются два начала года – одно осенью, другое весной.  В Океании также существует понятие полугодий. Следы счета по полугодиям прослеживаются у эвенков. Так, на вопрос «Который тебе год?» двадцатипятилетний эвенк ответит: «Пятьдесят», а на вопрос «Сколько тебе лет?» он же ответит: «Двадцать пять», так как они считают только летние годы. Такой год, основанный на сезонных явлениях, а не на астрономических наблюдениях, называется годом естественным. Он дробиться на разные части. Например, у китайцев были 24 атмосферные перемены, то есть каждый из четырех сезонов делился еще на 6 частей.                                                                                                                                                                                                                          

     Усложнение  форм хозяйства начинает требовать  и новых, более точных методов  времяисчисления и времяобозначения. На этих ступенях развития на помощь приходят астрономические наблюдения. Накопление их началось значительно раньше, еще во время господства примитивных форм времяобозначения. Астрономические наблюдения вначале проводились не в целях обозначения времени, а по различным другим поводам, например, отысканием пути. Наблюдения были достаточно точны, так как примитивные народы, тесно связанные с природными явлениями, очень внимательно следили за небесным сводом. И сейчас некоторые племена, живущие в Австралии, наблюдают за сменой времен года по положению звезд. Южные тунгусы, определяя месяцы, следят и за сезонными явлениями, и за положением Большой Медведицы.

     Но  вот создается лунный год, который, по сути, является лунноестественным. Мерой длительности года и месяца является изменение Луны.  Приоритет Луны в летоисчислении провозглашен в священной книге мусульман – Коране, который запрещает считать год иначе, чем в 12 лунных месяцев. В этом календаре первое число каждого месяца совпадает с новолунием, пятнадцатое – с полнолунием, а счет лет ведется от хиджры – даты бегства Мухаммеда из Мекки в Медину, которое произошло 1 мохаррема 1 года хиджры (16 июня 622 года).

     Этим  календарем пользуются арабы, турки, персы, индусы и другие народы, исповедующие ислам. Используя этот календарь  и зная дату какого-либо события, можно  сказать, в какой фазе была в этот день Луна, но определить, было ли это  летом или зимой, без дополнительных расчетов нельзя. Год по лунному календарю составляет всегда 354,367 суток, поэтому начало года каждый раз отступает назад на 11-12 дней, пока через 33 года не возвращается к начальной дате.

     Лунный  календарь из-за своей неточности совершенно не пригоден для хозяйственной деятельности человека, постепенно назрела необходимость придерживаться продолжительности года, близкой к земледельческому циклу. Одним из первых государств, в котором около III тыс. до н.э. при счете времени удалось сочетать смену фаз Луны и времен года, был Древний Вавилон. Изобретенный там лунно-солнечный календарь послужил прообразом при разработке календарных систем у многих других народов Передней Азии.

     Древневавилонский календарный год состоял из 12 месяцев, названия которых был в основном связаны с особенностями быта. В названии месяца «Нисану» имеется корень, значение которого – «двигаться», «шагать»; «Айру» значит «яркий», «светлый», «Абу» - «враждебный» (из-за солнечной жары); «Ташриту» – «начало»; «Тебе-ту» – «мутный»; «Шабату» – «разрушение» (дождями и ливнями); «Адару» – «пасмурный». Сам же месяц начинался в тот вечер, когда впервые вскоре после захода Солнца на небе был виден новый серп Луны, то есть продолжительность месяца была в прямой зависимости от изменения фаз естественного спутника Земли. Новшеством по сравнению с лунным календарем стала вставка дополнительного 13-го месяца, которая не позволяла «гулять» началу года по сезонам и при этом не приводила к рассогласованию с фазами Луны. В Древнем Вавилоне эта вставка проводилась по распоряжению властей, а позднее была  продумана система вставки дополнительного месяца.

     Одним из важнейших достижений египетской культуры стал солнечный календарь. Главная особенность последнего состоит в том, что он не зависит от изменения фаз луны, а в основе его лежит движение Солнца относительно звезд. Одной из главных задач календаря в Древнем Египте было предсказание момента разлива Нила, важного для сельского хозяйства, поэтому неточные лунные и лунно-солнечные календари для этого были совершенно не пригодны. Разлив Нила совпадал по времени с первым восходом Сириуса после 70-суточного периода его невидимости – это позволило оценить промежуток времени между ежегодными разливами и установить длину года, равной  365,25 суток – это значение примерно составляет периоду обращения Земли вокруг Солнца. Это обеспечивало древнеегипетскому календарю необходимую точность для сельскохозяйственных работ, хотя было достигнуто отказом от привязки к фазам Луны. Развитие календаря строителей пирамид имело большое значение, так как григорианская календарная система, широко используемая сейчас в мире, своими корнями уходи в Древний Египет и является в какой-то мере усовершенствованным вариантом древнеегипетской.

     К условностям в счете времени  можно отнести установление начала года. Когда-то в древних государствах Ближнего Востока год начинался со дня осеннего или весеннего равноденствия. Европа же очень долгое время не могла прийти к согласию.

     Счет  дней в году от праздника «рождества Христова» (от 25 декабря) велся в Риме с IV в. н.э., во Франции – с VIII и до конца X в., в Германии – с IX в., причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 г.

     Начало  года с 1 марта, использовавшееся уже вычислителями даты христианской пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.

     Весьма  популярным был в Европе благовещенский стиль (от «воплощения Господа» - с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта, после того как год с тем же обозначением был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе обозначение года также менялось 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции.

     Благовещенский  стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции – в IX-X вв., но во второй половине XI в. здесь  он был заменен пасхальным (начало года – с «предпасахальной» недели), и этот стиль стал постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии. В южной части Италии еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября.

Информация о работе История развития календаря